Новости Екатеринбурга Екатеринбург Онлайн
Автоновости,   Бизнес,   В верхах,   Вкусно today,   Город,   Дом,   Дороги,   Дорожное видео E1.RU,   Здоровье,   Интервью,   Конкурс,   Культура,   Осень,   Мнение,   Недвижимость,   Неизвестный Свердловск,   Новости сообщества E1.RU,   Обзор,   Образование и работа,   Общество,   Отдых,   Подробности,   Покупки,   Происшествия,   Расследование,   Репортаж,   Спорт,   Стиль,   Страна и мир,   Суды и криминал,   Тесты,   Технологии и интернет,   Экономика,   Эксклюзив,   Эксперимент,   Фоторепортаж,   Спецпроекты
Поиск:
Почта:
Среда, 18 октября, 19:34   Реклама на Е1
закрыть
Новость
04 Июнь 2014, 06:54  Фото

Неизвестный Свердловск: 90 лет назад пустили первый регулярный автобус - от площади 1905 года до Шарташа

Листаем архивные фото: первая женщина-водитель, дороги без пробок и "кассы совести".

Первые "Икарусы" появились в Свердловске в 1963 году.

В 1924 году в Свердловске в рейс вышел первый регулярный автобусный маршрут.В тот год автобусы ходили только в летнее время. Небольшой жёлтый автобус ежедневно отправлялся от площади 1905 года до озера Шарташ. Во время этого пути он делал лишь две остановки: у кинотеатра "Колизей" и около Оперного театра. В воскресенье и праздничные дни добавлялся второй автобус – они вдвоём и курсировали между площадью и Шарташом. Лошади этих автобусов пугались, да и не все горожане были в восторге от нового участника движения.

"Третьего дня иду я по улице, – отзывался один из старожилов (по книге "Это было недавно" краеведа С. Захарова). – Сзади храп, свист, металлический лязг – прямо как крушение поезда. Оборачиваюсь: едет – не едет какой-то допотопный автомобиль…"

Постоянная работа городского автобуса началась спустя год. Утром 2 мая 1925 года шесть новеньких двенадцатиместных "Фордов" приступили к перевозке пассажиров на трёх линиях: первая – от ВИЗа до Шарташа, вторая – от ж/д вокзала до улицы Вторая Загородная (ныне Фрунзе), третья – от ж/д вокзала до Сибирской Заставы (ныне перекрёсток Восточная-Куйбышева).

В те годы у водителя была специальная рабочая одежда. Униформа шофёра состояла из чёрной кожаной куртки, кепки. Кондукторами работали лишь мужчины, у которых кроме сумки для денег висела дощечка с разноцветными билетиками. Проезд в автобусе был многотарифный: стоимость и цвет приобретаемого билета зависели от продолжительности пути – за две версты, именно такой был минимальный тариф, платили 10 копеек. В зависимости от расстояния кондуктор и выдавал пассажиру нужного цвета билет. Единый тариф был введён лишь в 1961 году.

Так выглядело первое водительское удостоверение.

В 1925 году появились и первые льготники – бесплатный проезд предоставлялся не ветеранам и инвалидам, а членам президиума Горсовета.

В августе этого же года автобусный парк Свердловска пополнился ещё шестью "Фордами". Однако вскоре выяснилось, что эти машины не совсем удобны из-за их неустойчивости, поэтому было решено приобрести английские автобусы марки "Леланд". Они ездили по Свердловску до тех пор, пока в Советском Союзе не начали выпускать свои автобусы. В 1934 в городе появились первые отечественные автобусы марки ЗИС-8 (тот самый "Фердинанд" из фильма "Место встречи изменить нельзя") и ЗИС-16.

В 1934 в Свердловске появились первые отечественные автобусы марки ЗИС-8.

В годы войны автобусное движение в Свердловске было практически свёрнуто. К концу Великой Отечественной в городе осталось всего 10 автобусов. Уже после Победы число машин в Свердловской автотранспортной конторе постепенно увеличилось. Тогда же появились автобусы ЛиАЗ -677, а после них ЗИС-155, ЗИС-157.

1956 год. Водитель Г. Шмаров на ЗИС-155.

Парк пополнялся – в Свердловске открывались новые автостанции. Одна из них расположилась на кольце возле гостиницы "Центральная". Там была обустроена специальная площадка для автобусов. В те годы по улице Малышева транспорт не ходил – там была проложена железная дорога. Паровозы шли от станции Шарташ до Дома промышленности (ныне Дом кино) через Исторический сквер до Монетного завода. Ветку убрали лишь в 70-е годы, после чего на улице организовали проезжую часть.

Городская автостанция возле гостиницы "Центральная" располагалась в бывшем католическом костеле – у храма снесли колокольню. О его истории можно почитать в этом материале.

Водить автобус могли только мужчины. По закону женщинам нельзя было работать на машинах вместимостью более 14 пассажиров. Однако свердловчанке Людмиле Яковлевой удалось отвоевать это право. Женщина отправилась в Москву в Министерство транспорта, где ей удалось получить персональное разрешение на вождение автобуса. Людмила Павловна около 30 лет проработала по маршруту.

