Улица Уральская в двух шагах от центра города.
Улица Уральская в двух шагах от центра города.

E1.RU продолжает изучать улицы нашего городка. Мы уже побывали на Вторчермете, легендарном Уралмаше, Химмаше, изучили центр города (но ещё не весь) и решили отправиться в Пионерский район на улицу с самым уральским названием. В хмурый дождливый день мы приехали на улицу Уральскую.


Она тянется 1 800 метров по Кировскому району, начинаясь от улицы Маяковского и перетекая в Гагарина. На машине её можно проехать за 5 минут, на трамвае за 15, правда, придётся пройтись пешком, ну а если вы не боитесь ветра и дождя, которые в последнее время бушуют в городе, то можно прогуляться, и на это уйдёт около 23 минут.


Мы, как всегда, выбираем последний вариант и ставим перед собой задачу пройти улицу от начала и до конца. Конец этой улицы, кстати, очень символичный: её завершает кладбище.


Улицу начали застраивать в конце 1920-х годов, тогда посёлок назывался не Пионерский, а просто Новый.



Первый объект, про который хочется рассказать, каким бы мрачным и пугающим он ни был – это Михайловское кладбище, оно появилось здесь ещё задолго до образования Пионерки. Это одно из старейших сохранившихся кладбищ города, об этом говорят и его масштабы.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Кладбище появилось здесь в 1865 году. В советское время его несколько раз пытались уничтожить, а с 1960 года оно считается закрытым. В 1998 году кладбище взяли под государственную охрану. Сейчас число захоронений оценивается в 18 тысяч, из них более 7 тысяч неопознанных.


Мемориал чехословацким легионерам, "павшим на пути к свободной родине" в годы гражданской войны (1918–1919).
Мемориал чехословацким легионерам, "павшим на пути к свободной родине" в годы гражданской войны (1918–1919).


Здесь же стоит мемориал группе, которая загадочно погибла на перевале Дятлова.
Здесь же стоит мемориал группе, которая загадочно погибла на перевале Дятлова.


На территории кладбища стоит Храм всех Святых, его поставили в 1890 году на средства купца Фёдора Михайлова. По его фамилии кладбище и стало называться Михайловским.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Напротив кладбища со стороны улицы Блюхера сейчас находится парк имени Блюхера, а раньше здесь было тоже кладбище, только уже других конфессий.


– В своё время люди, например, лютеране и католики, не могли лежать на православном кладбище, и поэтому была отведена отдельная территория, – рассказала заведующая отделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова.


Раньше в этом сквере было лютеранское кладбище.
Раньше в этом сквере было лютеранское кладбище.


Объяснить, откуда здесь лютеране, тоже можно.


– Уже при основании города сюда приезжают специалисты из Европы вместе с де Генниным. Лютеранская община достаточно большая была, и тут появилось кладбище, но тогда это место находилось ещё за пределами города, – пояснила Татьяна. – Последнее захоронение, которое здесь осуществили, произошло в 1976 году. Но потом городские власти решили расчистить район, и часто так было, что родственников даже не извещали о том, что сносят могилы. Всё это моментально заровняли, часть надгробий ушла на дорожные плиты, часть перебивали на новые памятники.


Местные говорят, что раньше в сквере стоял крест, но недавно куда-то пропал.
Местные говорят, что раньше в сквере стоял крест, но недавно куда-то пропал.


В 2015 году здесь собирались построить кирху, но мэрия запретила строительство из-за найденных могил.


Такую кирху должны были построить в парке Блюхера.
Такую кирху должны были построить в парке Блюхера.


Летом 2015 года на площадку в парке Блюхера заехала техника, а строители начали вбивать сваи. Однако недовольные жители окрестных домов оперативно организовали ополчение, вызвали полицию и остановили стройку. В тот же вечер в парке возник стихийный палаточный городок. Позже в дело вмешалась прокуратура, а строители вывезли технику из парка.


Но хватит про кладбища и захоронения, возвращаемся к менее мрачным объектам и идём дальше по Уральской.


– Здесь жизнь началась в конце 1920-х годов и то точечной застройкой, ближе к железной дороге. Эту улицу можно назвать брежневской эпохи, хотя сейчас мы проходим мимо уже современные дома, которые выше и 16, и 20 этажей. Но в основном, что здесь находится, принадлежит эпохе развитого социализма, – рассказала Татьяна.


Уходим от кладбища и идём от конца улицы к её началу.
Уходим от кладбища и идём от конца улицы к её началу.


Основательная застройка Уральской началась с 1967 года, так что это молодая улица, впрочем, как и весь Пионерский.


