Психолог Елена Верескун умеет находить подход к подросткам.
Психолог Елена Верескун умеет находить подход к подросткам.

Е1.RU продолжает вместе с учителями давать полезные советы родителям. В рубрике "Родительское собрание" мы расскажем о том, как развить в ребёнке его таланты, объясним, чем занять школьника в свободное время. Сегодня мы будем разбираться в том, почему подростки плохо учатся, хамят и говорят, что их никто не понимает.


Многие родители сталкиваются с тем, что ребёнок до 6–7 класса учился хорошо, а потом резко скатился на тройки. Всеми способами пытаются убедить его в том, что надо взяться за ум, ругают, стыдят, но толку никакого нет. Школьник либо замыкается в себе и отвергает всякую помощь, либо реагирует на всё грубостью. Как быть – пустить всё на самотёк, списывая поведение ребёнка на возраст, нанимать репетиров?


Ответить на эти вопросы мы попросили педагога-психолога с 20-летним опытом работы Елену Верескун. Она работает в территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии, куда за помощью приходят и малыши от двух лет, и подростки. Как отметила Елена Верескун, психологи не дают советы, они обращают внимание на моменты, которые могут помочь изменить ситуацию. Публикуем 5 моментов, на которые надо обратить внимание родителей.


Первое: разберитесь, с чем связано нежелание подростка учиться


– Давайте ответим на вопрос: в каких ситуациях человек ничего не хочет? Когда у него ощущение, что всё плохо, что ничего не получается. Состояние "ничего не хочу" может быть связано с проблемами в школе. Тут два варианта: либо это трудности с каким-то предметом, либо конфликт с учителем, в этом случае отношение к педагогу переходит на предмет.


Ещё это ощущение "ничего не хочу" может быть связано с тем, что у школьника не складываются отношения с одноклассниками. В подростковом возрасте очень важно принадлежать к какой-то группе, и значимы для них будут не учителя, не родители, а сверстники. Поэтому им так важно занимать какое-то место в классе. Если ребёнок в классе изгой, конечно, он не хочет ходить в школу, и у него нет желания учиться.


В этой песочнице детей просят с помощью фигур создать свой остров. В том, каким он получился, психолог видит проблему ребёнка.
В этой песочнице детей просят с помощью фигур создать свой остров. В том, каким он получился, психолог видит проблему ребёнка.


А в этом доме детей просят показать, кто чем занят в семье. Это характеризует отношение ребёнка с родителями.
А в этом доме детей просят показать, кто чем занят в семье. Это характеризует отношение ребёнка с родителями.


– Возникает вопрос: может, лучше перевести ребёнка в другую школу? Не факт, что в новой школе ребёнок займёт нужное место. Отношения не складываются из-за того, что ребёнок не умеет их строить, решать конфликты, попросить помощи. Поэтому при переводе в другую школу эта проблема может не решиться.


Второе: с самого детства учите ребёнка общаться со сверстниками


– Родителям нужно с раннего возраста заниматься с ребёнком, наблюдать, как он общается со сверстниками в детском саду, обращать внимание, если он говорит, что ему не с кем играть. Вообще дети сейчас очень мало играют во дворах, больше увлечены гаджетами, которые родители им очень рано дают. Взаимодействие может строиться и на гаджетах, но это всё равно не коммуникация, теряются эмоциональные связи. Родители много работают, мало уделяют внимания ребёнку. Семьи ведут замкнутый образ жизни, редко приглашают в свой дом. Но надо думать о детях, устраивать дни рождения, где дети могут общаться, самим ходить в гости.


Третье: ругайте подростка правильно


– Когда у ребёнка что-то не получается, это может переходить в такой тотальный образ "Я плохой" во всём. Задача родителя – найти или создать такую сферу, где ребёнку хорошо. Это может быть какая-то спортивная секция, занятия современными танцами, куда подростки идут с удовольствием. Даже если ребёнка не принимают в классе, он может найти друзей на этих кружках, быть там успешным, и за счёт этого повышать самооценку.


Родителям не надо постоянно повторять своему ребёнку, что он лентяй, говорить, что из него ничего не получится. Таким образом родители закладывают ребёнку жизненный сценарий. Если всё время говорить: "Ты лентяй, ты лентяй, ты лентяй", особенно, когда он сидит за компьютером и находится в состоянии суженного сознания, это всё проникает из сознания в подсознание, и у него закрепляется "Я – лентяй", он просто в это поверит или будет использовать как уловку при оправдании своих недостатков.


