Здание музея на Вайнера построено в 1914 году.


Е1.RU представляет четвёртую часть проекта, посвящённого "каменным сокровищам" Екатеринбурга, – самым красивым и необычным каменным домам, уцелевшим в городе. Ранее мы рассказывали про Уральскую консерваторию, Дом актёра и Дом купцов Коробковых.


Сегодня речь пойдёт о доме купца Бардыгина, более известном как типография "Гранит" или Музей ИЗО. За свою жизнь здание успело побыть и магазином, и хранилищем бесценных сокровищ эвакуированного Эрмитажа.


Дом был построен в 1914 году по проекту архитектора Константина Бабыкина. Он автор проектов зданий екатеринбургского пассажа, театра оперы и балета, управления железной дороги и здания УНИХИМа на перекрёстке Химиков и 8 Марта.


Каменный двухэтажный дом с мезонином и подвалом – образец рационального модерна. Здание вытянуто вдоль улицы Вайнера.


Главный фасад асимметричный, с длинным левым крылом. Окна первого этажа – как витрины. Над каждым – парное окно второго этажа. К северному боковому фасаду примыкает современный пристрой картинной галереи.


Заказчик стройки – оптовый торговец мануфактурой, екатеринбургский купец первой гильдии Бардыгин. По словам историка Василия Цветкова, он относился к известному роду.


Над зданием возвышается мезонин с балконом.


– Он мог быть родственником Никифора Михайловича Бардыгина из подмосковного Егорьевска, который создал империю, в которую входили механо-ткацкие производства, красильные фабрики, множество торговых заведений. Точно известно, что в доме на Вайнера работал его магазин, – рассказывает Василий Цветков.


В современном интерьере выделяется литая винтовая лестница.


В советское время наследников купца лишили дома. Сначала здесь находилась типография "Гранит", в которой печатались многие журналы города. А в 1936 году было решено создать Свердловскую картинную галерею.


Интерьеры дома сейчас полностью адаптированы под проведение выставок.


За основу коллекции решили взять фонды художественного отдела Свердловского областного краеведческого музея, а тот в своё время вобрал в себя коллекции Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которые собиралась ещё с последней четверти XIX века. После открытия впоследствии к ней потихоньку приплюсовывались и другие художественные шедевры со всей России.


Приказ об эвакуации Эрмитажа в Свердловск. 1941 год.


В начале Великой Отечественной войны в галерею эвакуировали из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа. Решение об эвакуации было принято в 1941 году, через два дня после начала войны.


Упаковывать и собирать произведения искусства в Эрмитаж пришли все, кто не был на фронте, – художники, артисты, учёные, студенты, прикреплённые к музею военные подразделения. Упаковка шла круглые сутки, работники спали прямо в зрительном зале Эрмитажного театра.


В Свердловск прибыло больше миллиона экспонатов из ленинградского музея.


30 июня 1941 года эшелон с 500 тысячами уникальных экспонатов уехал из Ленинграда в Свердловск. В пассажирских вагонах сидели сотрудники музея, а на платформах между багажными вагонами стояли зенитки, которые прикрывали состав с воздуха. Он прибыл в город 9 июля. 20 июля приехал второй состав в 23 вагонах, он привёз 1 422 ящика, в которых было упаковано ещё около 700 тысяч экспонатов. Ценности распределили между галереей, костелом и подвалом особняка Ипатьева.


Спасённая картинка из Эрмитажа, переданная в дар екатеринбургскому музею, – "Воскресший Христос" венецианского мастера Марко Базаити.


В октябре 1945 года все ценности вернулись в Ленинград. А Эрмитаж в благодарность за спасение своих сокровищ передал в 1946 и 1949 годах Свердловской картинной галерее 27 произведений живописи, 5 скульптур и 84 экспоната мебели, фарфора и бронзы.


Среди них – уникальная картина XIV века "Мадонна с Младенцем" кисти Якопо ди Чионе и картина "Воскресший Христос" венецианского мастера Марко Базаити, работавшего на рубеже XV-XVI веков.


В хранилище музея ждут своего часа сотни каталогов и книг.


После войны галерея стала стремительно расти, и к 1980-м места стало основательно не хватать. Поэтому в 1986 году появилось здание на улице Воеводина. Новый просторный зал вместил в себя коллекцию уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон, коллекцию икон XVII-XX веков и русского искусства того же периода. В 1988 году галерею нарекли Свердловским музеем изобразительных искусств.