– Долгое время мы оставались не очень большим городом. До войны в городе проживало 400 тысяч человек, потом было много эвакуированных, и, конечно, город вырос, несмотря на то, что каждый четвёртый, который ушёл на войну, погиб. А в 1967 году рождается миллионный житель. И проблема заключается в том, что людям становится негде жить, – добавила Татьяна Мосунова. – И тогда во времена Брежнева возвращается этот район, делается по развивающемуся генеральному плану. То есть тогда уже работают не над точечной застройкой, а планируют микрорайоны, и для этого закупаются типовые проекты, которые разрабатывались архитектурными институтами в Москве.


Мы проходим мимо так называемых домов улучшенной планировки, конец 80-х годов. Тогда в домах появился важный аспект – лоджии. Всем хотелось иметь дополнительную площадь.


Подходим к школе.
Подходим к школе.


На перекрёстке с улицей Советской стоит 47-я гимназия.


– Более ранний объект – это школа. Она из белого кирпича и появилась здесь в начале 60-х годов.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Урокам конец – можно домой.
Урокам конец – можно домой.


На перекрёстке находится ресторанчик, а напротив стоит жилой комплекс с жильём уже более элитного класса.


В Пионерском районе много новостроек.
В Пионерском районе много новостроек.


– Интересная вещь, что Пионерский посёлок начинался с жилищного кооператива "Пионер". И в брежневское время, несмотря на то, что государство давало жильё, очень многие знали, что пройдёт 15 лет, но жилья они так и не получат – были огромные очереди. Поэтому многие стремились попасть в строительный кооператив – это такая Брежневская ипотека, – добавила Татьяна.


Ещё одной особенностью улицы является то, что она совершенно необычно широкая для нашего города. По этой дороге можно уехать и на Уралмаш, и попасть на Шарташ.


– Меня поражает ширина улицы, и благодаря этому пространству – широким бульварам, очень удобным для прогулок, здесь гуляет много мамочек с колясками, – замечает Татьяна.


Пионерский считается одним из самых зелёных районов. Даже сейчас, несмотря на то, что ещё ничего не распустилось, видно, что здесь много деревьев, а вдоль дороги стоят вазоны.


– На улице очень много символа Урала – рябины, практически всё засажено. В какой-то мере она стала символом после песни Родыгина "Уральская рябинушка". А несколько лет назад устроили голосование, какое же дерево ассоциируется с Уралом, и с большим отрывом победила рябина, – рассказала Татьяна.


Изрисованные арки выглядят не очень живописно.
Изрисованные арки выглядят не очень живописно.


Идём дальше и сворачиваем с улицы, чтобы заглянуть в один из дворов. Здесь время как будто остановилось – в хмуром весеннем пейзаже советская детская площадка выглядит ещё более заброшенной, а старенькие гаражи покинутыми.


– В советское время гаражи во дворе – это была наглость и редкость, такого старались не допускать, – отметила Татьяна.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Заходим в другой двор, и здесь от советского "детства" нет и следа. На площадке между домами стоят новые горка и качели.


– Когда к власти пришёл губернатор Мишарин, у него была комплексная программа по благоустройству дворов, и вот одну из таких площадок мы здесь видим.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Для качелей, видимо, ещё не сезон.
Для качелей, видимо, ещё не сезон.


Ещё один интересный факт – в 2015 году здесь, да и по всему городу повесили плакаты со Сталиным, якобы поздравление с Днём Победы. Но одна из местных жительниц обратилась к городским властям с петицией убрать этот плакат. Спустя несколько месяцев их действительно сняли.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Во дворе 66-го дома есть интересный объект, который появился во время фестиваля "Стенограффия". Раньше на доме была ярко-синяя странная полоса, но художники из Нижнего Тагила смогли преобразить её, и вот теперь на стене мужчина, не стесняясь, принимает ванну.


Этому мужчине хмурая погода не мешает принимать водные процедуры.
Этому мужчине хмурая погода не мешает принимать водные процедуры.


Спасательный круг на всякий случай: сегодня ты живёшь на 3-м этаже, после дождя может и подтопить.
Спасательный круг на всякий случай: сегодня ты живёшь на 3-м этаже, после дождя может и подтопить.


Выходим из двора и следуем дальше.


– В 1925 году появляется кооператив "Пионер", но сам посёлок так начал называться уже после войны. И здесь сохранились первые старенькие домики, но к ним мы придём позже.


Фасад 60-го дома на Уральской украшает ещё один объект фестиваля "Стенограффия". Автор этого граффити – Марина Ягода, а работа называется "Фронтовичка". Кажется, что женщина пытается закрыть лицо руками, автор хотела напомнить, что у войны пусть и мужское лицо, но на фронте были и женщины.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Пока идём по Уральской и проходим непримечательные многоэтажки, вспоминаем, какие интересные объекты находятся поблизости. Недалеко от Уральской есть улица с летним названием Июльская – там стоит общежитие архитектурного университета.


