Лётчик Сергей Белкин на фронте – возле самолёта. 


К юбилею Победы E1.RU собирал фотографии, сделанные в годы Великой Отечественной войны. Мы искали не "парадные" портретные снимки, а живые – с сюжетом, историей, героями.


В очередном выпуске проекта "Фронтовой фотоальбом" – снимки военных лет из архива лётчика Сергея Белкина. Он окончил школу перед войной, в 1939 году, и выбрал для себя путь профессионального военного. К 1941 году закончил Челябинское военное авиационное училище лётчиков (ЧВАУ) и прошёл штурманом всю войну.


– Мой дядя ушёл на фронт лейтенантом, а дослужился в итоге до подполковника. Во время войны был сбит, чудом остался жив, упав в стог сена, и вскоре снова встал в строй. На его счету много боевых вылетов, он участвовал в бомбардировках Берлина, – рассказывает о нём читатель E1.RU Дмитрий.


Сергей Белкин служил в 815-м дальнебомбардировочном ордена Суворова авиационном полку, которому в 1944 году за отличия в Нарвской операции присвоили почётное наименование Нарвский. Летал на самолётах Р-5, СБ, ДБ-3, ИЛ-4, ТБ-3, ТУ-2, ПО-2, УТ-2.


Сергей Белкин (справа) с сослуживцами рядом с самолётом ИЛ-4.
Построение на аэродроме.
Подпись на фотографии: "Начало подготовки к вылету. 2-й Белорусский фронт"
Страница из лётной книжки штурмана звена Белкина. 


В марте 1945 года полк, в котором служил Белкин, перебросили из-под Москвы в Познань – оттуда бомбардировщики ТУ-2 летали штурмовать Берлин. 


Сергей Белкин в лётной форме и в "нелётной" – на трофейном немецком мотоцикле в Германии.


После капитуляции Германии лётчик Белкин продолжил службу на Дальнем Востоке, в Монголии, Китае – его полк участвовал в русско-японской войне.


Сергей Белкин в Монголии  (на фото – в центре) и на Дальнем Востоке (на фото – слева) во время Японской войны. 


После войны Сергей Белкин служил в Москве в Генеральном штабе ВС СССР, в 60-е годы переехал в Свердловск, потом вышел на пенсию по состоянию здоровья и последние годы своей жизни провёл в Туле. Умер в 2009 году, в возрасте 90 лет, до последних дней сохранив ясность ума и бодрость.


– Дядя рассказывал, что, когда служил в Генштабе, иногда там видел вживую Сталина – вдалеке по коридору. Говорил, что раньше Сталина домой уйти никто не мог, а он заканчивал работать очень поздно, – вспоминает Дмитрий. 


Во время службы в Генштабе лётчик Белкин обзавёлся необычным "трофеем" – он умудрился купить бьюик, на котором ездил маршал Жуков.


– После войны военных чинов стали пересаживать на отечественные машины и продавать их старый иностранный автопарк. Все старые машины продали офицерам, осталась одна – бьюик маршала Жукова. Никто даже не смел подумать о ней, но дяде в итоге разрешили её купить. Он вспоминал, что пришлось снять с машины тонны бронированных листов, а постовые в городе вытягивались по стойке смирно, когда он проезжал. Потом он её продал, говорил: неудобная для города, – рассказывает Дмитрий.


Ещё один неординарный "трофей", доставшийся лётчику Белкину после службы на Дальнем Востоке, – китайское пианино. "Вряд ли он умел играть, конечно, 10 классов образования, потом война. Так, для баловства", – говорит Дмитрий.