Об инновационной концепции для российских грузоперевозок рассказал директор управления по экспедиторской деятельности "Деловых Линий" Михаил Петров.
Об инновационной концепции для российских грузоперевозок рассказал директор управления по экспедиторской деятельности "Деловых Линий" Михаил Петров.

"Физический интернет" – будущее современной логистики? Эту тему активно обсуждали участники международной выставки "Иннопром", которая завершилась в Екатеринбурге на прошлой неделе.


Инновационная концепция подразумевает унификацию тары для перевозки товаров, создание единых распределительных центров и маршрутов движения для всех игроков рынка и конкуренцию за счет качества услуг и дополнительных ценностей, а не демпинга. Новый подход должен сделать рынок транспортно-логистических услуг прозрачнее, а сами перевозки – дешевле.


Популяризировать концепцию в России вызвалась ГК "Деловые Линии". Что стоит ждать от инновации и когда людей на складах заменят беспилотные дроны – рассказал директор управления по экспедиторской деятельности "Деловых Линий" Михаил Петров.


Перевозки подешевеют, а людей заменят дроны: о "перезагрузке", которая ожидает российскую логистику


 – Как возникла идея отказаться от действующей схемы построения логистических цепочек и обратиться к канадской концепции "физического интернета"?


 – Сразу замечу, что "физический интернет" – это пока только проект. Сегодня ни мы, ни отрасль в целом не готовы отказаться от традиционных схем логистики. Но в сфере есть серьёзные проблемы, требующие нестандартных подходов. Отрасль, хоть и сформировалась с годами как сеть логистических цепей и схем, но в целом хаотична и разрознена. Никто не видит общую картину происходящего на рынке, что создает понятные сложности. В итоге мы имеем дело с низкой средней плотностью загрузки магистрального транспортного средства от полезной вместимости – 60-70%, холостые пробеги – 7-12% и недостаток заказов для оптимальной плотности стопов в рейсе. Концепция "физического интернета" привлекла своей возможной эффективностью, но до её внедрения, особенно в масштабах нашей страны, ещё очень и очень далеко.


 – Можете привести пример "физического интернета" в действии? 


 – Взять отдельную страну и перевести её логистику на принципы "физического интернета" – задача непростая. Тем более, если речь идёт о сравнительно молодой концепции. Есть примеры внедрения на промышленных предприятиях, элементы концепции пытаются попробовать крупные логистические компании (FM Logistic) и производители (Coca-Cola). Такую логистику будущего примеряют на кампусах нескольких университетов, доставляя с помощью дронов и других беспилотных устройств учебники из одного корпуса в другой. Исследование потенциала концепции, проведенное американскими учеными еще в 2013 году, показало, что если бы 25% цепей поставок в США использовали структуру "физического интернета", это привело бы к росту ежегодной прибыли более чем на 100 млрд долларов, сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу на 32%, снижению текучки среди водителей на 75% и уменьшению цен на товары для конечных потребителей.


- Какие основные проблемы можно решить с помощью "физического интернета"?


 – Для клиентов транспортных компаний станут выгоднее тарифы, для покупателей в магазинах снизится цена на широкий спектр товаров, у логистов перестанет болеть голова от бесконечных транспортных цепочек. В выигрыше окажутся все.


– Какова роль ГК "Деловые Линии" в этом глобальном проекте?


– Наша компания подписала с автором концепции Бенуа Монтреем соглашение о поддержке нового подхода и его активном продвижении в России. "Деловые Линии" – популяризатор инновационной концепции. Подробнее: пока мы хотим добиться, чтобы основные участники рынка узнали о "физическом интернете". Мы постоянно развиваем внутренние технологии и один из векторов –  стандартизация. Мы анализируем, что в рамках данной концепции можно применить сейчас, и запускаем.


Перевозки подешевеют, а людей заменят дроны: о "перезагрузке", которая ожидает российскую логистику


 – Как вы планируете подключать к проекту других игроков, ведь сегодня логистический кластер в России является высоко конкурентным и, наверняка, не все разделяют эту идею?


– В данный момент мы уже подключаем партнёров к нашей сети планирования и внутренним сервисам. Для этого существует площадка GetCargo, сервис помощи на дорогах и много другое. Этот путь прошли многие рынки, например, сейчас сотовые операторы совместно используют сети для снижения затрат.


– Как будет выглядеть универсальная тара для перевозок? Кто её будет производить? 


– В унифицированную тару, так называемые π-контейнеры, можно будет загрузить всё – от письма до крупногабаритных грузов. Они будут оснащаться идентификаторами и датчиками, позволяющими контролировать их перемещение. Одновременно предполагается адаптировать под новую тару транспорт и склады, а также объединить в единую сеть грузоотправителей. Специалисты "Уральского научно-исследовательского технологического университета" сейчас согласовывают получение патента на подобную тару, которая является непроницаемой, надежной и легкой в сборке и сцепке.


 – Как изменится картина транспортных перевозок, если заработает "физический интернет"?


– Новый подход кардинально изменит базовые принципы логистики. Благодаря стандартизации загрузка целого грузовика займет не более получаса. Бенуа отметил, что "физический интернет" позволит компаниям стать более конкурентоспособными. Концепция позволит поднять среднюю плотность загрузки и сократить количество пустых пробегов, сократятся сроки доставки. В итоге логистическая составляющая в цене товара (а сейчас она доходит порой до 90%) значительно снизится. Но для этого отрасли нужно пройти долгий и сложный путь.