поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы,   Фотоконкурсы,   Розыгрыши,   Рестораны, кафе,   Рецепты,   Бизнес-ланчи  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Кругосветка,   Красная Бурда,   Кинокритик,   Гороскоп,   Книги говорят,   Случайные мысли  |  Каталог:  Турфирмы,   Пейнтбол,   Сауны,   Бани,   Загородный отдых,   Товары для спорта и отдыха  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные



  Архив статей  
 

2014
январь 

2013
апрель  август  октябрь 

2012
февраль  апрель  май  сентябрь 

2011
январь  февраль  апрель  май  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
февраль  март  апрель  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
февраль  апрель  май  июнь  август  сентябрь  декабрь 

2008
апрель  июнь  октябрь  ноябрь 

2007
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  август  октябрь  декабрь 

2006
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2005
июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 




  E1 > Отдых > Случайные мысли  
 
28 октября 15:42

Екатеринбург постгужевой

Екатерина Артемьева


В последнее воскресенье октября в России отмечают День автомобилиста.  Для всех работников автомобильного транспорта — повод  поздравить коллег и принять поздравления от родных и знакомых. А для тех, чьи профессиональные интересы от этого далеки, — удобный момент, чтобы узнать немного больше об истории автомобильного транспорта в родном городе. 


Первый в Екатеринбурге автомобиль приобрели братья Злоказовы

Например, Екатеринбург. В 2013 году город мог бы отпраздновать 100-летие первого пассажирского автобуса, в мае 1913 года проследовавшего по маршруту: Кафедральный собор (сегодня площадь 1905 года) — озеро Шарташ. Автобусное движение той весной носило экспериментальный характер и продолжалось всего 4 дня, однако прецедент создан, причем в дореволюционной России, за что потомки должны быть благодарны двум людям — инициатору предприятия екатеринбургскому предпринимателю Владимиру Ярутину и московскому купцу Владимиру Бочарникову, впоследствии выкупившему монопольное право и реализовавшему этот грандиозный проект. У Бочарникова было всего два Форда с деревянными коробами вместо кузова, которые ребятня прозвала «собачьими ящиками». Содержание машин для предпринимателя обернулось большими хлопотами — деревянные ступицы на ночь приходилось снимать и замачивать в бочках с водой, чтобы не рассохлись, а утром — вытаскивать и натягивать гусматику.  Ну, а учитывая российские дороги, четыре дня — это уже очень близко к триумфу пока еще спорного, но впоследствии оправдавшего себя предприятия.

Регулярное автобусное движение появилось в городе уже при новой власти. Летом 1924 года возобновили движение по маршруту:  площадь 1905 года — Шарташ, и на уровне городского управления приняли решение пополнить «автобусный парк» 12 новыми металлическими машинами Форд, на 12-14 мест каждая. В те годы водитель автотранспорта — шофер и водитель  кобылы — извозчик участвовали в дорожном движении на равных. Можно даже сказать, что гужевой транспорт обладал некоторым преимуществом — скверное состояние дорог не располагало к скоростному движению, а неприхотливая лошадка, тянущая повозку, могла пройти по любой грязи, не боялась завязнуть в яме, не особенно волновалась из-за битого стекла, гвоздей и прочего опасного для автобусных шин мусора.


Автобус Форд

Тем не менее Свердловск ждал Форды с нетерпением. В апреле 1925 года «Уральский рабочий» писал: «Всех свердловцев волнует вопрос: когда же начнется автобусное движение. 5 шт. автобусов  получены еще в феврале. Где же прибывшие автобусы? В чем дело?» Техническая подготовка машин и планирование направлений автобусного движения и в самом деле заняли время, но 2 мая того же года Форды вышли в рейс по двум линиям: главный вокзал—2-ая Загородная (сегодня Фрунзе) и Верх-Исетский завод — вокзал Свердловск-2 (ст. «Шарташ»).

Иностранные автобусы поступали в Свердловск партиями, и по мере пополнения автобусного парка запустили еще две линии: главный вокзал — Сибирская застава (пересечение Декабристов с Восточной) и Уралмашстрой —Верх-Исетский завод. Это были достаточно простые и недорогие машины, стоимостью 2–3 тысячи рублей, однако довольно скоро стало понятно, что ввиду своей небольшой вместительности и неустойчивости Форды не отвечают потребностям растущего города. Таким образом, уже в августе было принято решение заменить поставщика. Выбор пал на английские автобусы Лейланд датской, адаптированной для правостороннего движения сборки. Лейланды и Форды «бегали» по улицам Свердловска вплоть до появления первых отечественных автобусов. Судить об их внешнем виде сегодня мы можем главным образом по фотографиям — ни об одной уцелевшей машине не известно.


