Овербукинг приведёт к росту цен на авиабилеты, считают эксперты.
Овербукинг приведёт к росту цен на авиабилеты, считают эксперты.

Штрафовать авиакомпании за продажу большего числа билетов, чем есть на борту самолёта, предлагают депутаты "Справедливой России". Если закон примут, то перевозчики будут в десятикратном размере возмещать стоимость билета пассажирам, которые не попали на рейс из-за овербукинга. Эксперты считают, что такие суммы окажутся непосильными для большинства перевозчиков, приведут к повышению цен на билеты и в конечном итоге негативно отразятся на пассажирах.


Овербукинг, или продажа количества билетов, превышающего число мест на борту самолёта, помогает российским авиакомпаниям оставаться на плаву. Эта мера сдерживает, а в некоторых случаях даже снижает стоимость перелёта. Если же ввести громадные штрафы за овербукинг, то перевозчики будут вынуждены поднять цены, и пассажирам придётся платить за пустующие места.


Не стоит забывать о том, что высокие штрафы для авиакомпаний могут привести к снижению мер безопасности. По мнению руководителя информационного портала "Авиа.ру" Романа Гусарова, депутаты необоснованно хотят наложить огромные компенсации на перевозчиков. Случается так, что авиакомпания вынуждена заменить самолёт перед вылетом из-за неисправности. А в новом самолёте мест меньше, чем проданных билетов. Вот и выходит, что перевозчик должен будет заплатить вдвойне за соблюдение элементарных правил безопасности.


Директор консалтинговой фирмы "Инфомост" Борис Рыбак полагает, что овербукинг далеко не главная проблема российской экономики. Эксперт уверен, что авиакомпании, которые имеют хорошую репутацию, и без введения штрафов позаботятся о своих пассажирах.


Его мнение поддерживает партнёр консалтинговой компании Bain & Company Андрей Панов. Он считает, что овербукинг – это стандартная практика зарубежных авиакомпаний, имеющая многолетнюю историю. Европейские авиакомпании давно научились улаживать конфликты, возникающие на этой почве. В большинстве стран Западной Европы и в США механизм овербукинга чётко прописан. Пассажиры знают, на что они могут рассчитывать, и практически всегда соглашаются на условия, которые предлагает им авиакомпания в случае овербукинга. В России пока такой механизм не отлажен.


Регламентирование овербукинга на законодательном уровне, как это сделано в ряде западных стран, позволит не только повысить экономическую эффективность российских авиакомпаний, но и создать дополнительный инструмент снижения стоимости авиабилетов для конечных потребителей. А в случае введения компенсаций в десятикратных размерах, об этом не может быть и речи.