На месте современных цехов раньше промывали золото.
На месте современных цехов раньше промывали золото.

В Екатеринбурге завод "Уралтрансмаш" отмечает двухсотлетие. Давайте окунёмся в историю предприятия.


На заводе вспоминают, что работа завода началась с добычи золота. 8 сентября 1817 года на берегу реки Мельковки, которая сейчас заточена под землёй, рабочие золотопромывальной фабрики искали в недрах золото для государственной казны. 12 лет здесь было одно из богатейших предприятий, пока месторождение не иссякло. Когда золото закончилось, фабрику закрыли, и она стала заброшенной.


В 1836 году заброшенный комплекс приметил англичанин П. Э. Тет. В то время он был главным механиком уральских заводов. На месте бывшей золотопромывальной фабрики он организовал Мельковскую частную механическую фабрику, которая до 1872 года производила паровые и прокатные машины, котлы, металлообрабатывающие станки, подъёмные краны, локомобили, прокатные станы, золотопромывальные драги. С этих пор завод стал машиностроительным.


Пароходная паровая машина, которую выпускали на заводе.
Пароходная паровая машина, которую выпускали на заводе.


Это тележка мостового крана.
Это тележка мостового крана.


С 1836 года на месте Уралтрансмаша было машиностроительное производство.
С 1836 года на месте Уралтрансмаша было машиностроительное производство.


Несмотря на то, что машины здесь производили не всегда, работники считают, что история завода тянется с начала XIX века.
Несмотря на то, что машины здесь производили не всегда, работники считают, что история завода тянется с начала XIX века.


В этом году будет ещё один юбилей у завода – 20 лет первому выпущенному трамваю.
В этом году будет ещё один юбилей у завода – 20 лет первому выпущенному трамваю.


В 1872 году завод перекупил другой англичанин – Томас Гаспер Ятес. Он поднял предприятие до больших высот и сделал его одним из самых престижных. На своём заводе Ятес выпускал до 1922 года пароходы, шхуны, катера, железные баржи, моторные лодки, паровые машины. После Ятеса завод сменил название, и до 1941 года это было предприятие "Металлист", на нём делали оборудование для электростанций, мукомольных мельниц.


– В общем, после того как перестали добывать золото, мы всегда были машиностроительным предприятием. В годы войны мы выпускали танки, к нам эвакуировали заводы из Москвы и Подольска, и мы постоянно меняли название. После войны у нас был такой интересный период, когда мы стали производить самоходные артиллерийские установки калибра 152 мм. Они назывались "Акация", "Тюльпан", "Гиацинт" и самая известная гаубица 2 °С 19 "Мста-С", – рассказали в пресс-службе Уралтрансмаша. – С 1991 года началось трамвайное производство. В этом году осенью исполнится 20 лет, как мы выпустили первый трамвай, уже прошедший все испытания, получивший сертификацию.


Напомним, ранее мы писали, что власти Ингушетии заказали у Уралтрансмаша трамвай R1 за 85 миллионов рублей. Его также прозвали "айфон на колесах". А ещё в сентябре Уралтрансмаш выпустит на дороги Екатеринбурга низкопольный трамвай 71-415 за 29 миллионов рублей. Он будет удобен для инвалидов и мам с колясками.