Новости Екатеринбурга Екатеринбург Онлайн
Авто,   Бизнес,   Город,   Дороги,   Дорожное видео E1.RU,   Еда,   Здоровье,   Интервью,   Конкурс,   Криминал,   Культура,   Мнение,   Мой дом,   Наука,   Недвижимость,   Неизвестный Свердловск,   Новости сообщества E1.RU,   Обзор,   Образование,   Он и она,   Подробности,   Политика,   Происшествия,   Работа,   Развлечения,   Расследование,   Репортаж,   Спецпроекты,   Спорт,   Стиль и красота,   Страна и мир,   Тесты,   Транспорт,   Фоторепортаж,   Экономика,   Эксклюзив,   Эксперимент,   Зима
Поиск:
Почта:
Среда, 13 декабря, 04:31   Реклама на Е1
закрыть
Новость
11 Сентябрь 2017, 11:33  ФотоКарта

Жемчужина конструктивизма: гуляем по домам на Малышева, где создавали образцовый советский быт

Изучаем квартиры-ячейки, чердак и старое машинное отделение.

Пять домов в стиле конструктивизма находятся на улице Малышева.

На улице Малышева стоит дом, который закрывает тихий дворик от шумной проезжей части. Несколько десятков лет назад он напоминал корабль: открытые террасы на верхнем и нижнем этажах были похожи на палубы, по которым гуляли жильцы-пассажиры.

Архитекторы и строители кинули "якорь" главного корпуса на улице Малышева, а за ним пришвартовали ещё четыре корпуса. Они стоят так, что во двор не попасть, поглазеть на этот порт можно, только если кто-то из местных откроет ворота.

Мы же, чтобы узнать историю одного из памятников конструктивизма, позвали на экскурсию урбаниста Никиту Сучкова. В этом доме он собирается открыть музей конструктивизма, место как нельзя более подходящее.

За этим корпусом проносятся машины по одной из главных улиц города – улице Малышева, а во дворе играют дети.

Если встать в центр двора рядом с цветочной клумбой, то можно разглядеть бетонный переход, который соединяет корпуса, и ленточные эркеры, и длинные коридоры, пронизывающие дом.

Никита Сучков показывает на верхний этаж второго корпуса – там, по проекту, был детский сад.

– Здесь пять корпусов, и у каждого есть своя особенная черта. В первом корпусе находятся те самые ячейки F, а во втором корпусе на последнем этаже по проекту хотели сделать детский сад, – пояснил Никита Сучков.

Комплекс зданий построили ещё до войны – в 1929–1931 годах.

Пять корпусов на Малышева, 21.

– В каждом из корпусов, кроме первого, был лифт. С первым корпусом архитекторы решили проблему так – из второго корпуса в первый сделали переход. Во втором корпусе люди могли подняться вверх на лифте, выйти на крышу, перейти по открытой террасе в первый, а здесь, кстати, на верхнем этаже по проекту находилась столовая, – добавил Никита.

В то, что здесь была открытая терраса-палуба, верится с трудом, но этому есть подтверждение – старые фотографии. Люди прогуливались по верхнему этажу дома, где не было стен.

Переход и открытый верхний этаж в первом корпусе на Малышева.
Вид на дом и на Гагарина с улицы Малышева.

Сейчас по переходу не пройти, а лифты во всех домах закрыли. Где-то от них не осталось и следа – заложили, а где-то они сохранились до сих пор, просто не работают.

– Его закрыли в 90-х, когда началась реформа ЖКХ, – пояснил Никита.
Лифт не работает, зато кнопку можно нажать.

– Для Свердловска того времени это была популярная идея – располагать объекты социального обслуживания на последних этажах жилых домов. Город был маленький и низкоэтажный, а когда появились эти высокие конструктивистские дома, то решили, что эти пространства должны быть в выгодном месте – на самом верху, – пояснил Сучков.

Все квартиры в этих корпусах разбиты на ячейки, а придумал их архитектор и лидер конструктивизма Моисей Гинзбург, он же спроектировал этот жилой комплекс.

– Он работал в секторе типизации строительства стройкома РСФСР, и у него было техзадание поработать над оптимальным типом жилья – экономичным и удобным, – пояснил Никита.

Гинзбург экспериментировал с пространством квартиры, так он придумал несколько квартир-ячеек, одна из них – ячейка F, где Никита и собирается открыть музей, мы туда ещё сходим.

Корпуса соединяются переходом.
Все пять корпусов в комплексе считаются объектом культурного наследия федерального значения.