Лейланд 1925 года. Модель

Лейланд на маршруте

Поездка на автобусе в те времена была обставлена с особым шиком. Водитель носил униформу: черная кожаная куртка, кепи, краги. Под стать франту выглядел и контролер. Так как проезд в автобусе был многотарифный, стоимость и цвет приобретаемого билета зависели от продолжительности пути — за две версты (именно таков был минимальный тариф) платили 10 копеек.

Если до 1928 года автопредприятие в составе Треста коммунального хозяйства находилось по адресу 8 Марта, 18 — в здании с аркой, во дворе которого располагался гараж, то уже через несколько лет перебралось в специально отстроенные помещения на Чапаева, 7.  Знаменитые ангары на Чапаева, в которых находился автобусный парк и автомастерские, зрительно помнит каждый. К счастью, эта постройка уцелела до наших дней.

Черная кожаная куртка, кепи, краги — определить профессиональную принадлежность такого человека не составляло большого труда Кондукторами работали только мужчины

В 30-е годы — начало новой эры, на смену Фордам и Лейландам пришли отечественные машины ЗиС-8 (тот самый «Фердинанд» из фильма «Место встречи изменить нельзя») и ЗиС-16. Первые советские автобусы выпускал Московский автомобильный завод им. Сталина. Эти две марки машин прослужили весь предвоенный период и прошли всю войну как санитарные машины.


Так выглядел первый отечественный автобус ЗиС-8. Узнаете? Тот самый «Фердинанд» из к-ф «Место встречи изменить нельзя»
ЗиС-16 — другая популярная модель. 

Становление автомобильного транспорта на Урале — тема интересная и достойная внимания. Если вы хотите узнать, для чего в дореволюционной России шофер возил с собой карманный франко-русский словарик, по какой центральной улице в Свердловске ходил паровоз или что такое «касса совести», отправляйтесь в Музей истории и развития автобусного движения города Екатеринбурга на Вонсовского, 1. В музее собраны редкие фотографии, присутствуют модели первых автомобилей, но главная его ценность — ваш экскурсовод и руководитель музея Валерий Сергеевич Летягин, настоящий Хранитель и большой знаток транспорта Екатеринбурга.


Франко-русский словарик на 20 тыс. слов. Гости из Франции хотели его купить, но экспонаты музея не продаются

Автобусы Зил-158 стали поступать в город в 1957 году

В 1968 году автопредприятия по всей стране перешли на безкондукторный метод работы


Первые автобусные маршруты в Свердловске*

Первая линия (1925 год): главный вокзал (ст. Свердловск 1) — ул. Свердлова — пр. Ленина  — пл. 1905 года — ул. Троцкого (ул. 8 Марта) до ул. 2-ой Загородной (ул. Фрунзе)

Вторая линия (1925): Верх-Исетский завод — пр. Ленина — ул. Вайнера — ул. Малышева — ул. Розы Люксембург — Сибирский проспект (ул. Куйбышева) — вокзал Свердловск-2 (станция Шарташ)

Третья линия (1926):  главный вокзал (ст. Свердловск 1) — ул. Северная (ул. Челюскинцев) — деревянный мост через пруд — ул. Февральской революции — площадь 1905 года — проспект Ленина — ул. Карла Либкнехта — ул. Розы Люксембург — ул. Декабристов — столбы Сибирской заставы (пересечение с ул. Восточной)

Четвертая линия (1929): Уралмашстрой (Уралмаш) — современный проспект Космонавтов — вокзал — ул. 1-ая Восточная (пер. Марии Авейде) — ул. Мамина Сибиряка — пр. Ленина — площадь 1905 года — ул. Вайнера — ул. Малышева — Верх-Исетский завод
 

Форма водителя автобуса в 1969 году. По шевронам можно определить, какая у водителя категория Валерий Сергеевич Летягин, руководитель Музея истории и развития автобусного движения Екатеринбурга


* Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет. Д. Б. Панфилов, В. С. Летягин, 2000

Благодарим руководителя Музея истории и развития автобусного движения города Екатеринбурга Валерия Сергеевича Летягина за интересную экскурсию и помощь в подготовке материала.

