Новости Екатеринбурга Екатеринбург Онлайн
Авто,   Бизнес,   Город,   Дороги,   Дорожное видео E1.RU,   Еда,   Здоровье,   Интервью,   Конкурс,   Криминал,   Культура,   Мнение,   Мой дом,   Наука,   Недвижимость,   Неизвестный Свердловск,   Новости сообщества E1.RU,   Обзор,   Образование,   Он и она,   Подробности,   Политика,   Происшествия,   Работа,   Развлечения,   Расследование,   Репортаж,   Спецпроекты,   Спорт,   Стиль и красота,   Страна и мир,   Тесты,   Транспорт,   Фоторепортаж,   Экономика,   Эксклюзив,   Эксперимент,   Зима
Поиск:
Почта:
Среда, 13 декабря, 04:38   Реклама на Е1
закрыть
Новость
21 Январь 2014, 14:08  ФотоДокументы

Угрозы коллекторов уральским пенсионерам: "Собирайте вещи, мы ваш адрес по телефону вычислим"

Изначально старики должны были только подтвердить, что знакомы с должником, но телефон им обрывали несколько месяцев. Е1.RU выяснил, почему обычные люди беспомощны в таких ситуациях.

Валентина Воронова из Полевского не брала кредитов и не выступала поручителем по займам. Но против звонков коллекторов это почему-то не помогало.

— Каждый день звонят по три-четыре раза — утром, вечером Мы уже стараемся трубку не брать. Если берём — говорим: "Мы уже вам объясняли, мы никакого отношения не имеем к этому долгу". А нам отвечают: "Я же с вами впервые разговариваю". Разные люди звонят. Но это ещё ничего, когда нашего племянника просто к телефону просят. 5 ноября нам вообще сказали: "Собирайте вещи, продавайте квартиру, чтобы его долг погасить, к вам уже судебные приставы не сегодня — завтра приедут, мы ваш адрес по телефонному номеру найдём". А потом ещё 11 января, совсем недавно, то же самое. Мы больше не можем так жить, мы — пожилые люди, у меня постоянно повышается давление, — рассказывает Валентина Воронова, пенсионерка из Полевского.

К долгу, который у них требуют, семейная пара никакого отношения не имеет — даже как поручители. В ноябре 2012 года их родственник, сын двоюродной сестры Валентины по имени Андрей Блохин, попытался взять в СКБ-банке кредит на машину в сумме порядка 450 тысяч рублей. И указал в анкете их телефон как контактный.

— Кредит мне одобрили, договор мы подписали, но мне было принципиально, чтобы деньги выдали сразу и наличными, — рассказывает Андрей. — А наличных после подписания договора в банке в пятницу не оказалось. Сказали: приходите во вторник. Я ушёл, кредит получил в другом банке, в понедельник пришёл к самому открытию офиса СКБ-банка и встретился со старшим менеджером. Сказал, что отказываюсь от кредита. Но мне ответили: нет, уже поздно отказываться. Меня проигнорировали на всех уровнях — от оператора до менеджера. Открыли расчётный счёт и перечислили туда деньги, хотя даже в договоре было написано: наличными через кассу. Я, разумеется, платить по ненужному мне кредиту не собирался, деньгами этими не пользовался. Про звонки родственникам. Когда в СКБ-банке я заполнял анкету, меня спросили: "Кто может подтвердить вашу личность?" Я назвал телефон одной своей знакомой и ещё Вороновых. От неё как-то быстро отстали, а с ними вышло по-другому.  Мне самому неудобно, что я их так подставил: они были в шоке и до сих пор беспокоятся и нервничают.

Единственное, что банк обязался сделать по договору, он не исполнил, отмечает заёмщик. Но почему-то это вообще никого не волнует.

Несмотря на свои доводы, Андрей и его юрист проиграли процесс по поданному банком иску. Теперь собираются подавать апелляционную жалобу. Тем временем, долг требуют с пенсионеров.

— Звонить нам начали ещё из банка, с 1 февраля 2013 года, — говорят Вороновы. — Мы сразу побежали в банк, нам там подтвердили, что мы ничего не должны. Мы попросили убрать наш номер из базы данных банка, направили письмо в головной офис. В банке нам говорили, что звонки — это их вина, не проверили телефон при выдаче кредита. Сказали, что перестанут. И перестали.

Весну-лето и первую половину осени Вороновы прожили спокойно. А в ноябре звонки снова начались, уже из Москвы: банк передал проблемный кредит коллекторам, "Национальной службе взыскания", а контакты семьи остались в данных о заёмщике. Пенсионеры снова направились в банк, написали заявления и даже получили официальный ответ. Правда, обычный человек вряд ли поймёт, что именно этим письмом хотели сказать банкиры, к тому же, несмотря на формулировку, что требования удовлетворены, звонки от коллекторов так и не прекратились.