По проекту Гинзбурга было построено два дома в нашей стране – дом Наркомфина в Москве, который сейчас собрались ремонтировать и этот комплекс домов. И столичный, и свердловские дома похожи на гигантские корабли, причаленные в гавани. Жильцы того времени смотрели на свои дома с восхищением и даже посвящали стихи.

"И дом, где я жила, который мой красивым был, казался кораблём.
Как ленты-окна по всему фасаду, в дождливый день, казалось, он плывёт,
Среди стихий поскрипывают снасти, и не страшит его девятый вал.
По вечерам таинственно сияли янтарным светом фонари подъездов
Он выглядел надёжным, как отец, он статен был, он был пятиэтажен", – зачитал стихотворение Никита Сучков.

В прежние времена пять корпусов обслуживали около 50 человек: комендант, бухгалтер, дворники, уборщицы, кочегары, лифтёры и один трубочист, все трудились в этих домах.

В этом доме жили сотрудники, которые занимались обслуживанием.

Архитектор Моисей Гинзбург называл это здание дом Уралоблсовнархоза, в городе, по словам Никиты, его именовали дом специалистов Госпромурала, а сами жители свой дом прозвали "дом специалистов".

– Если дом как следует отремонтировать, то он был бы очень хорош, потому что планировка там очень продуманная, а в квартирах уютно, – пояснил Никита.

В подъездах сохранились родные перила и остекление. Местные жильцы, наверное, как и везде, чужаков не очень любят, но мы решили попытать удачу и постучались в одну из дверей корпуса. Оказалось, что здесь живёт старожил этого дома Татьяна Золотухина.

– Я здесь родилась, а мои родители приехали сюда в 1937 году из Нижнего Тагила, – рассказала Татьяна Фёдоровна. – Отца от работы направили сюда и дали квартиру, он работал управляющим Глававтотракторосбыта. У нас хороший дом, с хорошей аурой и хорошими людьми.

Татьяна Фёдоровна родилась в этом доме и живёт всю жизнь, говорит, что у дома хорошая аура, а Никита объясняет, что этот дом строили наёмные артели рабочих, а не подневольные трудармейцы.

Минуя квартиру Татьяны Фёдоровны, поднимаемся выше. Этаж за этажом проходим мимо пятистворчатых эркеров, из которых видно весь двор.

У дома родные перила и остекление.

На последнем – шестом этаже – квартир нет, лишь длинный коридор.

– На пятом-шестом этаже по первоначальному проекту должны быть двухуровневые квартиры с коридорной системой, в итоге оставили обычные одноуровневые квартиры, но, как рудимент этой системы, остался этот коридор, который перенесли с пятого на шестой этаж, – объяснил Никита.

Если идти по этому коридору в одну сторону, то можно попасть на чердак, мы туда лишь заглянули, а заходить побоялись.

На чердаке темно, без фонарика, хоть глаз выколи.
Этой лестницей практически не пользуются. Когда-то здесь был пожар, и эркер был повреждён. Стёкла убрали и заставили фанерой.

В другой части находится машинное отделение. Когда в доме был лифт, эти катушки крутились, и запускался механизм, а сейчас они покрыты паутиной, и всё отделение – один большой скворечник. Из любопытства мы туда, конечно, поднялись, но повторять этого не советуем – там крутая лестница, по которой сложно подниматься.

На верхнем этаже коридор практически не используется.
Эти катушки уже давно не крутятся.
Подниматься и спускаться к катушкам страшно.

Выходим из жилого корпуса и идём в первый, который выходит на улицу Малышева – там находятся квартиры-ячейки. Сейчас каждая ячейка – это какая-нибудь творческая мастерская, а в 30-е годы здесь было общежитие, в котором жили студенты.

По пути к квартирам-ячейкам встретился вот такой местный арт.

Вдоль длинного коридора с одной стороны идёт многометровое окно, а с другой попарно стоят двери – это нижние и верхние ячейки. Если ты заходишь сюда впервые, то разобраться, как устроены эти квартиры, сложно. Если в одной ячейке лестница уходит вниз, то в соседней, наоборот, наверх.

А в конце коридора общий туалет – здесь и сохранился дух общаги.

Квартира-ячейка, где откроют музей, занимает 30 квадратных метров. Под стать необычной квартире здесь будет необычный музей, его хотят открыть уже в начале октября, а пока здесь идёт ремонт.

Заходишь в квартиру и сразу спускаешься по лестнице вниз.

