Кирилл Беликов уверен, что учить ребёнка безопасности родители должны на своём примере.
Кирилл Беликов уверен, что учить ребёнка безопасности родители должны на своём примере.

Е1.RU продолжает вместе с учителями давать полезные советы родителям. Сегодня в рубрике "Родительское собрание" мы расскажем, как сделать так, чтобы ребёнок заботился о своей безопасности, этим выпуском мы закончим наш проект.


Полностью контролировать ребёнка можно только, когда он совсем маленький. Но он взрослеет, и следить за его каждым шагом становится всё сложнее. Даже в квартире столько опасностей – газовая плита, электричество… А на улице – вообще представить страшно: машины, незнакомые люди. Единственный выход – научить ребёнка самого заботиться о своей безопасности.


Рассказать о том, как это сделать, мы попросили лучшего учителя ОБЖ Екатеринбурга, педагога 68-й школы Кирилла Беликова.


Совет первый: будьте для детей примером безопасного поведения


– Если ребёнок видит, как родитель нарушает нормы безопасности, он тоже будет их нарушать, потому что родитель – это образец для подражания. Дети неосознанно ведут себя как родители. Например, в школе мы постоянно говорим об опасности петард. Но, если папа будет взрывать петарду в руке, всё будет мимо. Ребёнок будет думать: "Что вы там мне рассказываете, папа взорвал, и ничего с ним не случилось, и со мной ничего не будет".


Конечно, как урок ОБЖ без противогаза?
Конечно, как урок ОБЖ без противогаза?


Надо не рассказывать детям правила безопасности, а формировать у них культуру безопасного поведения на своём примере. Выучить все правила невозможно, каждый раз ситуация меняется, появляются новые и новые опасности. Можно проиллюстрировать это таким примером: сидят за столом несколько человек, и один ест руками, все понимают, что делать так нельзя – это уровень низкой культуры. Так же и с культурой безопасного поведения – ребёнок должен не вспоминать каждый раз правила, а понимать, что нарушать их просто нельзя. Это должно формироваться до 4-го класса, тогда предмета ОБЖ ещё нет, и поэтому вся нагрузка ложится на семью.


Совет второй: учите ребёнка в игре


– Игра в плане обучения правилам безопасности – самый интересный для ребёнка и эффективный метод. В бытовое общение с ребёнком надо включать игру с правилами безопасного поведения. Допустим, если говорим о правилах дорожного движения, можно по пути из садика домой говорить: сейчас мы будет играть, а у каждой игры есть правила – переходить дорогу надо так, это делать так. Сделали всё правильно – получаете очки в игре, в чём-то ошиблись – очки сняли.


Как и положено, учитель сначала показывает, как надо надевать противогаз.
Как и положено, учитель сначала показывает, как надо надевать противогаз.


Совет третий: пишите инструкции вместе с ребёнком


– Инструкция хороша в том случае, когда ребёнок сам для себя её пишет. Например, объясняете ребёнку, как пользоваться плитой, пусть он запишет, что понял. У детей нет абстрактного мышления. Он не дойдёт из одной точки в другую, пока ему не покажут. Если вы пропишете инструкцию вместе с ребёнком и он повесит её там, где посчитает нужным, это будет работать. Если вы её напишете сами и повесите её ребёнку, это не будет работать.


Совет четвёртый: до старших классов избегайте негативных примеров


– Если с младшего возраста мы рассказываем ребёнку о негативных последствиях при несоблюдении правил, показываем страшные картинки, мы формируем агрессивного человека. Пример должен быть позитивным. А в более старшем возрасте, класса с 10-го, можно показывать негативные последствия.


А потом дети повторяют.
А потом дети повторяют.


Совет пятый: приучите ребёнка сообщать, где он находится


– Родитель всегда должен знать, где находится его ребёнок. Надо всегда быть на связи. Надо, чтобы в привычку у школьника и родителя вошло, чтобы ребёнок выходил из школы и говорил, что идёт домой, пришёл и отзвонился родителям. Это не контроль, не надо строить эти отношения в таком формате. Ребёнок не должен быть под такой гиперопекой, что это угнетает его личность. Это должно быть в формате отношений: "Позвони мне, потому что я волнуюсь, переживаю".


Педагог отмечает, что показывать детям "краш-тест" можно только в старших классах.
Педагог отмечает, что показывать детям "краш-тест" можно только в старших классах.


Совет шестой: дайте ребёнку "заначку" на крайний случай


– Желательно, чтобы у ребёнка была с собой небольшая сумма на запас. Такой "набор выживания", 50 рублей, которые лежат исключительно на крайний случай, когда, например, ребёнок потеряет ту же Е-карту, забудет деньги на проезд. Но больше 50 рублей давать не надо, когда сумма больше, появляется соблазн её потратить, возникает опасность, что украдут. Надо учить ребёнка думать на шаг вперёд.


Родительское собрание: лучший учитель ОБЖ - о том, как сделать жизнь ребёнка безопасной и зачем ему заначка


Родительское собрание: лучший учитель ОБЖ - о том, как сделать жизнь ребёнка безопасной и зачем ему заначка


Родительское собрание: лучший учитель ОБЖ - о том, как сделать жизнь ребёнка безопасной и зачем ему заначка


Напомним, о чём мы говорили на предыдущих "Родительских собраниях":