Заявление Валентины Вороновой и ответ банка, из которого обычному человеку неясно, относится ли случай Вороновых к тем ситуациям, в которых обработка данных может продолжаться и без их согласия.

 

Выясняя, что делать людям, журналисты редакции Е1.RU пришли к неутешительному выводу, что человек, с которым случилось такое, пока довольно беспомощен — даже если в его ситуацию пытаются войти представители СМИ, юристы, которые специализированно занимаются защитой людей от особо рьяных коллекторов, и даже надзорные ведомства.

Уделим сначала несколько строк родственнику, отказавшемуся от кредита. В областном Роспотребнадзоре предположили, что, если человек не воспользовался деньгами, теоретически у него хороший шанс выиграть процесс (хотя первую инстанцию Андрей уже проиграл). Учитывая то, что решение суда в законную силу ещё не вступило, у него имеется один месяц на обжалование. Как отметила представитель ведомства Наталия Лукьянцева, чтобы правильно действовать в суде от своего лица, гражданину стоит получить консультацию в консультационных пунктах для потребителей, относящихся к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области". Специалисты могут дать оценку делу, только изучив документы.

— В Полевском, где живёт потребитель, консультационный пункт есть, он работает каждый четверг с 10:00 до 15:00, его телефон: (34350) 33-480. Также можно обратиться в центр в Екатеринбурге на Московской, 49 — он работает ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, телефон: (343) 272-00-07. Специалисты в обоих пунктах хорошие и опытные в таких делах, в Полевской ездят из Екатеринбурга, - рассказывает Наталия.

Юрист Юлия Вербицкая отмечает, что ситуация сложная: заявление об отказе от кредита надо было обязательно подавать в письменной форме, иначе его трудно доказать, а договор мог содержать условие о том, что отказаться от него невозможно. В Роспотребнадзоре рассказали, что при подаче апелляционной жалобы можно сразу написать ходатайство о привлечении специалистов Роспотребнадзора в качестве экспертов. Однако, к сожалению, ведомство на помощь может и не прийти: например, если договор был заключён более года назад (истекает срок давности) — и это далеко не единственная причина, по которой инспекторы могут отказаться от вмешательства. В любом случае, чтобы сделать точный вывод, необходимо подойти в консультационный пункт со всеми имеющимися документами.

Что касается действий коллекторов в отношении родни Андрея, в ведомстве признались, что тут их компетенция заканчивается — это уже не относится к нарушениям прав потребителей, и поэтому идти нужно к правоохранителям. А с 1 июля 2014 года деятельность коллекторов попадёт под надзор ЦБ РФ, куда и будет нужно обращаться с такими претензиями.

По поводу законности действий коллекторов мы тоже спросили мнение у юриста.

— Поставим себя на место взыскателя, — объясняет Юлия Вербицкая. — Допустим, знакомый одолжил у нас некоторую значительную сумму. А потом не отдаёт. Неужели мы не можем позвонить ему и попросить отдать? Но не всегда это поможет, должник просто не будет брать трубку. Тогда мы звоним его родственникам, знакомым —  выяснить, куда пропал наш должник, естественно, не скрывая цели поисков данного человека. Тогда почему коллекторы не могут работать по такой же схеме?

Однако ночные звонки, угрозы, требование денег у тех, кто на самом деле их не должен, юрист однозначно отнёс к нарушениям. Но и с ними оказалось не всё так просто. Например, вымогательством, то есть уголовным преступлением, можно признать не все требования отдать деньги: требования должны сопровождаться угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества, шантажом по поводу распространения порочащих сведений. То есть угроза, что придут судебные приставы, вряд ли тянет на "уголовку".

Мнение о реальной эффективности защиты на основании ФЗ "О персональных данных" у юриста тоже оказалось не особенно высоким:

— В соответствии с положениями статьи 9, можно в любой момент отозвать своё согласие на их обработку (обычно его все подписывают при получении кредита), — констатирует Вербицкая. — Но в той же статье говорится о том, что в некоторых случаях оператор может продолжить обрабатывать данные: например, если между субъектом этих данных и оператором есть договор. И банк в этом случае отвечает, что да, отзыв ваш мы приняли к сведению, но обрабатывали, обрабатываем и будем обрабатывать дальше ваши данные. Ведь понятно, что никто не будет стирать все данные о клиенте из базы, тем более, что есть долг по договору. В нашем случае среди таких данных оказался и телефон, который, на самом деле, принадлежит другим лицам. Владелец телефона, конечно же, может потребовать удалить его из базы, ссылаясь на то же законодательство о персональных данных. Но, увы, периодически телефон может "всплывать" снова (ведь заёмщик сам указал его в анкете), и каждый раз придётся требовать заново удалять номер из данных о должнике.

Редакция Е1.RU не могла не обратиться в СКБ-банк и Национальную службу взыскания". Из банка к нам пришёл вот такой немногословный ответ: "В случае возникновения вопросов по обслуживанию в банке следует обращаться в круглосуточный контакт-центр СКБ-банка. "Горячая линия" работает по телефону 8-800-1000-600. По этому же телефону можно подать заявки на кредит и обсудить любую ситуацию, связанную с кредитованием".

