Новости Екатеринбурга Екатеринбург Онлайн
Авто,   Бизнес,   Город,   Дороги,   Дорожное видео E1.RU,   Еда,   Здоровье,   Интервью,   Конкурс,   Криминал,   Культура,   Мнение,   Мой дом,   Наука,   Недвижимость,   Неизвестный Свердловск,   Новости сообщества E1.RU,   Обзор,   Образование,   Он и она,   Подробности,   Политика,   Происшествия,   Работа,   Развлечения,   Расследование,   Репортаж,   Спецпроекты,   Спорт,   Стиль и красота,   Страна и мир,   Тесты,   Транспорт,   Фоторепортаж,   Экономика,   Эксклюзив,   Эксперимент,   Зима
Поиск:
Почта:
Вторник, 12 декабря, 13:35   Реклама на Е1
закрыть
Новость
04 Июнь 2014, 06:54  Фото

Неизвестный Свердловск: 90 лет назад пустили первый регулярный автобус - от площади 1905 года до Шарташа

Листаем архивные фото: первая женщина-водитель, дороги без пробок и "кассы совести".

Первые "Икарусы" появились в Свердловске в 1963 году.

В 1924 году в Свердловске в рейс вышел первый регулярный автобусный маршрут.В тот год автобусы ходили только в летнее время. Небольшой жёлтый автобус ежедневно отправлялся от площади 1905 года до озера Шарташ. Во время этого пути он делал лишь две остановки: у кинотеатра "Колизей" и около Оперного театра. В воскресенье и праздничные дни добавлялся второй автобус – они вдвоём и курсировали между площадью и Шарташом. Лошади этих автобусов пугались, да и не все горожане были в восторге от нового участника движения.

"Третьего дня иду я по улице, – отзывался один из старожилов (по книге "Это было недавно" краеведа С. Захарова). – Сзади храп, свист, металлический лязг – прямо как крушение поезда. Оборачиваюсь: едет – не едет какой-то допотопный автомобиль…"

Постоянная работа городского автобуса началась спустя год. Утром 2 мая 1925 года шесть новеньких двенадцатиместных "Фордов" приступили к перевозке пассажиров на трёх линиях: первая – от ВИЗа до Шарташа, вторая – от ж/д вокзала до улицы Вторая Загородная (ныне Фрунзе), третья – от ж/д вокзала до Сибирской Заставы (ныне перекрёсток Восточная-Куйбышева).

В те годы у водителя была специальная рабочая одежда. Униформа шофёра состояла из чёрной кожаной куртки, кепки. Кондукторами работали лишь мужчины, у которых кроме сумки для денег висела дощечка с разноцветными билетиками. Проезд в автобусе был многотарифный: стоимость и цвет приобретаемого билета зависели от продолжительности пути – за две версты, именно такой был минимальный тариф, платили 10 копеек. В зависимости от расстояния кондуктор и выдавал пассажиру нужного цвета билет. Единый тариф был введён лишь в 1961 году.

Так выглядело первое водительское удостоверение.

В 1925 году появились и первые льготники – бесплатный проезд предоставлялся не ветеранам и инвалидам, а членам президиума Горсовета.

В августе этого же года автобусный парк Свердловска пополнился ещё шестью "Фордами". Однако вскоре выяснилось, что эти машины не совсем удобны из-за их неустойчивости, поэтому было решено приобрести английские автобусы марки "Леланд". Они ездили по Свердловску до тех пор, пока в Советском Союзе не начали выпускать свои автобусы. В 1934 в городе появились первые отечественные автобусы марки ЗИС-8 (тот самый "Фердинанд" из фильма "Место встречи изменить нельзя") и ЗИС-16.

В 1934 в Свердловске появились первые отечественные автобусы марки ЗИС-8.

В годы войны автобусное движение в Свердловске было практически свёрнуто. К концу Великой Отечественной в городе осталось всего 10 автобусов. Уже после Победы число машин в Свердловской автотранспортной конторе постепенно увеличилось. Тогда же появились автобусы ЛиАЗ -677, а после них ЗИС-155, ЗИС-157.

1956 год. Водитель Г. Шмаров на ЗИС-155.

Парк пополнялся – в Свердловске открывались новые автостанции. Одна из них расположилась на кольце возле гостиницы "Центральная". Там была обустроена специальная площадка для автобусов. В те годы по улице Малышева транспорт не ходил – там была проложена железная дорога. Паровозы шли от станции Шарташ до Дома промышленности (ныне Дом кино) через Исторический сквер до Монетного завода. Ветку убрали лишь в 70-е годы, после чего на улице организовали проезжую часть.

Городская автостанция возле гостиницы "Центральная" располагалась в бывшем католическом костеле – у храма снесли колокольню. О его истории можно почитать в этом материале.

