Новости Екатеринбурга Екатеринбург Онлайн
Автоновости,   Бизнес,   В верхах,   Вкусно today,   Город,   Дом,   Дороги,   Дорожное видео E1.RU,   Здоровье,   Интервью,   Конкурс,   Культура,   Осень,   Мнение,   Недвижимость,   Неизвестный Свердловск,   Новости сообщества E1.RU,   Обзор,   Образование и работа,   Общество,   Отдых,   Подробности,   Покупки,   Происшествия,   Расследование,   Репортаж,   Спорт,   Стиль,   Страна и мир,   Суды и криминал,   Тесты,   Технологии и интернет,   Экономика,   Эксклюзив,   Эксперимент,   Фоторепортаж,   Спецпроекты
Поиск:
Почта:
Суббота, 21 октября, 18:41   Реклама на Е1
закрыть
Новость
17 Июнь 2016, 08:20  ВидеоФото

Самолёт раскурочили хулиганы, а корабль пришлось сжечь: история исчезнувшего музея военной техники на ЖБИ

Сейчас от уличной экспозиции остались только два танка.

Танки за КОСКом стоят уже тридцать лет.

Два ярко-зелёных танка, которые стоят за КОСКом "Россия" на ЖБИ (здесь коренные жители хмыкнут и поправят: не на ЖБИ, а в МЖК), знают почти все местные. Они же вспоминают: когда-то рядом стоял самолёт и большой корабль, который потом сгорел.

Выставку техники организовал в восьмидесятых годах руководитель военно-патриотического клуба "Полёт" Владимир Бойбородин. Мы встретились с ним, чтобы узнать, как и зачем он привозил танки с самолётами в обычный двор и что случилось с остальной техникой (спойлер: корабль он велел поджечь сам).

Сейчас Бойбородин руководит кинокомпанией "Рада-студия", а в восьмидесятых стоял у руля военно-патриотического клуба "Полёт", созданного в Молодёжном жилом комплексе (МЖК). Он, кстати, официально закрылся только в прошлом году.

– Была идея в МЖК серьёзно заниматься военно-патриотическим воспитанием. Я среди прочего написал план: нужны для выставки самолёт, танк, подлодка и корабль, – рассказывает Владимир Михайлович. – О первом самолёте из Пермского края договорились ещё до меня, я участвовал уже в транспортировке и сборке. Тогда привезли два Су-7Б, один отдали в экспозицию Дома офицеров. Со вторым я замучился: люди разбивали его всё время, вырывали все с корнями, выламывали, меня начальство МЖК дёргало – почему он стоит дырявый? А мне же надо алюминий где-то взять, остальное, сверлить постоянно.

Много лет спустя самолёт, уже разбитый вандалами, убрали.

Самолёт и танки в МЖК.
В 2005 году его демонтировали по решению администрации Кировского района.
Владимир Бойбородин в восьмидесятых придумал создать коллекцию военной техники на ЖБИ.

Позже Бойбородин пытался поставить там ещё два самолёта.

– Нашли Яки с трёхчасовым остаточным ресурсом, перегнали их за три часа в Кольцово – и тут мне обрезали финансирование напрочь. В МЖК хотели просто поставить самолёты на землю, а я говорю: нельзя, надо на постамент, чтобы никто не мог забраться. Мне отвечают: тогда вовсе с них убиваться будут. Ну я решил, что в таком случае вообще нет смысла их ставить, и договорился, чтобы один отвезли на улицу Бебеля, а второй уже и не помню куда. Через неделю у тех самолётов крылья отдельно валялись, а через год от них ничего не осталось. Такой народ.

Танки получить, по словам Владимира Михайловича, было проще всего. С доверенностью от Дома пионеров он приехал на танкодром в Чебаркуле.

– Старые, конечно, были, раздолбанные, закопанные в землю – стреляли по ним для тренировки. Мы с моими ребятами из клуба три раза ездили откапывать. Когда откопали, их другими танками затолкали на платформы и по железной дороге эти платформы пригнали сюда к цехам завода в районе улицы Рассветная, – рассказывает Бойбородин.

Так в Чебаркуле рабочие танки заталкивали будущие экспонаты на платформы для транспортировки.
По железной дороге они приехали к заводу ЖБИ.
Так их спускали на землю.

Оттуда до нового места дислокации танки тащил трактор. Двигались со скоростью 5 километров в час:

– Танк ехал только по прямой, чтобы поворачивать, я залез внутрь и стал танкистом. Помню, надо было фрикцион дёрнуть на себя, включалась повышенная передача, трактор замедлялся и поворачивал. Так и тащили.

Трактор тащит танк.
"Танкист" Владимир Бойбородин с сыном.
По словам Владимира Михайловича, в танках был керосин сороковых годов. Слили.

Пока танки разгружали, произошёл несчастный случай – одному из мальчишек крышкой люка отрубило полногтя на ноге. А много позже, в нулевых, танки пытались из МЖК утащить. Во двор приехали машины, погрузили технику на платформы и уже собрались увозить. Тогда на улицу высыпали все местные жители, стали требовать у приехавших документы и разрешения, вызвали милицию. Танки удалось отстоять.