– В эту общагу ездили разные яркие личности нашего города, например, тот же Бутусов, так сказать, приходил потусить, – поясняет Татьяна.


Во дворах улицы Уральской затерялась таинственная улица Тобольская. Здесь стоят два двухэтажных небольших домика – это самострои советских времён.


Кирпичные дома выглядят как-то необычно, по ним сразу ясно, что они не типовые.
Кирпичные дома выглядят как-то необычно, по ним сразу ясно, что они не типовые.


– Люди брали в руки мастерок или платили кому-то, покупали проект, материалы, и строились. Сначала они были даже без канализации, затем эти же умельцы договаривались и оборудовали удобства в доме.


Двор, хоть и без излишеств, но аккуратно прибран и готов к весне.
Двор, хоть и без излишеств, но аккуратно прибран и готов к весне.


Здесь стоит всего два дома, а дальше улица "выныривает" уже после Советской. Здесь весьма уютный двор, а жильцы уже провели субботник.


Уральская погода, конечно, не располагает к прогулкам по Уральской.
Уральская погода, конечно, не располагает к прогулкам по Уральской.


Заходим на старую часть улицы – она намного уже. И здесь стоит завод. Охранник нам дверь открыл, но за порог не пустил. А по телефону директор нам рассказал, что раньше здесь и вовсе чинили кареты.


Здание предприятия "Микроакустика".
Здание предприятия "Микроакустика".


– Завод основан ещё в XIX веке, как каретные мастерские. В 1937 году указом НКПС, это Министерство путей и сообщений тогда так называлось, был основан железнодорожный завод. Затем этот завод в 1954 или в 1956 году как опытное предприятие был передан российскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта в НИИ ЖД. А в 2003 году завод был продан предприятию "Микроакустика", при условии, что завод будет восстановлен и будет работать на нужды Министерства путей и сообщения, – рассказал Е1.RU директор и главный конструктор предприятия "Микроакустика" Александр Шанаурин.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


По соседству с таинственным предприятием (по телефону нам сказали, что никакие исторические фотографии не сохранились, их все описали и передали в госархив) стоят более доступные объекты. В старенькие бараки можно без труда зайти и оглядеться, правда, кажется, что делать это нужно очень осторожно. Вид у домов такой, будто вот-вот они рухнут, балконы уже находятся в нерабочем состоянии, на них висят самобытные антенны из жестяных банок.


Балконы с самодельными антеннами.
Балконы с самодельными антеннами.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Внутри дома находятся также в плачевном состоянии, хотя, стоит заметить, что не все. В одном из подъездов – свежепокрашенные стены, чистые полы, а на стене висит график дежурств.


В подъезде полная разруха.
В подъезде полная разруха.


В другом дворе нас встречает один из обитателей дома – шестилетний Саша. Пока мама занимается какой-то работой на улице, мальчишка играет, не боясь знакомиться с нами, и проводит экскурсию по родному двору.


Маленький Саша провёл нам экскурсию по своему двору.
Маленький Саша провёл нам экскурсию по своему двору.


– Это машина Колина, а это голуби у нас здесь, сможете их сфотографировать? – спросил мальчик. Но мы не успели – птицы разлетелись.


Во дворе стоит заброшенный то ли сарай, то ли гараж.
Во дворе стоит заброшенный то ли сарай, то ли гараж.


Немного поболтав с Сашей, выходим из их двора.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


Наверное, уже не работает. По крайней мере, мы её найти не смогли.
Наверное, уже не работает. По крайней мере, мы её найти не смогли.


Выходим на перекрёсток Уральской и Смазчиков, отсюда видно и новый жилой комплекс "Малевич", а справа виднеется торговый центр "Парк Хаус" и Основинский парк.


Перекрёсток Уральской и Смазчиков.
Перекрёсток Уральской и Смазчиков.


Направо дорога уходит к "Парк Хаусу".
Направо дорога уходит к "Парк Хаусу".


За перекрёстком – в начале улицы – стоят дома, которые построили не так давно – в 90-х. А начинается улица тоже весьма символично – со стройки, здесь только возводят многоэтажки.


За перекрёстком стоит многоэтажка с необычной конструкцией возле подъезда.
За перекрёстком стоит многоэтажка с необычной конструкцией возле подъезда.


Улицы нашего городка: где ремонтировали кареты и тусовался с друзьями Вячеслав Бутусов


В конце улицы виднеются стройки.
В конце улицы виднеются стройки.


Здесь мы заканчиваем нашу экскурсию, а в следующий раз мы решили рассказать вам про улицу Мира. Отметим, что это, можно сказать, юбилейная – 10-я серия нашей рубрики, а как мы гуляли по остальным улицам, вы можете посмотреть в специальном разделе.