Проект типичной городской велодорожки.

Общественники-урбанисты разработают для Екатеринбурга невиданный ранее нормативный документ о велосипедной среде. По задумке организации "Город PRO" так называемый веломастерплан должен стать составляющей Генплана города и учитываться при разработке целевых программ. На его создание общественники планируют потратить около 10 месяцев. А пока они заручаются помощью единомышленников.

– Сегодня объявили сбор средств. Необходимо 1,5 миллиона рублей. Или 10 месяцев работы по 150 000 рублей за месяц. Мы рассчитываем на волонтёрскую помощь велосипедистов, тех, кто продаёт велосипеды, и заинтересованных бизнесменов, – рассказал Е1.RU один из инициаторов Андрей Толмачёв.

По его словам, это будет не просто фантазия на тему, а проект, который будет согласовываться с мэрией Екатеринбурга, в частности, с профильными комитетами и проектными организациями. Велодорожками планируется снабдить все районы города, в особенности отдалённые.

– Начало цивилизованному подходу к созданию городской велосреды уже положено. Я участвовал в проектировании "Академического" веломаршрута, и на сегодня он принят мэрией официально. Велодорожки в разных частях города уже проектируются и строятся, сейчас появились новые нормативы – велопешеходные дорожки. Но проектировщики не успевают за новшествами, постоянно возникают разные технические вопросы. Например, проблемы обустройства пересечений с дорогами, обходы остановок транспорта, – пояснил архитектор проекта Владимир Злоказов. – Иногда нет понимания, надо ли в каком-то конкретном месте предусматривать велодорожку? Сейчас у проектировщиков ещё мало опыта, я консультировал наших архитекторов в некоторых проектах, и не всегда они готовы предложить техническое решение, что и как должно быть сделано. Чтобы избавить специалистов от подобных проблем, мы и собираемся подготовить "Веломастерплан".

Проект пересечения велодорожки с автодорогой.

Документ будет включать в себя три основные составляющие: перспективную сеть веломаршрутов, особенности их проектирования на базе ведущего мирового опыта и общие требования по созданию велоинфраструктуры.

Архитектор считает, что такой документ, принятый на уровне администрации города, поможет в будущем учитывать велосипедную среду при проектировании улиц. Например, если где-то будет производиться ремонт или расширение дороги, проектировщики обязаны будут учитывать, что на ней запланирована велодорожка, и включать её в документацию. Или наоборот: не пытаться вместить велодорожку в любую реконструкцию, если в ней нет необходимости. Требования к велопарковкам также станут общегородскими, и их должны будут учитывать строители при возведении офисных или жилых зданий и магазинов.

Так выглядит велодорожка в новом микрорайоне Юг-Центр.

– Мы собираемся привлечь волонтёров и студентов УралГАХА к разработке всех частей документа. Организовать его общественное обсуждение, круглые столы, согласование с администрацией города. Для разработки сети веломаршрутов мы всё лето будем "работать в поле" – изучать потоки велосипедистов, подсчитывать их число. Придётся делать переводы зарубежной проектной документации для подготовки наставлений по проектированию инфраструктуры. Для всего этого понадобятся средства, так что придётся организовать их сбор. Это очень серьёзный проект, – добавил Андрей Толмачёв.

По словам активиста, на этой неделе в Екатеринбург приедет консультант мэрии финского Оулу по велоинфраструктуре Пекка Такхола. Он познакомится со спецификой нашего города и расскажет о том, как проектировать и чистить велодорожки.

Общественники надеются, что после появления этого документа подход к созданию велодорожек станет централизованным и системным, а выделяемые средства будут тратиться только на нужные проекты. Например, не будет происходить таких казусов, как прошлогодняя велодорожка на улице Фурманова, оказавшаяся практически непригодной к использованию.