Слушатели курсов сами оказывались в роли людей, которые не видят и не слышат.
Слушатели курсов сами оказывались в роли людей, которые не видят и не слышат.

В Екатеринбурге впервые появились люди, которые умеют разговаривать языком прикосновений. Шестнадцать человек на днях окончили курс тифлосурдопереводчиков. Обучали уральцев москвичи на базе Областного центра реабилитации инвалидов.


– Существует четыре категории слепоглухих, в зависимости от того, когда они потеряли слух или зрение, – рассказывает главный специалист регионального отделения Всероссийского общества глухих Светлана Коптелова. – И в каждом случае это свой способ общения. На каждое слово существует жест, на каждую букву – конфигурация ладони. Задача переводчика – передать через прикосновение этот жест, и это очень сложный навык.


В Свердловской области несколько тысяч человек, которые не видят и не слышат. По словам Светланы Коптеловой, эту категорию людей заметили лишь недавно, раньше выделяли отдельно слепых и глухих.


– Они в основном дома сидят, – рассказывает эксперт. – Им очень трудно взаимодействовать с миром. Особенно тяжело переживается утрата навыка, который когда-то был. Если, к примеру, глухие с рождения люди не так сильно замечают отсутствие слуха, то те, кто слышал, но перестал, воспринимают это как трагедию. Но человек ко всему может не то чтобы привыкнуть, а скорее адаптироваться, научиться с этим жить.


Чаще всего переводчиками становятся люди, выросшие в семьях, где были глухие, как правило это слышащие дети глухих родителей. Они вырастают как дети в двуязычной семье, владеют сразу двумя языками, ведь им приходится как-то общаться со взрослыми. На курсах тифлосурдопереводчиков обучались те, кто уже знал язык жестов, но и для них задача оказалась непростой. Учёба – только начало, сейчас им предстоит оттачивать навыки в непосредственном общении со слепоглухими людьми, в противном случае можно быстро утратить знания.


– Если по долгу службы мне придётся общаться со слепоглухим, я смогу спросить, что ему нужно, ответить и помочь, – рассказал выпускник курса клирик Каменской епархии Сергей Вяткин. – На экзамене я играл роль слепоглухого человека. Это достаточно непросто, потому что, когда на глазах повязка и никто не говорит вслух, ладонь превращается в центр Вселенной, она – твой источник информации. В обычной жизни мы слабо понимаем, что значит полная зависимость от другого человека.


На каждое слово – жест, на каждую букву – конфигурация ладони. 
На каждое слово – жест, на каждую букву – конфигурация ладони.