   просмотров: 26758


  E1 > Отдых > Случайные мысли  
 
23.01.2014 13:10 Шесть режиссеров в поисках Бориса Моржова

Шесть режиссеров в поисках Бориса Моржова

Видеодневник режиссерской лаборатории в Театре драмы.


28.10.2013 15:42 Екатеринбург постгужевой

Екатеринбург постгужевой

Начало истории автотранспорта в Екатеринбурге было обещающим — пассажиры разъезжали на Фордах и Лейландах.


26.08.2013 11:57 Толстой и агент национальной безопасности

Толстой и агент национальной безопасности

«Крейцерову сонату» МХТ им. Чехова покажут в Екатеринбурге.


14.08.2013 14:41 Вечер в Нидерландском театре танца

Вечер в Нидерландском театре танца

Летний театральный фестиваль — изысканный отдых в кинотеатре Синема-Парк.


07.08.2013 11:57 Несколько царапин на Кольце Всевластья, или Как я покинул Средиземье

Несколько царапин на Кольце Всевластья, или Как я покинул Средиземье

Художник Александр Коротич о том, кто и как читал «Властелина колец» в Свердловске 1980-х и как создавались и были утеряны иллюстрации к роману.


27.04.2013 22:15 Белоснежка и злой рок

Белоснежка и злой рок

«Белоснежка» Пабло Бергера — самая трогательная и самая печальная версия.


19.04.2013 11:07 Кто убил собаку?

Кто убил собаку?

«Загадочное ночное убийство собаки»: лучшие постановки проекта National Theater Live в кинотеатре КИНОДОМ.


08.04.2013 09:59 IRGENDWO — танец-взрыв

IRGENDWO — танец-взрыв

Прыжок сквозь миры. Танцовщица театра Пины Бауш Малу Айраудо представила в Екатеринбурге данс-спектакль «Где-то» (IRGENDWO).


20.09.2012 22:25 Франко-иранский скрапбукинг

Франко-иранский скрапбукинг

Фильм Винсента Паронно и Маржан Сатрапи «Цыпленок с черносливом» — украшение X Фестиваля неправильного кино.


16.09.2012 21:00 Опасные опыты Виктора Франкенштейна

Опасные опыты Виктора Франкенштейна

Киноверсия спектакля «Франкенштейн» Денни Бойла — 110 минут чистого удовольствия.


21.05.2012 10:37 Ехали медведи на велосипеде

Ехали медведи на велосипеде

О выставке "Звериный стиль" в ГЦСИ рассказывает Марина Соколовская.


11.05.2012 14:15 На поиски времени

На поиски времени

Марина Соколовская о выставке "Best of Russia. Лучшие фотографии России".


03.05.2012 12:43 Калинушкой с малинушкой

Калинушкой с малинушкой

О выставке "Круг солнца" в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.


02.05.2012 11:10 Искусство составления букетов

Искусство составления букетов

Выставка "Другие берега. Мир русского дворянства в цветной фотографии" в Фотографическом музее "Дом Метенкова".


10.04.2012 15:30 О ретроспективе Роджера Баллена

О ретроспективе Роджера Баллена

О выставке в Доме Метенкова - Марина Соколовская.


06.02.2012 17:54 О фотовыставке «Мастер и Маргарита»

О фотовыставке «Мастер и Маргарита»

Снимки лучших советских фотографов 1930-х годов и работы Евгения Малахина.


21.12.2011 15:00 О любви к родине

О любви к родине

О выставках современного искусства и поисках родины — Марина Соколовская.


08.12.2011 16:11 Трехмерная партитура скрытых смыслов

Трехмерная партитура скрытых смыслов

О выставке Марины Ражевой в Областном краеведческом музее — Елена Соловьева.


24.11.2011 16:56 Складные истории архитектора

Складные истории архитектора

В ноябре в Екатеринбурге состоялось значимое событие в области архитектуры – фестиваль «Белая башня, 11».


20.10.2011 13:10 О поэтах и «Re:Поэтах»

О поэтах и «Re:Поэтах»

В преддверии показа рэп-данс-спектакля «Re:Поэты» в ЦКиИ «Верх-Исетский» — размышления об особенностях работы с классикой и ее популяризации.


  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8