Пётр Пилосов знает секрет, как подружить школьников с информатикой.
Пётр Пилосов знает секрет, как подружить школьников с информатикой.

Е1.RU продолжает давать полезные советы родителям вместе с учителями. В рубрике "Родительское собрание" мы рассказываем о том, как развить в ребёнке грамотность, оторвать его от гаджетов, объясним, чем занять школьника в свободное время. Сегодня поговорим о том, как увлечь школьника информатикой.


Изучение Паскаля, прописывание алгоритмов… Если мальчиков ещё хоть как-то можно увлечь этим предметом, то девочек – почти невозможно. Такой парадокс – детей невозможно оторвать от компьютера, но при этом изучение информатики многим неинтересно.


Рассказать о том, как сделать изучение этого предмета увлекательным, добиться в нём успехов и за счёт своих знаний по нему заработать "плюшки" на других уроках, мы попросили учителя информатики школы № 200 Петра Пилосова. Он руководит комиссией ОГЭ в девятых классах, является руководителем методического объединения учителей информатики Чкаловского района.


Совет первый: закачивайте в планшет полезные программы


– Уже в три года можно давать ребёнку планшет, но надо ограничивать по времени. Для того чтобы ребёнок привыкал с пользой проводить время за компьютером, надо закачать хорошие программы. Они должны нести какую-то пользу, чтобы в них можно было, например, изучать цвета, буквы, учиться классифицировать – в эту группу овощи, в эту – фрукты, в эту – игрушки. Бродилки и стрелялки тоже нужны, но времяпровождение за ними должно быть ограничено.


Кстати, не так давно мы общались с экспертом Яндекса Андреем Себрантом, который считает, что в увлечении гаджетами с раннего детства нет ничего плохого. Рекомендуем родителям  почитать его интервью .
Кстати, не так давно мы общались с экспертом Яндекса Андреем Себрантом, который считает, что в увлечении гаджетами с раннего детства нет ничего плохого. Рекомендуем родителям почитать его интервью.


Совет второй: чтобы оторвать ребёнка от компьютера, организуйте его досуг


– Если ребёнок чем-то увлечён, ходит в секцию, на кружок, он не будет убивать всё время на то, чтобы тупо сидеть в соцсетях. Если его интересы касаются информатики, то он будет "фотошопить", звук монтировать, верстать сайты. Вообще, увлечённые каким-то занятием дети не сидят за компьютером весь день. Если ребёнок слишком много времени проводит за стрелялками, это значит, что родитель им просто не занимается. Родители и дети должны учиться договариваться: столько времени за компьютером сидеть можно для учёбы, столько – для игр.


Как бы ни была интересна информатика, она не может конкурировать с компьютерными играми. Если дети хотят по сетке поиграть в Counter Strike, они будут в неё играть. Здесь один выход – договориться. Пусть они тратят на игры не больше часа-полутора, всё остальное время занимаются другими делами, которые им интересны. Проблема в том, что родители мало времени уделяют детям, и от этого кажется, что дети много времени проводят за компьютером, – ну а что им ещё делать?


Педагог уверен, что успех ребёнка в предмете напрямую связан с тем, насколько достижение интересны родителям.
Педагог уверен, что успех ребёнка в предмете напрямую связан с тем, насколько достижение интересны родителям.


Совет третий: интересуйтесь тем, чем занимается ребёнок на уроках


– Родителю важно проявлять интерес, чтобы ребёнку хотелось показывать маме и папе свои работы. Например, младшие школьники на уроках информатики делают мультфильмы, потом переносят их на флешку и несут домой, чтобы показать родителям. Некоторые дети приносят в ответ мультики, которые сделали сами дома, даже приносят мультики, которые сделал папа. Это значит, что родитель проявил интерес, сказал: "О, я тоже хочу сделать мультик, здорово же". А некоторые дети даже не показывают свои работы родителям, это значит, что нет доверия. Но ведь родителю не сложно потратить 5 минут, посмотреть и сказать: "Ты в этом молодец", "Вот здесь у тебя хорошо получилось", это очень мотивирует детей.


Совет четвёртый: помогайте детям генерировать идеи


– У родителей есть стереотип, что на информатике детям дают какие-то задания по алгоритмам, что есть схема, которую ребёнок должен повторить и получить за это оценку. Приведу другой пример. У нас был урок по анимации, один ребёнок сделал классный мультфильм и ещё мультфильм о том, как он делал мультфильм. Я взял его работу и показал следующему классу, и все дети скопировали его идею, конечно, получили за это хорошие оценки, но так делать не надо, надо придумывать что-то своё. Если детям давать образец, они просто его повторят. На уроках я стараюсь давать обобщённое задание, чтобы не вгонять детей в рамки, оставить место для своих идей.