Водить автобус могли только мужчины. По закону женщинам нельзя было работать на машинах вместимостью более 14 пассажиров. Однако свердловчанке Людмиле Яковлевой удалось отвоевать это право. Женщина отправилась в Москву в Министерство транспорта, где ей удалось получить персональное разрешение на вождение автобуса. Людмила Павловна около 30 лет проработала по маршруту.

Водитель Людмила Яковлева была одним из лучших водителей Свердловска.

В 1963 году в городе насчитывалось 28 автобусных маршрутов. Многие из них начинались от цирка, который находился на улице Куйбышева, где сейчас "Атриум палас отель". Спустя 5 лет было принято решение по всему Советскому Союзу ввести бескондукторную систему оплаты. Связано это с тем, что всех женщин отправляли работать на развитие лёгкой промышленности.

1959 год. Кондукторы В. Локоткова и А. Абрамова.

Кондукторов заменили кассовые аппараты. Пассажиры сами бросали мелочь в устройство для оплаты проезда и откручивали себе билет. Такие аппараты прозвали "кассами совести" – в них можно было бросить сколько угодно денег и оторвать сколько угодно билетов. Билеты в автобусных кассах зачастую откручивали хулиганы.

В 1968 году автопредприятия перешли на бескондукторный метод работы. Кондукторов заменили кассовые аппараты.

Были и автоматы-кассы, которые выдавали по одному билетику. Обмануть такой прибор было нелегко. Дело в том, что он был рассчитан на массу монет. В те годы 1 копейка весила 1 грамм, 2 копейки – 2 грамма и так далее. Проезд стоил 6 копеек. Поэтому автомат выдавал билет только тогда, когда пассажир вставлял "правильные" по массе и по сумме монеты. Продуманные уральцы всё-таки придумали способ, как обхитрить технику. Многие умельцы высекали шайбы массой 6 граммов, которые срабатывали в кассе-автомате.

На смену автоматам-кассам пришли компостеры.

Однако уже через два года от касс отказались – очень много денег не досчитались. Им на смену пришли компостеры. Пассажир покупал билет на одну поездку, опускал его в компостер и, по принципу дырокола нажимая рычаг, пробивал. На талоне отпечатывались дырки, которые имели особый "рисунок" именно для этого автобуса.

Вот так в 60-е годы приходилось ездить пассажирам в час пик.

Общественный транспорт ходил строго по расписанию, поэтому те, кто в одно и то же время ездил по одному и тому же маршруту, могли несколько раз использовать уже ранее прокомпостированный билет.

1963 год. Икарус-620 на 31-м маршруте.

Кроме того, хитрые безбилетники зачастую стояли рядом с компостерами и в случае проверки быстро пробивали свои билеты. Кондукторов вернули только в 1996 году.

Так выглядел контрольный пункт индуктивной системы контроля. На фото тот самый "колокольчик".

В 1979 году внедряется первая автоматизированная система управления маршрутным транспортом в Свердловске. Во время движения по маршруту на контрольных пунктах автобус останавливался под "колокольчиком", который передавал сигнал в Центральную диспетчерскую службу. Это позволяло контролировать водителей и исполнение автобусного графика.

Водитель делает отметку на контрольном пункте.

Какую знаменательную дату из истории родного города мы пропустить не имеем права? Напишите нам на news@corp.e1.ru, сюда же вы можете отправить старые фото.

Текст: Мария ЧЕРНЫХ
Фото: Музей истории и развития автобусного движения города Екатеринбурга; s001.radikal.ru



Ссылки по теме:
Неизвестный Свердловск: как выглядел основанный в мае 1930 года зоопарк Фото - 12.05.2014
Другие новости в разделах: Город, Неизвестный Свердловск, История_Екб
Подпишитесь на еженедельную рассылку статей E1.RU
просмотров: 32401 | обсудить (81) | версия для печати
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

E1 > Новости > Неизвестный Свердловск
Статьи о ремонте Перейти
08.12.2017 
Такая вот загогулина
05.12.2017 
Сервировка новогоднего стола 2018
01.12.2017 
Пейзажи на стенах
Отправить новость Перейти
Отправьте вашу новость в редакцию портала E1.RU. Если она будет интересной, мы обязательно ее опубликуем.
Архив новостей  
28.11.2017
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
4 5678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
RSS-подписка Перейти
Подписка на RSS-канал новостей E1.ru
Подписка на новости E1.RU (с картинками)
@e1news: Следуйте за нами в Твиттере

Новости на E1.ru

Недвижимость Добавить объявление
  Аренда   Продажа квартир   Новостройки
Продам 3-комнатную квартиру
Громова, 30
Цена: 6 098 000 руб.
Продам 1-комнатную квартиру
Азина, 57
Цена: 3 590 000 руб.