E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

ясная погода, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

с-з.

741мм 35%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,98
EUR 100,24
Реклама
Мой дом Полезные статьи

Танк Т-34: Огнем и маневром

Сколько ни написано о войне и об этом танке - всего не рассказать и уж тем более не почувствовать. Но и уйти от этой темы невозможно… О легендарном танке Т-34 пишет журнал «За рулем».

Приказ седого, хмурого полковника из старого, 1968 года фильма «На войне, как на войне» почему-то врезался в память раз и навсегда: «Поддержите нас огнем и маневром!»…
С трудом, задевая всем, чем можно, за все, что можно, протиснувшись на место механика-водителя, пристраиваюсь к неудобным педалям, пытаюсь совладать с рычагом переключения передач, словно приваренным к полу. Давлю кнопку. Коротко и глухо проухал стартер и машина наполнилась ревом старого, но бодрого 500-сильного дизеля. Огня сегодня не будет, а вот поддержать маневром тех, кто воевал на таких машинах во время войны, попробуем.

Призыва 1940-го

Теперь трудно представить, что машина, признанная выдающейся многочисленными историками, политиками, военными – от Черчилля до Гудериана - добиралась до конвейера и воинских частей совсем не просто. У детища конструкторов Харьковского паровозостроительного завода во главе с Михаилом Ильичем Кошкиным нашлось немало противников – уж очень необычен танк, работы над которым начали в 1938 году. Машина получилась непривычно тяжелой, поскольку имела защиту не только от стрелкового оружия, как предыдущие массовые советские танки. С недоверием относились и к дизелю, и к отсутствию… колес. Ведь СССР будет «бить врага на его собственной территории», а значит - танки скорым маршем пойдут по европейским шоссе. Вспоминал ли кто-нибудь эти планы страшной осенью 1941 года или тяжелым летом 1942 года? Если и вспоминали, то с горечью…

В 1938 году будущая война виделась по-другому. Но у харьковских конструкторов, к счастью, нашлись сторонники в армии. За опытным образцом Т-46-5 последовал А-20 с дизелем В-2. Затем создали прототипы А-32, в том числе с мощной 76-миллиметровой пушкой, а в начале 1940 года - вариант с более толстой броней А-34. Именно он после небольших доработок и стал серийным Т-34.
Окончательное решение о выпуске машины приняли в Москве, в марте 1940 года. Из Харькова, дабы провести последний этап испытаний, танки погнали в столицу… своим ходом. После показа высшему руководству и испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке машины вновь самостоятельно ушли на «паровозостроительный». Общий пробег составил около 2800 км. В этой поездке промозглой весной 1940-го Кошкин получил воспаление легких, ставшее роковым. В сентябре 1940 года талантливый конструктор умер, но его машина, к счастью, уже стала серийной.

К июню 1941 года сделали около тысячи Т-34. По требованиям военных готовили модернизированный вариант: в частности, старались улучшить не слишком удобное рабочее место водителя. Но 24 июня нарком обороны С.Тимошенко и начальник генштаба Красной Армии Г.Жуков потребовали наращивать производство серийных машин. Время для экспериментов неподходящее: через шесть дней немцы вошли в Минск, через месяц с небольшим - в Смоленск…

Сигнал к атаке

В фильмах детства и юности работа танкистов выглядела какой-то лихой и даже романтичной. Одна из немногих картин, более-менее близко передающих труд четырех людей в тесной бронированной коробке, наполненный ревом мотора, грохотом выстрелов, раскаленной пороховой гарью – та самая работа режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне». Там, правда, воюют в самоходке, но сути это не меняет. У нас тут, в 2010 году - ни выстрелов, ни гари, ни тем более риска попасть на мину или оказаться мишенью «Тигра»…

Отжал тугое сцепления, с трудом всадил первую, рычаги полностью на себя (водители-знатоки этой машины говорят: усилие до 70 кг!), теперь можно бросить сцепление и, добавляя газ, отпускать рычаги вперед. Поехали! Только делать это нужно бы гораздо быстрее! Какая уж тут атака? Даже с открытым люком водитель среднего роста вынужден пригибать голову, чтобы видеть дорогу перед самым носом машины. А как ехать, когда люк закрыт? И сколько тренироваться, пока научишься с толком орудовать неподатливой «кочергой» коробки?

Правда, рычагами, тормозящими фрикционы, работать несложно. Потянул левый – машина повернула даже послушней, чем ждал. Разумеется, Т-34 умеет разворачиваться на месте – один из рычагов до конца на себя и добавить газу. Только непривычно осознавать, что где-то там сверху поворачивается и ствол.