Вот видео того схода:

Но самой сложной задачей в организации выставки под открытым небом была доставка кораблей. Их, полузатопленные, Бойбородин нашёл в ВИЗовском пруду возле морской школы. Корабли "снимались" в фильме свердловской киностудии "Юность Петра" в 1980 году и после оказались никому особо не нужными. Хотя и отдавать просто так киношники их не хотели, попросили денег.

– Тогда я разыграл свердловскую киностудию, – рассказывает Бойбородин. – Попросил морскую школу написать, что скоро за охрану кораблей придётся платить по 500 рублей. После пришёл к киношникам и говорю: могу решить проблему с кораблями. Хотя сам же им её и создал.

В таком виде корабли, снимавшиеся в фильме о Петре I, достались Бойбородину.

Корабли Бойбородину отдали просто так, но, чтобы вытащить из воды, нужно было сначала отбуксировать их к другому берегу. Для этого энтузиаст ждал редкого, как он говорит, попутного восточного ветра. Дождался, отбуксировал. Воду из кораблей откачали, техникой вытащили на сушу и поставили на лопинги, которые мальчишки сделали из шпал. Наконец, первый корабль отвезли в МЖК (он был таким высоким, что впереди ехала машина, поднимающая провода). Через неделю надо было везти второй, но не успели: брошенное судно разобрали садоводы.

Сборка стапелей (сооружение для постройки или ремонта судна и спуска его на воду).
С другого берега забрать их было легче.
Корабль занял своё место в МЖК.

– Корабль долго стоял на МЖК, а потом я приказал его ребятам сжечь, – вспоминает Владимир Михайлович. – Мне не давали сделать его надёжным. Нужно было снаружи покрасить, а изнутри антисептиком пропитать, сделать опалубку и забетонировать. Тогда это была бы бетонная скорлупа, а к ней приделан корпус, и так он мог бы простоять долго. Но уже и МЖК стал загибаться, к 1988-то году, и я понял, что толку никакого. А ведь дети бегают, корабль расшатывается, шпангоут (внутренний каркас) раскачивается. А я его укрепить не могу. Тогда сказал ребятам: есть химбаза рядом со школой, тащите оттуда что-нибудь горючее, залейте его и спалите. Залили весь, полыхал сильно. Я подумал – ну слава богу, никого не задавит. Но приехали пожарные, потушили, и оказалось, что нос остался целым. На следующую ночь дожгли и его.

– Не жалко было корабль? – спрашиваю у Бойбородина.

– Гораздо жальче было бы ребёнка, которого раздавило бы этим кораблём, – резко отвечает он.

В теории компанию технике могла составить 45-метровая подводная лодка. Её на Тихоокеанском флоте уже распилили на части и приготовили к отправке в Свердловск, но Бойбородин отменил проект – слишком затратной, говорит, была бы её установка, а денег на это уже не давали.

До наших дней дожили только танки – оказались самыми крепкими. По ним и сегодня любят лазить дети.

А клуб "Полёт" в 2015 году закрылся (руководили им давно преемники Бойбородина), сам он занимается совсем другими делами, но видно, что вспоминать "МЖКовское" прошлое ему приятно.

– Если идея заинтриговала, я обязательно попробую её воплотить, – говорит он. – Меня с детства по рукам не били, хочешь – делай, главное, чтобы руки не пообрывало. Реализовывать идеи было настолько естественно, что я никак не мог понять, а какие проблемы в этом. Если ты хочешь что-то сделать, так иди и делай.

Текст: Анна ЖИЛОВА
Фото: Владимир БОЙБОРОДИН; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Роман УЛЫБИН
Видео: wtgm / youtube.com



Ссылки по теме:
Самолет убрали, чтобы дети целы были - 28.03.2005
Другие новости в разделах: Город, Неизвестный Свердловск
Подпишитесь на еженедельную рассылку статей E1.RU
просмотров: 52098 | обсудить (104) | версия для печати
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

E1 > Новости > Неизвестный Свердловск
Статьи о ремонте Перейти
18.10.2017 
Как выбрать непромерзающую дверь для частного дома
17.10.2017 
Топ-13: дизайнерские предметы для животных
13.10.2017 
Топ-5 иностранных блогов о дизайне
Отправить новость Перейти
Отправьте вашу новость в редакцию портала E1.RU. Если она будет интересной, мы обязательно ее опубликуем.
Архив новостей  
26.09.2017
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2 345678
9 101112131415
16 171819202122
23242526272829
3031     
RSS-подписка Перейти
Подписка на RSS-канал новостей E1.ru
Подписка на новости E1.RU (с картинками)
@e1news: Следуйте за нами в Твиттере

Новости на E1.ru

Недвижимость Добавить объявление
  Аренда   Продажа квартир   Новостройки
Продам 2-комнатную квартиру
Шефская
Цена: 3 293 920 руб.
Сдам 1-комнатную квартиру
Ломоносова, 59а
Цена: 1 700 руб./сут.
Работа перейти
Резюме (160711)

Вакансии (7128)
Разместить резюме
Разместить вакансию



Продажа авто, мото
перейти
Volkswagen Tiguan 889 000 руб. 2014, автомат, 1.4л
Kia Rio 489 000 руб. 2013, автомат, 1.4л
ВАЗ (LADA) 2171 PRIORA УНИВЕРСАЛ 223 000 руб. 2010, механика, 1.6л
Kia Sorento 1 152 000 руб. 2013, автомат, 2.2л
Новости звезд Перейти