Родителям будущих первоклашек приходится изворачиваться, чтобы попасть в нужную школу.
Родителям будущих первоклашек приходится изворачиваться, чтобы попасть в нужную школу.

Скандалы с зачислением в первый класс в Екатеринбурге не утихают: 1 февраля многие родители обнаружили, что классы в школах по месту жительства уже забиты невесть откуда прописавшимися первоклашками. Кто-то ищет другие варианты, кто-то бьется за "законную" школу, кто-то требует отменить несправедливые законы – словом, до 1 сентября жизнь в городе будет бить ключом. Вчера свой взгляд на проблему озвучила главный прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова. В ответ известный в городе политолог, кандидат экономических наук Александр Предеин написал колонку о том, кто виноват и что делать в этой ситуации.


Внезапно в медиаповестку ворвалась екатеринбургская прокуратура с намерением возбуждать уголовные дела на людей, "неправильно" устраивающих своих детей в школы. "Неправильно", по мнению прокурорских – это по временной прописке. Таких в некоторых школах набирается чуть ли не половина от всех первоклашек. Как заявляют в надзорном ведомстве, из-за таких "временщиков" в школы не могут устроиться дети, имеющие постоянную регистрацию, поэтому нужно что-то делать с федеральным законодательством.


Причина конфликта понятна: школы в городе разные. Есть сильные и статусные, в отремонтированных новеньких зданиях и оснащенные по последнему слову техники. Есть обычные, с некомплектом учителей, обшарпанными стенами и меловыми досками вместо инноваций. На первые гигантский спрос, на вторые его нет. Это логично: каждый родитель желает своему ребёнку добра и старается обеспечить ему лучшее образование и, что немаловажно, круг общения. Если на крыльце школы дымят сигаретами – такую лучше обойти стороной, не правда ли? Атмосфера, сила и дух учебного заведения зачастую определяют весь дальнейший жизненный путь маленького человека.


Конечно, всем хочется попасть в хорошую школу, отремонтированную и оснащённую по последнему слову техники.
Конечно, всем хочется попасть в хорошую школу, отремонтированную и оснащённую по последнему слову техники.


Стремятся в элитные школы по-разному: свежи в памяти сюжеты о ночных дежурствах родителей в дни перед зачислением, номерками на замерзших ладонях и потасовками на крыльце, равно как сообщения о том, что кто-то не попал в желаемую школу из-за зависшего сайта госуслуг. Каждая неудача – маленькая трагедия, в условиях неразвитости платного среднего образования альтернативы у родителей практически нет. Вот и придумывают люди способы устроить своих детишек, в зависимости от правил поступления, действующих в текущем году. Ещё несколько лет назад было в порядке вещей водить будущих первоклашек на платные курсы, надеясь на поступление по результатам экзаменов. Потом экзамены запретили, и в школы стали брать "согласно живой очереди". После череды повсеместных ночных "стояний" правила снова поменяли, теперь в школы могут быть приняты дети, проживающие на закреплённой территории. Есть прописка – берём, нет – идите в другое место.


Ночные бдения у школ так и не ушли в прошлое.
Ночные бдения у школ так и не ушли в прошлое.


В результате реформ город оказался поделён между элитными школами и обычными. В первые пошли, как правило, детишки из элитных домов, вторые остались для жителей "гетто". Разберём этот тезис на примере знаменитой екатеринбургской гимназии № 5, что расположена в новеньком здании в самом центре города. Согласно "перечню закрепленных территорий", опубликованному на сайте городского Управления образования, в пятую гимназию идут детишки, проживающие по 16 адресам. Из них три адреса – высотки бизнес-класса "Аквамарин", по два адреса у знаменитого элитного клубного дома "Тихвин", и нового жилого комплекса "Москва", каждый из которых занимает целый квартал. Дома по Хохрякова, 32 и Шейнкмана, 100 – тоже бизнес-класс. Из обычных зданий старой постройки к "пятёрке" приписаны три маленьких дома по Малышева и столько же многоэтажек по Куйбышева и Шейнкмана.


Может быть, гимназия № 5 сплошь окружена элитными домами и рядом попросту нет жилья "простых смертных", спросите вы? Вдруг схема сделана исключительно для удобства детей, чтобы им не приходилось далеко ходить в школу и пересекать улицы? Посмотрим на документ, регулирующий "прикрепление", а затем на карту города. В 150 метрах от пятой гимназии стоит четырёхэтажная "сталинка" с адресом Малышева, 25. Возможно, детям удобнее было бы пересечь улицу Малышева и проделать эти 150 метров до школы, вместо того, чтобы идти 820 метров до школы № 69, пересекая Хохрякова, Сакко и Ванцетти, Попова, а затем и восьмиполосный проспект Ленина? Другой пример: вышеупомянутый элитный комплекс "Москва" вдвое дальше от начальной гимназии, нежели "не относящиеся" к ней многоэтажки по Куйбышева 4, 6 и 8, а путь от "Москвы" до школы требует пересечения двух загруженных улиц.


На место в гимназии № 5 "спрос" высокий – как во все элитные школы.
На место в гимназии № 5 "спрос" высокий – как во все элитные школы.


Такая нарезка заставляет родителей первоклассников изворачиваться и придумывать способы попадания своих детей в нужные школы. Что делать людям, если под окнами у них стоит хорошая гимназия, а ребёнок приписан к школе, не знавшей достижений, расположенной в пять раз дальше через несколько оживлённых магистралей? Почему нельзя снять квартиру на время, зарегистрироваться там и пойти в школу от "нужного" адреса? Абсолютно законный способ, что бы там ни сочиняли в прокуратуре…


Впрочем, частично с позицией прокуратуры можно согласиться, правила приёма ущербны и требуют замены. Здесь видится два пути. Первый путь – открыто признать, что в хорошие школы пойдут дети из хороших домов. Остальные дома – это гетто, и жизнь в них исключает получение хорошего образования. Хочешь в хорошую школу – покупай дорогостоящую квартиру в элитном доме. Это американский путь, такая система давно сложилась в США. Дешёвое жильё – в "чёрных" районах, но и школы там соответствующие. Для реализации "американского" пути изменений в федеральных законах не потребуется, чиновникам необходимо лишь прикрепить к школам не только заселённые, но и строящиеся дома, чтобы родители будущих первоклассников могли понимать, где именно следует приобретать квартиры.


Второй путь – это ввести систему оценки способностей будущих первоклассников, чтобы отбирать в элитные гимназии самых одарённых детей. За это ратуют педагоги – им ведь нужны не только богатые, но и способные дети, с которыми интересно заниматься, одерживать победы на конкурсах и олимпиадах, повышая собственное профессиональное мастерство. Это требует изменений в Законе, школам придётся дать право устанавливать собственные критерии отбора, оставляя за муниципалитетом лишь определение общей численности обучающихся. Наверняка следовало бы оставить вариант для богатых – разрешить школам легально взымать вступительные взносы с родителей не прошедших по конкурсу детишек (если этого не сделать, директора будут злоупотреблять правом и зачислять за взятки). Ровно эта система действует сегодня во всех российских вузах – самые усердные и талантливые учатся за счёт бюджета, а кому не хватило мест – за деньги. Это совершенно справедливо, поскольку не закрывает большинству детей путь к хорошему образованию.