Справа – стрелок-радист, под ногами которого люк для экстренной эвакуации. Но, как правило, он оказывался бесполезен, особенно если машина вставала в колее. Говорят, ловкий радист умудрялся покинуть танк через люк водителя чуть ли не раньше его самого. Сзади-сверху еще трое (в Т-34-85 экипаж увеличили, освободив командира от функций наводчика). Командир слева, выше всех, на откидной табуретке – «насесте». Под ним, фактически головой между его коленями – наводчик, а справа – заряжающий. Гильзы выскакивают как раз между ним и командиром. Хорошо еще, что у гусеничной машины замечательная плавность хода. Иначе было бы совсем непонятно, как тут можно воевать – во что-то целиться и попадать!

Холодный ветер дует в лицо, ноги затекают от неудобной посадки, перенапряженные руки, кажется, уже примерзают к рычагам. Но останавливаться не хочется – стыдно перед машиной и теми, кто когда-то шел на ней в бой.

Гвардии рядовые

«Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была остановлена русскими танками… Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное было наступление на Тулу пришлось отложить». Интонация послевоенных мемуаров Хайнца Гудериана предельно бесстрастна. По воспоминаниям очевидцев, осенью 1941 года, когда первые «тридцатьчетверки» прошивали насквозь башни немецких Т-III, снаряды которых отскакивали от мощных наклонных бронелистов советских машин, генерал реагировал куда эмоциональнее. Кстати, он же писал, что после тщательного осмотра трофейного Т-34 у немцев даже появилась идея скопировать машину. Но «смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно дизельного мотора».

Многие называют «тридцатьчетверку» лучшим танком Второй мировой. Он, действительно, был маневренным, экономичным, относительно простым в производстве. Дизельный двигатель обеспечивал лучшую, чем у немецких машин пожарную безопасность. Но недостатков у Т-34 тоже хватало: слабая оптика, неудобное место водителя. Мотор В-2 пожирал уйму масла. Именно его, кстати, помимо дизельного топлива, возили в бочках, укрепленных на корпусе. Жизнь танка во время войны - предельно коротка, не только из-за вражеских пушек и мин. Гарантийный ресурс двигателя составлял всего около 100 часов, а первые моторы отхаживали и вовсе четверть этого срока. Еще бы! Двигатели-то, да и сами танки делали, в основном, полуголодные женщины и пацаны из ФЗУ (фабрично-заводских училищ). У этих рядовых Великой Отечественной не было на груди гвардейских значков, редко появлялись медали и ордена…

Копировать «тридцатьчетверку» немцы не стали, но и от создания новых машин, конечно, не отказались. В декабре 1942 года под Мгой наши танкисты впервые встретились с «Тиграми», которые наши 76-миллиметровые пушки могли поразить уже только с 500-600 м. А потом появились «Пантеры» с мощнейшей лобовой броней, державшей удары советских снарядов. Танкисты, прошедшие войну рассказывали, что в бою с одним «Тигром» порой гибли до десяти «тридцатьчетверок». И даже после появления в 1943 году машин с более мощной пушкой калибра 85 мм «тигробоязнь» преследовала наших до самого конца войны. О цене Победы можно судить по сухой и страшной фронтовой статистике. С 5 по 20 июля 1943 года под Курском 1-я танковая армия из 552 машин потеряла 443, из них сгорели – 316! А ведь в каждом танке четверо-пятеро вчерашних пацанов... Можно мерить войну плацдармами и стрелками на картах, но правильнее все-таки – жизнями обычных людей, которых судьба и время научили преодолевать нормальный человеческий страх и помогать превозмочь его тем, кто рядом. А это, по сути, и есть - мужество.

...Вот и рычаги стали как будто легче. «Тридцатьчетверка» грозно ревет мотором, словно нам с ней и вправду предстоит поддержать огнем и маневром ребят, ушедших в атаку больше 65 лет тому назад...

Машина победы

Серийное производство Т-34 с 76-миллиметровой пушкой (34-76), дизелем В-2 V12 мощностью 500 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач начали в 1940-м в Харькове. С 1941-го машины строили также в Сталинграде и Горьком, с 1942 года – в Нижнем Тагиле, Омске, Челябинске, Свердловске. В 1941-1942 гг. построили 1201 танк с бензиновым карбюраторным двигателем М-17. С 1942 года на Т-34 ставили пятиступенчатые коробки передач. С 1943-го делали Т-34-85 с пушкой 85 мм и экипажем из пяти человек.

На базе Т-34 выпускали огнеметный танк ОТ-34, самоходные установки СУ-122, СУ-85, СУ-100; инженерные машины. Т-34-85 делали до 1950 г. В 1940-1945 гг. изготовили 58 681 экземпляр всех Т-34. После войны их также производили в Польше и Чехословакии, Т-34 многие годы стояли на вооружении полутора десятков стран.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления