Лариса Бузунова из "Город.PRO" участвовала в создании новой транспортной схемы Екатеринбурга.
Лариса Бузунова из "Город.PRO" участвовала в создании новой транспортной схемы Екатеринбурга.

Вчера на Е1.RU мы опубликовали колонку урбаниста Владимира Злоказова, который выступил против строительства екатеринбургской подземки. Мнение специалиста вызвало волну обсуждений. Многих наших читателей позиция Злоказова возмутила.


Сегодня своего коллегу поддержала Лариса Бузунова, директор фонда "Город.PRO", который разрабатывал новую транспортную схему для Екатеринбурга. На своей страничке в Facebook она опубликовала колонку, в которой также привела доводы, почему Екатеринбургу стоит отказаться от строительства второй ветки метро. С разрешения автора публикуем колонку полностью.


"Когда в спорах речь заходит о ремонте и строительстве дорог, благоустройстве, велодорожках, чётко слышен ответ: "Я плачу налоги, где мой удобный город?" При этом без разницы, пешеход вы, велосипедист или автомобилист. Горожане отчаянно спорят о приоритетах городского развития и бюджете. Но почему-то в вопросах строительства метро внезапно большинство граждан становятся словно заколдованными и твердят как мантру: "Хочу метро! Нам нужно только метро – и точка!"


Строительство последних станций метро далось городу тяжело.
Строительство последних станций метро далось городу тяжело.


Вопрос: станете ли вы покупать автомобиль Bentley, если вам по карману комфортный автомобиль существенно дешевле, да ещё и не в кредит? Вряд ли. Ведь помимо многолетней оплаты кредита при покупке Bentley вам надо будет оплачивать содержание и обслуживание автомобиля многие годы. Ваше качество жизни в остальном ухудшится, в семейном бюджете образуется дыра в виде выплат и содержания дорогого авто.


К чему это я? В истории Екатеринбурга достройка двух станций метро очень похожа на вышеприведённый пример с Bentley. Объективная реальность такова, что метро городу не по карману. Давайте обратимся к цифрам, так нагляднее.


С 2009 года несколько лет наш город без федерального финансирования тащил эту стройку за счёт городского бюджета. Я тогда работала помощницей депутата ЕГД Леонида Волкова. Как раз с 2009 по 2011 год город эти две станции метро и достраивал. А куда деваться? Заморозить строительство стоит не меньше, чем продолжать его: очень трудно консервировать линию (чтобы не затопило), всё равно надо будет платить зарплату рабочим, и так далее. То есть надо достраивать.


Директор "Город.PRO" объяснила на примере с Bentley, почему в Екатеринбурге не нужно строить метро


В ЖЖ Леонида есть много материалов, детальный разбор расходов и доходов городского бюджета по годам, я лишь ниже приведу основные цифры и фразы для понимания. Итак, совокупные расходы на завершение строительства запланированы в объёме 6 миллиардов рублей!


2009 год. На метро потрачено 1,77 миллиарда рублей, из этих денег – 1,57 миллиарда – городских. Для сравнения и для понимания масштабов суммы. Город отказался от приобретения у Уралтрансмаша 18 трамваев на сумму 163 миллиона рублей. Две станции метро, получается, стоят как 700 трамваев (это в два раза больше, чем их всего есть в Екатеринбурге). Или ещё по-другому: на эти деньги можно было бы полностью заменить трамвайный парк, обособить и обустроить пути, построить новые, и ещё бы осталось. И была бы в городе комфортабельная трамвайная сеть.


2010 год. Примерно 4 миллиарда рублей можно отнести к "бюджету развития". Больше половины из этих денег – 2,2 миллиарда рублей – это метро. Исключительно на городские деньги, без субсидий вышестоящих бюджетов. Запланировано 2,166 миллиарда рублей, невероятные деньги – почти 15% собственных доходов, ровно половина от "бюджета развития" (т. е. той суммы, которая остаётся после финансирования обязательных текущих расходов, типа содержания бюджетных учреждений).


Вместо строительства метро можно купить новые трамваи, считает Бузунова.
Вместо строительства метро можно купить новые трамваи, считает Бузунова.


2011 год. "Бюджет, социальный на 62%", вот и вся магия. И лишь оставшиеся примерно 4 миллиарда – это "бюджет развития", то есть те суммы, которые можно более или менее свободно распределять между разными муниципальными проектами. Они, опять же, потрачены совершенно традиционно – половина на метро, остальное на дороги и садики, всё остальное – по остаточному принципу. Тоже никаких отличий от 2010 года.


По ссылке и по тегу "бюджет" можно детально ознакомиться со статьями дохода и расхода бюджета Екатеринбурга в период 2009–2011 годов.


Резюме. Я прекрасно понимаю, в чём для наших горожан состоит магия метро. Комфорт, удобство, быстрота, нет пробок. Мы смотрим на наш наземный общественный транспорт и сравниваем, но он может быть другим. Удобным и комфортным. Многие города в мире, абсолютно разные по уровню жизни и экономическим показателям, приняли решение отказаться от дорогого строительства метро в пользу развития наземного общественного транспорта. Среди них Дублин (Ирландия), Куэнка (Эквадор), Медельин (Колумбия), Измит (Турция), Сетиф (Алжир), Китай".


Если у вас есть свое мнение о строительстве метро и вы можете аргументированно высказать его – напишите нам на news@corp.e1.ru