– Ноу-хау в этом доме было вообще во всём. Оно было и в планировке, и в строительных материалах, – показывая свой будущий музей, поясняет Никита.

Первый экспонат в музее уже есть – это картинка, подаренная художником Егором Мочалиным. На ней изображена жемчужина конструктивизма города Екатеринбурга – гостиница "Исеть".

Внешние стены дома построены из таких бентонитовых блоков, а внутренние стены кирпичные. Их формовали прямо на стройплощадке, что в то время на Урале было уникальным явлением в строительстве.
– Рогожей здесь обиты практически все стены, – пояснил Никита Сучков, показывая строительный материал.

Пока музей ещё не открыт, урбанист продолжает изучать историю дома.

– На батарее есть вентиль, когда его почистили, то нашли надпись, что он был сделан на фабрике "Знамя труда", которая до сих пор находится в Санкт-Петербурге, – рассказал Никита Сучков.
В ячейке архитектора Бориса Демидова висит плакат с основными проектами Моисея Гинзбурга.

В соседней ячейке тоже идёт ремонт – здесь откроется дизайн-бюро. Интересно, что когда-то у молодого дизайнера Инны в одной из ячеек жил дедушка.

– Он учился в горном институте, а здесь были общежития этого института. В будущем на стенах разместим информацию про дедушку, у нас есть его студенческие фотографии, – рассказала Инна.

Инна для своего будущего бюро арендует сразу две ячейки и сама, вместе с мамой (тоже Инной) делает ремонт.

История дома буквально вшита и вколочена в эти стены. Когда рабочие убирали старые перекрытия, то сняли деревянные доски, которыми были обиты стены, рассказала Инна. На узеньких дощечках нарисованы когда-то яркие рисунки, и дизайнер предполагает, что здесь могла быть детская комната или садик.

Выбрасывать эти доски Инна не будет, она решила их использовать в оформлении своей студии.
Ещё одна мастерская принадлежит художнику Андрею Баландину, и эти предметы с одной из его выставок.
В ячейке по соседству работает архитектор Пётр, он сыграл нам на старинном музыкальном инструменте.

Поднимаемся выше – здесь весь этаж занимает Союз художников России. Все комнатки – это мастерские разных художников. Проходим по узенькому коридорчику, увешанному картинами, и выходим на крышу – это тот самый переход, который раньше связывал корпуса.

Проходим по коридору, словно по картинной галерее.
А вот и тот самый переход, на который мы смотрели снизу.
Шумная Малышева с одной стороны.
И тихий двор с другой стороны.

Заканчиваем экскурсию ещё одним творческим объектом – на первом этаже находится театр "Волхонка". Необычная планировка дома, кажется, сыграла только в плюс театральному пространству.

– Много лет назад здесь была улица, стояли лишь колонны. Но театру уже 30 лет, а перед ним здесь находилась детская библиотека, – пояснила сотрудница театра.

Текст: Мария ИГНАТОВА
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ, Максим БУТУСОВ / Е1.RU; Яндекс.Карты; государственный архив Свердловской области



Ссылки по теме:
Рассказывать будет внук Гинзбурга: урбанисты показали, как будет выглядеть музей ячейки F в Екатеринбурге Фото - 09.06.2017
Другие новости в разделах: Статьи о недвижимости, Уникальные дома Екатеринбурга
Подпишитесь на еженедельную рассылку статей E1.RU
просмотров: 18345 | обсудить (23) | версия для печати
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

E1 > Новости > Статьи о недвижимости
Статьи о ремонте Перейти
08.12.2017 
Такая вот загогулина
05.12.2017 
Сервировка новогоднего стола 2018
01.12.2017 
Пейзажи на стенах
Отправить новость Перейти
Отправьте вашу новость в редакцию портала E1.RU. Если она будет интересной, мы обязательно ее опубликуем.
Архив новостей  
30.11.2017
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     123
4 5 6 7 8910
11 121314151617
18192021222324
25262728293031
RSS-подписка Перейти
Подписка на RSS-канал новостей E1.ru
Подписка на новости E1.RU (с картинками)
@e1news: Следуйте за нами в Твиттере

Новости на E1.ru

Недвижимость Добавить объявление
  Аренда   Продажа квартир   Новостройки
Продам 1-комнатную квартиру
Громова, 28
Цена: 3 153 000 руб.
Сдам 1-комнатную квартиру
Амундсена, 73
Цена: 1 500 руб./сут.