Театр кукол в Екатеринбурге входит в число лучших в России


Знаменитый Екатеринбургский театр кукол входит в число лучших в России. В его репертуаре – разнообразные по жанрам и формам спектакли для детей и взрослых. Сейчас в театре работает 117 сотрудников. Из них 25 – актёрский состав, восемь актёров имеют почётное звание "Заслуженный артист РФ".


Мы решили показать вам театр с другой стороны и отправились туда, куда зритель обычно не попадает. Экскурсия по закулисью – в материале портала E1.RU.


Сначала наш "экскурсовод" Людмила Шегал, автор некоторых пьес из репертуара театра и по совместительству пресс-секретарь, ведёт нас в "хранилище" кукол. Она рассказывает, что раньше экскурсии сюда водили, но теперь почему-то перестали. "А такого на спектаклях не увидишь", – обещает Людмила.


Здесь на подставках развешены десятки сказочных персонажей: Петрушка, Колобок, Зайка, а также герои известных произведений – Ромео и Джульетта, Русалочка, Садко. Людмила достаёт несколько кукол и объясняет, что в зависимости от механики выделяются куклы разных систем.


– Есть несколько видов кукол: тростевая, паркетная, марионетка и перчаточная. Тростевая имеет подвижную голову, полый чехол, в который входит рука кукловода, управляющая головой и торсом куклы. У перчаточной тоже подвижная голова, эта кукла надевается, как перчатка, а актёр работает за ширмой. Паркетная кукла большая, отличается тем, что умеет "ходить" по полу. Ею с помощью рычагов управляет актёр, одетый в чёрный костюм и двигающийся синхронно с ней. А марионетку кукловод приводит в движение с помощью нитей или металлического прута, – поясняет Людмила.


Для каждой куклы в театре – своя "вешалка". Сотрудники бережно связывают их лентами, чтобы не запутались нити и не сломались механизмы. Актёры говорят, что при бережном обращении кукла может прожить 50 лет. Кстати, у каждого работника театра есть любимый герой.


– Я, например, очень люблю Катиш из спектакля "Бобок" по Достоевскому, – отмечает Людмила. – Она сделана с большой иронией. Вообще мы действительно неравнодушны к куклам. Часто говорим, что марионетка, например, вредничает. Куклу нельзя не любить, это твоё творение. И если к ней равнодушно относиться, она сломается.


У каждого работника театра есть любимый герой (на фото – Ангел Смерти из спектакля "Бобок")


В театре действует полноценное "производство" кукольных спектаклей. От создания механизма марионетки до декораций на сцене.


– Во-первых, у каждого спектакля свой художник, он даёт эскизы мастерам. Затем запускается производство в нескольких цехах – конструкторский, в котором создаётся механика движения, бутафорский, в котором лепят головы, швейный цех и цех по изготовлению декораций. А результат появляется на сцене.


Идём в швейный цех. Сейчас там шьют костюмы для новой комедии "Апельсиновые сказки". Всё шьется из лоскутков. Мастера готовят два варианта – для кукол и для актёров (с кукольника в самом начале снимаются мерки – получается, что каждый костюм шьётся только для одного артиста).


Сейчас в швейном цехе создаются костюмы для новой комедии "Апельсиновые сказки"


Бутафорский цех. Здесь по обычному эскизу на бумаге лепят головы героев спектаклей. Затем сотрудницы расписывают макет маслом, а после ждут, когда краска застынет и проводят "лоботомию" – внедряют в голову механизмы. На одну куклу уходит около десяти дней.


Интересно, что в тех спектаклях, где присутствует несколько составов кукловодов, создаются и несколько вариантов кукол. Так, например, если актриса блондинка, куклу тоже делают светловолосой. Если её дублёр – брюнетка, такой же делают и куклу-дублёра.


В бутафорском цехе по обычному эскизу на бумаге лепят головы героев спектаклей


Следующий цех – конструкторский. Здесь к работе приступают мужчины. Они оживляют кукол – крепят "скелет", внедряют механизмы, благодаря которым начинают двигаться руки и ноги.


В конструкторском цехе кукол оживляют


Оформляют сцену в столярном цехе – он находится в подвале театра. Внутри приятно пахнет деревянной стружкой. Главный столяр Вячеслав Банников гордо называет себя папой Карло. Иногда мастерам приходится делать невероятные декорации: например, для спектакля "Садко" пришлось изготовить огромное яйцо, внутри которого и работали актёры.


Оформляют сцену в столярном цехе


На подготовку одного спектакля у трудолюбивых сотрудников Театра кукол уходит больше двух с половиной месяцев. Единственное, чего нет в театре, так это школы, в которой обучают кукольников.


– Раньше у нас была студия. А теперь управлять куклами учат в театральном институте, – говорит Людмила. – Вообще кукольники приравнены к шахтёрам. У нас много профессиональных болезней, связанных со спиной, глазами, ногами. Иногда приходится работать в невероятных позах. Представьте – за небольшой ширмой несколько мужчин. И всем нужно играть, всем нужно выводить своего персонажа. Порой целый час они находятся в согнутом состоянии.


Актёрам кукольного театра нужно заставить ребёнка поверить, что кукла живая


Людмила говорит, что по сравнению с актёрами других театров кукольники меньше проявляют своё "я", но в игру вкладывают больше.


– Им нужно оживить кусок пенопласта и тряпок и заставить ребёнка поверить, что это живой человек, живой заяц, живая русалка. Это невероятно сложно и дорогого стоит.


ФОТОГАЛЕРЕЯ: Экскурсия по закулисью Театра кукол в Екатеринбурге
1 / 49 Артем Устюжанин
Маленькая Баба-яга, худ. Катя Петухова Старая добрая сказка и Снежная королева, худ. Юлия Селаври Леший, худ. Фомин Баллада о морской царевне, худ. Юлия Селаври Спектакль "Волшебное Зазеркалье", худ. Николай Бабушкин Ромео на коне, худ. Юлия Селаври Спектакль "Синяя птица", худ. Андрей Ефимов Спектакль "Синяя птица", худ. Андрей Ефимов Карлик Нос, худ. Юлия Селаври Спектакль "Маленькие трагедии", худ. Юлия Селаври Спектакль "Бобок", худ. Андрей Ефимов "Frau Holle, или Госпожа метелица", худ. Юлия Селаври Колобок из спектакля "Сказки из коляски", худ. Надежда Мелентьева Носорог и Жирафа, худ. Андрей Ефимов "Садко", худ. Андрей Мелентьев "Садко", худ. Андрей Мелентьев "Садко", худ. Андрей Мелентьев "Садко", худ. Андрей Мелентьев "Садко", худ. Андрей Мелентьев "Серая Шейка", худ. Николай Бабушкин "Времена года", худ. Елена Лисина Экскурсия по закулисью Театра кукол в Екатеринбурге Актёры репетируют спектакль Актёры репетируют спектакль Актёры репетируют спектакль Швейный цех Швейный цех Швейный цех Швейный цех Швейный цех Швейный цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Бутафорский цех Цех по созданию механизмов Цех по созданию механизмов Цех по созданию механизмов Столярный цех Столярный цех Столярный цех Кукла Катиш (спектакль "Бобок")