Юлия Семёнова знает, как сделать изучение английского интересным и успешным.
Юлия Семёнова знает, как сделать изучение английского интересным и успешным.

Е1.RU вместе с учителями екатеринбургских школ продолжает давать полезные советы родителям. В нашем проекте "Родительское собрание" мы расскажем, чем можно занять ребёнка в свободное время, как оторвать школьника от гаджетов и о многом другом. Сегодня речь пойдёт о правильном изучении английского языка, таком, когда школьные уроки превращаются в интересную игру.


Не всем детям нравится учить английский – у многих интерес к предмету отбивает муторная зубрёжка неправильных глаголов, заучивание больших текстов типа "London is the capital of Great Britain"… Кто-то из ребят считает, что в будущем язык ему не пригодится, поэтому и нет смысла тратить на него время, или думает, что просто не в силах освоить произношение. Объяснить, как сделать нудное изучение иностранного интересным и чем родители могут помочь ребёнку, мы попросили учителя английского языка гимназии № 94 Юлию Семёнову.


В 2013 году она стала лауреатом всероссийского конкурса "Учитель года", в 2006 и 2010 годах – победителем приоритетного национального проекта "Образование" "Лучшие учителя России".


Совет первый: превратите изучение английского в игру


– Сейчас очень популярно начинать обучение английскому в детском саду. Моё глубокое убеждение, что нельзя превращать изучение английского языка в детском садике и начальной школе в урок, для детей английский должен быть праздником. Когда я только начинала преподавать английский, мне дали класс из начальной школы и я поняла, что эти дети не хотят изучать язык. Я долго думала, как эту ситуацию исправить, и мы с ними создали остров на стене и отправились в путешествие. Понимаете, мы – взрослые, получаем позитив от результата, а дети получают позитив от процесса. Насколько им будет интересно лепить, клеить, изучать слова, настолько они будут замотивированы на изучение предмета.


Учительница уверена, что лучший способ изучать английский – это игра.
Учительница уверена, что лучший способ изучать английский – это игра.


Совет второй: в младшем возрасте не зацикливайте ребёнка на грамматике


– Когда ребёнок в детском саду говорит с грамматическими ошибками – это не страшно, мы это потом исправим. Не надо в этом возрасте ставить грамматику во главе угла, когда всё остальное погребается под её тяжестью.


Совет третий: не учите ребёнка говорить на английском, если сами хорошо не знаете язык


– Если родители не знают английский и начинают произносить английские слова на свой манер, то в этом случае у ребёнка создаётся барьер. Например, я произношу слово hotdog, как [ˈhɒtdɒg], и ребёнок его не узнаёт, потому что привык его произносить, как "хотдог". То есть, если родитель произносит слово неправильно, ребёнок запоминает это произношение и потом у него возникают проблемы с аудированием. Если родители не знают английский, можно просто включать ребёнку мультик на иностранном языке, он будет слушать английскую речь, английскую песенку, и у него 100 % это откладывается в голове.


Педагог советует родителям "подсовывать" ребёнку книги на английском, например "Гарри Поттера".
Педагог советует родителям "подсовывать" ребёнку книги на английском, например "Гарри Поттера".


Есть целые серии таких мультиков для малышей, где изучают фрукты, животных. Например, на экране появляется лев, а внизу подстрочник: "I see и многоточие", и ребёнок должен продолжить "I seе а lion". Дальше – закончите фразу, какой лев: большой, злой, добрый…. Ребёнок будет пересматривать видео и у него на подсознательном уровне сформируется: "I seе а lion, The lion is big", он запомнит интонационную структуру, это очень важный момент в изучении. Кроме того, есть много игр на английском языке, например известная игра "Кто хочет стать миллионером?", "Активити", где надо на английском объяснять слова. Можно читать книги на английском языке, я вдохновляю ребят на такое чтение класса с шестого. Очень, например, пользуется спросом "Гарри Поттер". С 8 класса дети сравнивают переводы с оригиналом, почему на английском книга в несколько раз толще, чем на русском, появляется интерес к такому чтению.


Юлия Леонидовна отмечает, что заучивание стандартных текстов только отбивает интерес к предмету.
Юлия Леонидовна отмечает, что заучивание стандартных текстов только отбивает интерес к предмету.


Совет четвёртый: не заучивайте английские слова, прописывая их произношение на русском, и не мучайте ребёнка зазубриванием текстов


– Заучивать слово, записывая, как оно произносится русскими буквами, можно, но это бессмысленно, ребёнок не будет понимать, что он говорит, для этого есть транскрипция. Согласитесь, намного легче выучить транскрипцию, чем мучиться от неправильно произносимых фраз. То же самое с пересказом, когда ребёнок заучивает текст, это абсурд. Где в жизни пригодится то, что вы выучили, это надо только для докладов и презентаций. Кому рассказывать про Елизавету I, текст про которую выучили? Лучше посмотреть фильм, прочитать книгу и рассказать на английском, что понравилось в нём, что не понравилось, надо стремиться к тому, чтобы речь была произвольная.


Ребёнка надо вдохновлять, язык не должен быть мукой и пыткой. Он не должен состоять только из заучивания и переписывания слов, должно быть общение. Нельзя выучить язык, не говоря на нём. Кто-то просит для запоминания переписывать слова, но переписывая слова, никогда не заговоришь на языке.


Почему дети не говорят? Потому что им не нравится, как звучит их речь на английском. Существует такой миф, что есть дети, которые не могут научиться говорить на английском языке. Так вот, все, кто говорит на русском языке, может говорить на английском. Но не все, кто говорит на английском, могут сдать ЕГЭ по русскому, например, на 90 баллов. Я абсолютно уверена, что каждый ребёнок может говорить на английском языке и понимать его, как он будет писать, это уже другой вопрос. Не каждый ребёнок может серьёзно овладеть грамматикой, но говорить сможет.


Совет пятый: помогите ребёнку найти друга-иностранца по переписке


– Можно ребёнку на сайтах найти друга по переписке из другой страны. И делать потом на уроках не абстрактные проекты, а рассказывать о том, как он общается с носителем языка, отправляет ему рисунки, фотографии. Это очень увлекает детей. Вообще, когда ты выходишь в мировое пространство, не выезжая из России, это великое дело. То, что не удаётся выехать заграницу, чтобы пообщаться там с носителями языка, не проблема. Есть много примеров, когда дети сдавали международный экзамен самого высокого уровня, не выезжая ни разу из России. Бывает так, что ребёнок съездил заграницу и заговорил на английском языке, но это не всегда хороший уровень, для проверки этого есть экзамены.


Юлия Семёнова просит родителей не запугивать детей экзаменами раньше времени.
Юлия Семёнова просит родителей не запугивать детей экзаменами раньше времени.


Совет шестой: не делайте из изучения английского единственную цель сдать экзамен


– Некоторые родители уже с 7 класса начинают готовить ребёнка к тому, что ему надо сдавать ОГЭ и ЕГЭ по английскому. Этого не нужно делать. Если ребёнок знает английский язык, то ознакомить с форматом экзамена его можно за 2 месяца. Цель должна быть в том, чтобы заговорить, уметь обсуждать, говорить на любую тему, важно создать мотивацию, чтобы ребёнку было интересно.


Педагог уверена, что научиться говорить по-английски, при желании, можно всем.
Педагог уверена, что научиться говорить по-английски, при желании, можно всем.


Раньше мы уже поговорили с учителем технологии о том, как заставить подростка без скандалов и денег помогать по дому, с учителем литературы – о том, как привить любовь к чтению, и с учителем математики – о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий.