Игры могут использоваться и на уроках русского языка как занимательный компонент, и на занятиях по коррекции нарушений письменной речи (дисграфии). С помощью таких игр развивается логическое мышление, слоговой анализ и синтез, слуховая и зрительная память и, что немаловажно, улучшается качество письменных работ. Подойдут для учащихся среднего школьного звена.
Лестница.
Ведущий называет одну букву, каждый играющий ее записывает. С этой буквы будут начинаться все слова, которые подберут участники игры.
Задание:
Задача играющих в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы. Слова располагаются следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых — названная. Ниже ставят состоящее из трех букв, еще ниже — из четырех. При этом надо соблюдать следующие правила: писать можно только имена существительные в именительном падеже единственного числа, каждое слово должно начинаться с буквы, указанной ведущим.
Пример:
Предположим, что ведущий назвал букву «п». Можно написать такой ряд слов:
п
па
пар
парк
пенал
патент
патриот
партизан
партитура
палисадник
письмоносец
пневматоракс
перпендикуляр
параллелепипед
переэкзаменовка
Подведение итогов:
Выигрывает тот, кто в установленное время составит самую длинную лестницу.
Раздели слово
Задание:
Разделить слова так, чтобы из каждого получилось два слова:
Пример:
Полоса = пол + оса
Горизонт
Кипарис
Газель
Парус
Верхушки
Макушки
Волокно
Подведение итогов:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Из одних слов — другие.
Задание:
Ведущий записывает десять слов — имен существительных и предлагает играющим переставить в каждом слове буквы таким образом, чтобы из каждого слова получились новые слова. При этом надо соблюдать следующие правила: допускаются только имена существительные в именительном падеже единственного числа, в каждом слове надо использовать все буквы, не пропуская и не прибавляя ни одной.
Пример:
Ведущий Один из играющих
Абрек бекар
Аванс саван
Автор товар
Ангар нагар
Газон загон
Канат накат
Колун кулон, клоун
Шпала палаш, лапша
Ласка скала
Подведение итогов:
Игрок, набравший первым наибольшее количество слов, является победителем соревнования.
Шарады
Задание:
Отгадать зашифрованные слова.
Я — дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне —
И воду подавать я буду.
(Сосна — насос)
2) Число и нота рядом с ним,
Но букву припиши согласную —
И в целом — мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(Сто — ля — р)
3) Вам известно или нет?
Есть такой на свете цвет:
Если ноту уберете —
В лес еловый попадете.
(Бор — до)
4) Первое метут метлою,
Глазом назову второе,
Третье резать хлеб годится,
А четвертое — частица.
(Сор — око — нож — ка)
5) Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши,
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
(Ре — зина).
Подведение итогов:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Рассыпанные слоги
Задание:
Прочитать стихи и составить слова из разрозненных слогов. Один слог нельзя использовать дважды.
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе все кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать:
АН — ТИ — ЛО — ПА — ДИ — КО — ДИЛ,
КО — КРО — ШИМ — ЗЕ — ПАН — КО — РИЛ,
НА — МОТ — ГЕ — БЕ — РАФ — Е — ГИ,
МУР — ГО — ЛА — ЛЕ — БРА — БРАЗ — ЖИ!
Ответы: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.
Подведение итогов:
Выигрывает тот, кто первый отгадает всех животных.
Желаю Вам и Вашим детям весело и с пользой провести досуг!