На своих уроках Пётр Анатольевич подключает покемонов, персонажи "помогают" мотивировать детей выполнять задания.
На своих уроках Пётр Анатольевич подключает покемонов, персонажи "помогают" мотивировать детей выполнять задания.


Покемоны не только притягивают детей к задаче, но и "ускоряют" процесс решения.
Покемоны не только притягивают детей к задаче, но и "ускоряют" процесс решения.


– Ещё есть такой стереотип, что мы очень много на уроках занимаемся программированием. На самом деле программированием мы занимаемся мало, у нас в обычной программе, не углублённой, на него заложена одна четверть на все годы. Этого самого Паскаля, который у всех на слуху, очень мало. Сейчас на уроках мы учим детей монтировать звук и видео, шум убирать, громкость и потом уже на этой основе решать какую-то задачку по информатике, тогда детям интересно.


Совет пятый: при подготовке проектов выбирайте темы, которые интересны ребёнку


– При выборе темы проекта важно, чтобы она была ребёнку интересна. Если проект делает только для того, чтобы получить оценку в школе, ребёнок забудет его на следующий день после защиты. Приведу хороший пример. Девятиклассник сделал обучающую игру для сестрёнки, которая учится в 1-м классе. Работа была несложная, но он занял с ней призовое место на городском конкурсе, всё потому, что проект был школьнику интересен. Другой ученик делал сайт, и робот напихал на него всякий спам, мальчик захотел поставить капчу, чтобы защитить свой сайт. Но поставил готовую, которая легко взламывается, и у него возник интерес, как взломать капчу. Он написал проект, как сделать капчу, которую практически невозможно взломать.


Учитель не загружает учеников домашними заданиями. Он уверен, что для успешной сдачи экзамена дети должны всё делать в ограниченное время, а значит успевать всё понять на уроке.
Учитель не загружает учеников домашними заданиями. Он уверен, что для успешной сдачи экзамена дети должны всё делать в ограниченное время, а значит успевать всё понять на уроке.


Приведу ещё один пример. Чтобы заинтересовать детей на уроке про геоинформационные системы, мы дали им задание в стиле популярной игры "Покемон гоу". Рассказали, что в Питере разрабатывается такой проект, в котором покемоны будут показывать достопримечательности. И попросили ребят в Екатеринбурге найти 5 достопримечательностей, в каждой из которых спрятан покемон. Благодаря покемонам, дети выполнили больший объём, чем сделали бы без покемонов, потому что это им интересно.


Вот хороший пример генерирования своей идеи. Все дети нарисовали одинаковых человечков, делающих зарядку, а креативный ребёнок отправил их прыгать в воду.
Вот хороший пример генерирования своей идеи. Все дети нарисовали одинаковых человечков, делающих зарядку, а креативный ребёнок отправил их прыгать в воду.


Совет шестой: при подготовке к ЕГЭ по информатике развивайте эрудицию, а не решайте однотипные задачи


– Если ребёнок не эрудирован, его не натаскать на высокий балл. Для успешной сдачи ребёнок должен заниматься серьёзно и долго, не полгода. Вот, например, задача: посчитать размер звукового файла, в условии каждый раз варьируется – монозвук, стереозвук. Если просто прорешивать много раз, это задачу легко завалить. А, если дети в 7-м классе работали в этой программе, знают, что такое монозвук, что такое стереозвук, им всё будет понятно, и в решении они не ошибутся. Хорошая сдача ЕГЭ – это заинтересованное изучение в течение нескольких лет.


Что касается процесса экзамена, то на ЕГЭ надо решать сначала лёгкие задания, потом объёмные, но понятные, и только потом сложные и непонятные. На лёгкие задачи должно уходить не больше двух минут, чтобы на сложные задания осталось максимальное количество времени, желательно больше половины экзамена. По этой причине я не люблю давать домашние задания – дети должны в условиях ограниченного времени выполнять задания.


Ученики школы № 200 не раз занимали призовые места на региональный конкурсах по информатике, и, что интересно, призёрами становились девочки.
Ученики школы № 200 не раз занимали призовые места на региональный конкурсах по информатике, и, что интересно, призёрами становились девочки.


Напомним, в предыдущих сериях "Родительского собрания" учительница технологии из 167-й школы дала советы о том, как приучить ребёнка помогать по дому без денег и скандалов, педагог по литературе из 2-й гимназии рассказала, как убедить подростка взять в руки книгу, учительница английского из 94-й гимназии – как помочь школьнику выучить иностранный язык без путешествий за границу, педагог по математике из 121-й школы – о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий, учитель химии из 116-й гимназии – о том, как пробудить интерес к опытам. А учитель физики из 130-го лицея доступно рассказал о том, как и с какого возраста можно увлечь ребёнка физикой.