Водитель Людмила Яковлева была одним из лучших водителей Свердловска.

В 1963 году в городе насчитывалось 28 автобусных маршрутов. Многие из них начинались от цирка, который находился на улице Куйбышева, где сейчас "Атриум палас отель". Спустя 5 лет было принято решение по всему Советскому Союзу ввести бескондукторную систему оплаты. Связано это с тем, что всех женщин отправляли работать на развитие лёгкой промышленности.

1959 год. Кондукторы В. Локоткова и А. Абрамова.

Кондукторов заменили кассовые аппараты. Пассажиры сами бросали мелочь в устройство для оплаты проезда и откручивали себе билет. Такие аппараты прозвали "кассами совести" – в них можно было бросить сколько угодно денег и оторвать сколько угодно билетов. Билеты в автобусных кассах зачастую откручивали хулиганы.

В 1968 году автопредприятия перешли на бескондукторный метод работы. Кондукторов заменили кассовые аппараты.

Были и автоматы-кассы, которые выдавали по одному билетику. Обмануть такой прибор было нелегко. Дело в том, что он был рассчитан на массу монет. В те годы 1 копейка весила 1 грамм, 2 копейки – 2 грамма и так далее. Проезд стоил 6 копеек. Поэтому автомат выдавал билет только тогда, когда пассажир вставлял "правильные" по массе и по сумме монеты. Продуманные уральцы всё-таки придумали способ, как обхитрить технику. Многие умельцы высекали шайбы массой 6 граммов, которые срабатывали в кассе-автомате.

На смену автоматам-кассам пришли компостеры.

Однако уже через два года от касс отказались – очень много денег не досчитались. Им на смену пришли компостеры. Пассажир покупал билет на одну поездку, опускал его в компостер и, по принципу дырокола нажимая рычаг, пробивал. На талоне отпечатывались дырки, которые имели особый "рисунок" именно для этого автобуса.

Вот так в 60-е годы приходилось ездить пассажирам в час пик.

Общественный транспорт ходил строго по расписанию, поэтому те, кто в одно и то же время ездил по одному и тому же маршруту, могли несколько раз использовать уже ранее прокомпостированный билет.

1963 год. Икарус-620 на 31-м маршруте.

Кроме того, хитрые безбилетники зачастую стояли рядом с компостерами и в случае проверки быстро пробивали свои билеты. Кондукторов вернули только в 1996 году.

Так выглядел контрольный пункт индуктивной системы контроля. На фото тот самый "колокольчик".

В 1979 году внедряется первая автоматизированная система управления маршрутным транспортом в Свердловске. Во время движения по маршруту на контрольных пунктах автобус останавливался под "колокольчиком", который передавал сигнал в Центральную диспетчерскую службу. Это позволяло контролировать водителей и исполнение автобусного графика.

Водитель делает отметку на контрольном пункте.

Какую знаменательную дату из истории родного города мы пропустить не имеем права? Напишите нам на news@corp.e1.ru, сюда же вы можете отправить старые фото.

Текст: Мария ЧЕРНЫХ
Фото: Музей истории и развития автобусного движения города Екатеринбурга; s001.radikal.ru



Ссылки по теме:
Неизвестный Свердловск: как выглядел основанный в мае 1930 года зоопарк Фото - 12.05.2014
Другие новости в разделах: Город, Неизвестный Свердловск, История_Екб
Подпишитесь на еженедельную рассылку статей E1.RU
просмотров: 30067 | обсудить (81) | версия для печати
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

E1 > Новости > Неизвестный Свердловск
Статьи о ремонте Перейти
18.10.2017 
Как выбрать непромерзающую дверь для частного дома
17.10.2017 
Топ-13: дизайнерские предметы для животных
13.10.2017 
Топ-5 иностранных блогов о дизайне
Отправить новость Перейти
Отправьте вашу новость в редакцию портала E1.RU. Если она будет интересной, мы обязательно ее опубликуем.
Архив новостей  
26.09.2017
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2 345678
9 101112131415
16 171819202122
23242526272829
3031     
RSS-подписка Перейти
Подписка на RSS-канал новостей E1.ru
Подписка на новости E1.RU (с картинками)
@e1news: Следуйте за нами в Твиттере

Новости на E1.ru

Недвижимость Добавить объявление
  Аренда   Продажа квартир   Новостройки
Продам 2-комнатную квартиру
Чайковского, 86 в
Цена: 4 700 000 руб.
Сдам 1-комнатную квартиру
Белинского, 111
Цена: 2 000 руб./сут.
Работа перейти
Резюме (160547)

Вакансии (7348)
Разместить резюме
Разместить вакансию



Продажа авто, мото
перейти
SsangYong Actyon 569 000 руб. 2011, автомат, 2л
Geely MK 139 000 руб. 2008, механика, 1.5л
Audi Q5 1 389 544 руб. 2014, автомат, 2л
Honda Life 247 000 руб. 2009, автомат, 0.7л
Новости звезд Перейти