В "Национальной службе взыскания" нам сразу пообещали разобраться с ситуацией.  Оданако  Вороновым в этот же вечер позвонил очередной коллектор, заявив, что теперь им будут звонить не три раза в день, а круглые сутки. В этот день, 15 января, пожилой паре поступило пять звонков.

Тем не менее, вскоре руководство коллекторской  службы действительно дало объяснения и даже инструкцию, как выйти из такой ситуации.

— Дело в том, что мы работаем только с теми данными, которые передают нам кредитные организации, — рассказал редакции портала Е1.RU старший вице-президент "НСВ" Сергей Шпетер. — В данном случае банк на основе заключённого клиентского договора передал нам просроченный кредит, указав контактный телефон должника. Именно этот телефон на своё усмотрение заёмщик передал в банк. Других данных мы не имеем. К сожалению, по статистике, самый наибольший процент жалоб, поступающих к нам, связан с неверно указанными контактными телефонами. Нужно также учитывать, что имеют место мошенники, которые берут кредиты, умышленно указывая чужие личные данные. Кроме того, осуществляя звонки, мы не имеем возможности проверить, действительно ли контакт неверный: возможно, с нами общается должник, не желающий выплачивать кредит и выдающий себя за своего родственника. Для решения таких вопросов человеку, который не является должником, но чей телефон был указан как контактный, необходимо обратиться в отдел урегулирования претензий нашей компании. Это можно сделать с помощью электронной почты — написав на адрес compliance@nrservice.ru — или заполнив форму на жалобу на нашем сайте www.nrservice.ru. Сотрудники ответственного за это отдела проверяют все жалобы, в том числе и по почте, и со страницы компании в Facebook, и с других источников. В течение пяти рабочих дней они рассматривают сообщения и решают, что делать.

О конкретной ситуации с Вороновыми нам сообщили следующее:

"В данном случае работа по обзвону прекращена ещё 15 января. В нашей системе данный телефон заблокирован по причине неверно указанных контактных данных, не принадлежащих должнику. Со стороны "НСВ" в дальнейшем работа по взысканию по данному номеру вестись не будет".

К сожалению, проверить, сдержат ли до конца своё слово коллекторы, мы уже не сможем. 16 и 17 января звонки Вороновым действительно больше не поступали, однако 15 января Валентина и её муж, услышав о том, что им будут обрывать телефон круглосуточно, решили отказаться от стационарного аппарата навсегда. Квартирного телефона у них больше нет .

И напоследок. Пока за коллекторов не взялся Центробанк, есть ещё один вариант, как можно через государственные службы попытаться повлиять на ситуацию, если к вам незаконно звонят коллекторы: написать обращение в Роскомнадзор — ведомство, которое следит за исполнением закона о персональных данных.

Фото представлено героями материала

Текст: Алина МЕЛЬНИКОВА


Другие новости в разделах: Расследование, Экономика
Подпишитесь на еженедельную рассылку статей E1.RU
просмотров: 55607 | обсудить (174) | версия для печати
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

E1 > Новости > Расследование
В детском доме для умственно отсталых детей никто не выяснял, откуда у воспитанников выбитые зубы и ожоги на руках

В детском доме для умственно отсталых детей никто не выяснял, откуда у воспитанников выбитые зубы и ожоги на руках

Директора учреждения отстранили от работы, а сотрудники подписывают гневные письма против воспитателя, которая даёт показания об издевательствах над воспитанниками.

Угрозы коллекторов уральским пенсионерам: "Собирайте вещи, мы ваш адрес по телефону вычислим"

Угрозы коллекторов уральским пенсионерам: "Собирайте вещи, мы ваш адрес по телефону вычислим"

Изначально старики должны были только подтвердить, что знакомы с должником, но телефон им обрывали несколько месяцев. Е1.RU выяснил, почему обычные люди беспомощны в таких ситуациях.

Статьи о ремонте Перейти
08.12.2017 
Такая вот загогулина
05.12.2017 
Сервировка новогоднего стола 2018
01.12.2017 
Пейзажи на стенах
Отправить новость Перейти
Отправьте вашу новость в редакцию портала E1.RU. Если она будет интересной, мы обязательно ее опубликуем.
Архив новостей  
25.10.2016
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
RSS-подписка Перейти
Подписка на RSS-канал новостей E1.ru
Подписка на новости E1.RU (с картинками)
@e1news: Следуйте за нами в Твиттере

Новости на E1.ru

Недвижимость Добавить объявление
  Аренда   Продажа квартир   Новостройки
Продам 3-комнатную квартиру
Громова, 26
Цена: 5 990 000 руб.
Продам 1-комнатную квартиру
Ангарская, 26
Цена: 1 780 000 руб.