Надо начинать с хорошего. Можно не принимать поступки подростка, но принимать личность в целом. Надо говорить: "Серёга, ты такой хороший мальчик, но почему ты ленишься?" Это будет действовать на ребёнка совершенно по-другому. Так сын будет понимать, что вообще мама его любит, это очень важно для подростка, хотя они часто пытаются показать, что родители для них не значимы.


Из этих фигур дети строят свой остров в песочнице.
Из этих фигур дети строят свой остров в песочнице.


Психолог просит в любой ситуации давать понять ребёнку, что родители его любят, пусть и не принимают какие-то его поступки.
Психолог просит в любой ситуации давать понять ребёнку, что родители его любят, пусть и не принимают какие-то его поступки.


Очень часто в учёбе в среднем звене резко падает успеваемость. Иногда это связано с тем, что в некоторых классах ценность учёбы не является общеклассной ценностью: если хорошо учишься, то ты ботан, лох и так далее. Чтобы сверстники принимали подростка, он тоже должен так относиться к учёбе. Другая ситуация, когда ребёнок ценности одноклассников не разделяет. Тогда, конечно, надо переводить его в другую школу, чтобы не губить способности.


Четвёртое: не формируйте в ребёнке "синдром отличника"


– Не стоит требовать с ребёнка учиться на одни пятёрки. В будущем ему будет очень тяжело, когда сложится такая ситуация, в которой он не сможет быть лучшим. Таким образом родители формируют синдром отличника. Конечно, все должны стремиться к лучшему. Но, поверьте, взрослые люди страдают от того, что не могут постоянно быть на высоте, тратят много сил и по-иному не могут. От повышенной требовательности у детей бывают нервные срывы.


По словам Елены Верескун, убедить ребёнка в том, что он лентяй, очень просто, но в будущем это убеждение станет большой проблемой.
По словам Елены Верескун, убедить ребёнка в том, что он лентяй, очень просто, но в будущем это убеждение станет большой проблемой.


Не надо говорить ребёнку, который оправдывает свою тройку тем, что весь класс так написал: "Меня не волнует, как написал класс, меня волнует, почему ты написал на тройку!" Надо сказать: "Серёжа, ты же такой умный мальчик, почему у тебя тройка за эту контрольную?" В конце концов, Серёжа мог написать на тройку, потому что весь класс написал так, и он хочет быть принятым сверстниками.


Пятое: научите подростка вымещать агрессию


– Если подросток хамит учителям, то родителям надо, в первую очередь, обратить внимание на себя. Если в семье грубость – это обычное дело, то чего они хотят от ребёнка? Надо сесть за стол переговоров и менять ситуацию в семье. Если грубости в семье нет, а ребёнок хамит учителям, надо убедить его принять семейные ценности и помочь ему проявлять агрессию по-другому. С бытовой точки зрения агрессию применять нельзя. Но психологи говорят другое. Если постоянно сдерживать напряжение, оно куда-то выльется, в какие-то заболевания.


Надо учить ребёнка смещать агрессию, но культурно приемлемыми способами. Когда я прошу ребёнка нарисовать, где скапливается агрессия, все рисуют по-разному. Кто-то изображает её в руках, кто-то в ногах, кто-то в груди. Если она в ногах, запишите его в секцию, где надо бегать, прыгать. Если в руках, пусть пойдёт на бокс, например. Если в голове – в театральный кружок, пусть пишет рассказы с чёрным юмором, можно вымещать свою злость на листке, а потом его сжигать.


Напомним, в предыдущих сериях "Родительского собрания" учительница технологии из 167-й школы дала советы о том, как приучить ребёнка помогать по дому без денег и скандалов, педагог по литературе из 2-й гимназии рассказал, как убедить подростка взять в руки книгу, учительница английского из 94-й гимназии – как помочь школьнику выучить иностранный язык без путешествий за границу, педагог по математике из 121-й школы – о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий, учитель химии из 116-й гимназии – о том, как пробудить интерес к опытам. Ещё учитель физики из 130-го лицея доступно рассказал о том, как и с какого возраста можно увлечь ребёнка физикой, а учитель информатики из 200-й школы – о том, как покемоны и мультики помогают учёбе.