Бэлла Михайловна считает, что диктанты никак не помогают улучшить грамотность.
Бэлла Михайловна считает, что диктанты никак не помогают улучшить грамотность.

Е1.RU продолжает вместе с учителями давать полезные советы родителям. В рубрике "Родительское собрание" мы расскажем о том, чем занять школьника в его свободное время, объясним, как привить любовь к спорту и о многом другом. Сегодня поговорим о том, как обучить ребёнка аккуратному почерку и развить грамотность.


Многие родители сетуют на то, что подростки делают ошибки чуть не в каждом слове, не могут сформулировать свои мысли и вообще говорят на каком-то своём языке. Заглядывают к ребёнку в тетрадку и разобрать не могут, что там он написал, будто зашифровал – почерк ужасный. А когда дело доходит до проверки своего текста, так вообще беда – ни одной ошибки школьник не видит. Как быть? Изолировать ребёнка от компьютера и запереть в библиотеке? Нанять репетитора? Или оставить в покое это "цифровое" поколение?


Ответить на эти сложные вопросы мы попросили учителя русского языка и литературы 59-й школы Бэллу Гринберг, которая 40 лет преподаёт в школе. Она – почётный работник образования, учитель-методист. Больше 20 лет в УрГПУ Бэлла Михайловна учила студентов, как преподавать литературу, среди её выпускников есть много кандидатов филологических наук.


Совет первый: не заставляйте ребёнка выводить одни и те же буквы по сто раз


– Пытаться выработать у ребёнка хороший почерк, заставляя его переписывать одни и те же буквы, бессмысленно. Монотонное повторение вызывает у ребёнка внутреннее отторжение и отталкивает. Вообще, есть проверенный способ обучения хорошему почерку – это писать, не отрывая руку. Потому что, когда человек пишет, думая, что ему не надо отрывать руку, он пишет медленнее и аккуратнее. А по сто раз переписывать буквы в отрыв друг от друга – это только вредить, с таким подходом ненависть к письму будет абсолютной точно.


Учительница уверена, что монотонное прописывание букв не улучшает почерк, а провоцирует ненависть к письму.
Учительница уверена, что монотонное прописывание букв не улучшает почерк, а провоцирует ненависть к письму.


Чтобы почерк был аккуратным, надо учиться писать, не отрывая руку от листа.
Чтобы почерк был аккуратным, надо учиться писать, не отрывая руку от листа.


Совет второй: найдите книги, которые ребёнок будет читать с удовольствием


– Сейчас дети проводят много времени за компьютером и телефоном. В социальных сетях опасно то, что там ребёнок часто видит деформированный текст: безграмотный, слова сокращённые, сленг, отсутствие знаков препинания. И такое общение заменяет общение с книгой, а без чтения нет грамотности. Надо всеми силами возвращать ребёнка к чтению, но силой заставлять читать бесполезно, надо, чтобы ребёнку самому хотелось читать. Важно чтение превращать в удовольствие, и пусть это будет не школьная программа, пусть фэнтези, приключения. Главное, чтобы было интересно.


Совет третий: заменяйте диктанты редактированием текстов


– Диктанты в плане повышения грамотности бесполезны. Грамотность проявляется в создании собственного текста. Поэтому писать текст под диктовку – это зря тратить время. Больше всего пользы для грамотности приносит редактирование текста, но не своего, а чужого. Поиск ошибок в чужом тексте не унижает ребёнка, не говорит, что он бестолковый.


– А как в своём тексте правильно искать ошибки?


– Перед самостоятельной проверкой текста надо давать совершенно определённую подсказку: найди гласные с ошибками или найди лишние запятые, проверь все согласные, знаки в конце предложения. И, когда проверяешь, ставь перед собой задачу: сейчас я смотрю только что-то одно и не рассредоточиваю своё внимание на весь текст. Это как с микроскопом. Если рассматривать под ним маленький кусочек, можно что-то увидеть, если смотреть всё – ничего не увидишь. Когда человек проверяет без конкретного задания, он просто бежит глазами по тексту, не понимает, что смотреть. Умение проверять не появится от повторения "читай внимательно, читай внимательно", надо сказать, как читать внимательно.


По словам педагога, без чтения грамотным стать невозможно.
По словам педагога, без чтения грамотным стать невозможно.


...а готовые домашние задания – спрячь!
...а готовые домашние задания – спрячь!


Совет четвёртый: вместе смейтесь над ошибками


– Попробуйте бороться со словами-сорняками в игре. В своей речи через слово говорите, например: "короче, короче, короче". И тогда ребёнок начнёт над этим смеяться. Мы лучше всего запоминаем свои ошибки, когда смеёмся. Или установите дома правило: за каждое слово-сорняк выполняйте какую-то обязанность.


То же самое со сложными правилами. Они хорошо запоминаются с примерами, лучше с такими, в которых есть нелепость. Вот пример с неправильными употреблением деепричастного оборота: "Сидя у окна, проехала карета". Смешно ведь, ребёнок сделает ошибку и вспомнит, что у него снова "Сидя у окна, проехала карета".


Совет пятый: не давайте ребёнку проверять уроки по сборнику "Готовых домашних заданий"


– Очень серьёзное зло – это готовые домашние задания. Конечно, это облегчает родительский контроль. Но дома ведь дети ничего не изучают, только отрабатывают то, что изучено на уроке. Не стоит давать ребёнку самостоятельно проверять себя по готовым домашним заданиям, никакой пользы от этого не будет, он ничего не запомнит.


Педагог не видит проблемы в том, что дети постоянно в телефоне, но общение в соцсетях не должно заменять книгу.
Педагог не видит проблемы в том, что дети постоянно в телефоне, но общение в соцсетях не должно заменять книгу.


Бэлла Михайловна уверена, что грамотность лучше всего тренирует написание собственного текста.
Бэлла Михайловна уверена, что грамотность лучше всего тренирует написание собственного текста.


Совет шестой: сами общайтесь с ребёнком в социальной сети


– Родители могут сами общаться с ребёнком в социальных сетях, показывать ему, что это общение может быть грамотным. Или, наоборот, оборачивать в шутку, писать текст с ошибками и говорить: "Ой, я так торопился, я хоть всё понятно там написал?" – и просить ребёнка исправить текст. Конечно, такая хитрость сработает только с младшими детьми.


Родительское собрание: как развить грамотность методом "микроскопа" и чем вредны диктанты


Напомним, о чем мы говорили на предыдущих "Родительских собраниях":