Ольга Фурер отмечает, что важная задача химии – развить простую химическую грамотность.
Ольга Фурер отмечает, что важная задача химии – развить простую химическую грамотность.

Е1.RU вместе с учителями екатеринбургских школ продолжает давать полезные советы родителям. В нашем проекте "Родительское собрание" мы расскажем, как оторвать школьника от гаджетов, чем занять ребёнка в свободное время и о многом другом. Сегодня речь пойдёт о том, как заинтересовать подростка химией.


Для многих детей химия – это сложный и непонятный предмет. Труднее всего разобраться в ней тем, кому она просто неинтересна – зачем мучить себя химическими уравнениями и задачами, если будущая профессия с этим предметом будет никак не связана. А если не понять тему в самом начале, дальше уроки превращаются в сущий ад, разве что опыты как-то разбавляют этот кошмар. Чем могут помочь родители? Может быть, пытаться заинтересовать химией надо ещё до 8-го класса? И как помочь школьнику, который только в 10-м классе загорелся желанием поступать в медицинский, но понял, что в химии ничего не смыслит.


Ответить на эти вопросы мы попросили учителя химии из 116-й гимназии Ольгу Фурер. Этот предмет она преподаёт уже 32 года, является почётным педагогическим работником, входит в комиссию по проверке ОГЭ и ЕГЭ.


Совет первый: научите ребёнка наблюдать


– Чтобы заинтересовать ребёнка химией, можно использовать занимательные опыты, но главное здесь – не переусердствовать. Почему? Родители могут показывать опыты, дети увлекаются, сами делают опыты, но только внешней стороной увлекаться не нужно, потому что в итоге ожидания ребёнка могут обмануться. Потому что на уроках изучают не только занимательные опыты, а опыты в контексте объяснения. Зная только внешнюю сторону, дети будут ждать занимательных ярких опытов.


Учительница рекомендует читать учебник с карандашом в руках.
Учительница рекомендует читать учебник с карандашом в руках.


Что реально могут сделать родители, чтобы заинтересовать ребёнка? Химия – это естественная наука, она требует умения наблюдать явления, умения задавать вопросы, видеть проблему. Родители могут научить наблюдать природные явления, чтобы школьник задавался вопросами: почему идёт снег, почему такая форма у снежинок, почему при этой температуре образуется лёд. Вопросы могут быть самыми простыми.


История химии, современные достижения в ней тоже мотивируют интерес. Например, Нобелевская премия в этом году была присуждена за создание "молекулярных машин". Что это такое, зачем они? История развития русской науки, факты биографии русских учёных – это огромный объём материала, которым можно заинтересовать ребёнка. Многие, например, думают, что периодическая система Менделееву приснилась. Узнать историю открытия периодического закона школьнику будет интересно.


Совет второй: разогревайте интерес к химии с помощью игры


– Игровые моменты помогают перестроиться на сложный предмет, детям в 8-м классе сложно работать в одном темпе, одном режиме. Фрагменты игры нужны и в старших классах. Они активизируют умственную деятельность. Моя любимая игра – это ассоциации. Начинаем, например, тему "Металлы". Спрашиваю: какие ассоциации вызывают металлы? Дети говорят: "Железо, холодный, намагничивается", могут назвать музыкальную группу в стиле метал. Эта игра активизирует, разогревает. Но играть всё время нельзя, потому что химия – наука трудная, над ней надо работать.


Совет третий: покажите, как осмысленно читать учебник по химии


– Я вообще не люблю сочетание "читать учебник", я заменяю этот глагол словом "изучать". Учебники несовершенны, но не настолько скучны и неинтересны, чтобы забросить их в угол. С помощью учебника дети дорабатывают то, что изучили на уроке. Не так, что что-то изучили на уроке, потом дома с закрытой тетрадью изучают учебник, а дополняя знания, полученные на уроке. Есть лёгкие темы, которые ребёнок осваивает самостоятельно. Если я знаю, что тема лёгкая и он может освоить её самостоятельно, то я советую изучать учебник с карандашиком в руке: прочитал абзац и поставил значок, плюс, если это и так знает, галочку, если не знал и понял, вопрос, когда прочитал и не понял. Чтение должно быть осмысленным.


Педагог советует с детства развивать в детях наблюдательность.
Педагог советует с детства развивать в детях наблюдательность.


Совет четвёртый: объясните, где в жизни пригодится химия, даже если это не касается будущей профессии


– Знания по химии пригодятся не только тем, у кого будет связана с ней профессия. Изучение химии – это бытовая химическая грамотность, в нашем мире, где используется огромное количество синтетических веществ, эти знания просто необходимы. Человек должен быть грамотен, чтобы мог критически оценить ситуацию, а для этого у него должны быть представления о веществах. Кроме того, науки интегрированы. Знания по химии нужны в биологии, физике.


Совет пятый: заполняйте пробелы в знаниях видеоуроками


– Тем детям, которые по какой-то причине пропустили урок, можно восполнить этот пробел с помощью видеоуроков, их очень много. Для ребёнка интереснее, когда объясняет преподаватель. Сейчас дети умеют быстро находить информацию в интернете, это очень хорошо. Но главное, чтобы ребёнок получал эту информацию осознанно, чтобы не просто смотрел, а думал, размышлял.


– Как быть, если школьник в 10-м классе решил поступать в медицинский, а в 8-9-м с химией у него было не очень…


– Вообще, 2 года – это достаточно для того, чтобы всё наверстать, если ребёнок замотивирован. Объём материала большой, но он вполне подъёмный для двух лет. Конечно, потребуется дополнительная помощь, но сейчас возможностей очень много, есть школы юных химиков в вузах, научные центры, курсы, не только подготовки к ЕГЭ, но и развития.


Учительница показывает на своих уроках бутылочки с разными химическими элементами, чтобы дети знали, как они выглядят.
Учительница показывает на своих уроках бутылочки с разными химическими элементами, чтобы дети знали, как они выглядят.


Совет шестой: объясните, что в химии одинаково важно и заучивать, и понимать


– В химии надо и учить, и понимать, это зависит от конкретной тематики. Предположим, знаки элементов, названия углеводородов надо просто зазубрить. Вообще, оценка за зубрёжку – это самая лёгкая оценка. Но потом это тоже пригодится в будущем. Конечно, большую часть надо понимать. Я иногда говорю детям, что сегодня задача нашего урока – понять материал, другого урока – выучить свойства. Это зависит от конкретной темы. Без понимания зубрёжка не поможет, и без зубрёжки многое не понять.


На уроках Ольга Геннадьевна предлагает детям поиграть в химический конструктор, чтобы они могли "пощупать" строение соединений.
На уроках Ольга Геннадьевна предлагает детям поиграть в химический конструктор, чтобы они могли "пощупать" строение соединений.


В кабинете химии место обычной доски давно заняла интерактивная.
В кабинете химии место обычной доски давно заняла интерактивная.


А вот и чемодан с химическими элементами, в каждом бутыльке с красной крышечкой – свой.
А вот и чемодан с химическими элементами, в каждом бутыльке с красной крышечкой – свой.


Родительское собрание: учитель химии - о том, как пробудить интерес к опытам и зачем зубрить углеводороды


Напомним, в предыдущих сериях "Родительского собрания" учительница технологии из 167-й школы дала советы о том, как приучить ребёнка помогать по дому без денег и скандалов, педагог по литературе из 2-й гимназии рассказала, как убедить подростка взять в руки книгу "по любви", учительница английского из 94-й гимназии – как помочь школьнику выучить иностранный язык без путешествий за границу, а педагог по математике из 121-й школы – о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий.