Вид на ЖБИ времён перестройки в СССР.
Вид на ЖБИ времён перестройки в СССР.

Жилой район на востоке Екатеринбурга в простонародье привыкли называть «жэбайкой». Это слово на языке горожан родилось в противовес суровой и угловатой аббревиатуре — ЖБИ.


В каком-то смысле, район за Малышевским мостом рождался дважды, в пятидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия. В 50-х там развернулась комсомольская стройка завода железобетонных изделий им. Ленинского комсомола — ЖБИ (отсюда и название). Этот промышленный объект создавался силами тысяч советских людей. Для рабочих пришлось строить деревянные «времянки», которые образовали посёлок.


Завод начал свою работу в 1958 году. Одновременно жилыми домами застраивались ближайшие к нему улицы 40-летия ВЛКСМ и Панельная. Позже бараки стали вытеснять хрущёвки. С центром Свердловска ЖБИ связал автобусный маршрут. Его пустили в 1955 году.


Свою первую партию продукции завод железобетонных изделий им. Ленинского комсомола выпустил 23 апреля 1957 года, ещё будучи на стадии строительства. В 1961 году был достроен цех ячеистого бетона, в 1964 году в состав предприятия вошёл завод крупнопанельного домостроения.
Свою первую партию продукции завод железобетонных изделий им. Ленинского комсомола выпустил 23 апреля 1957 года, ещё будучи на стадии строительства. В 1961 году был достроен цех ячеистого бетона, в 1964 году в состав предприятия вошёл завод крупнопанельного домостроения.


Но самые масштабные перемены начались в районе в конце семидесятых. С 1977 года ЖБИ начали застраивать жилыми высотками между Сиреневым бульваром и Панельной. Всего за пару лет сдали в эксплуатацию полтора десятка 9-этажек. Наконец, 5 мая 1978 года произошло событие, определившее облик района на десятилетия вперед: землю на востоке Свердловска решили отдать под возведение молодёжного жилищного комплекса «Комсомольский». За его строительство взялись активисты популярного в те годы движения МЖК, которые строили квартиры для себя и своих семей.


Ради МЖК многие уральцы увольнялись с заводов и предприятий торговли, получали строительные профессии и с воодушевлением шли месить бетон, трудиться крановщиками и сварщиками.


Восьмидесятые, монтаж многоэтажного дома 141-й серии.
Восьмидесятые, монтаж многоэтажного дома 141-й серии.


Итоги масштабной работы МЖК на востоке Свердловска подвели к концу восьмидесятых годов. Фактически на востоке города вырос новый, самодостаточный микрорайон, включающий в себя не только жилые многоэтажки, но и полную социальную инфраструктуру. Так район ЖБИ получил второе название — «Комсомольский».


В нашей подборке мы вспомним, как строилась «жэбайка», смотрите и ностальгируйте.


Эскизный проект «Комсомольского» был готов и одобрен в ноябре 1978 г.
Эскизный проект «Комсомольского» был готов и одобрен в ноябре 1978 г.


29 октября 1980 года, в день рождения Комсомола, в фундамент МЖК был заложен первый камень. В 1981 году уже был готов первый дом, в 1982-м — второй и третий.
29 октября 1980 года, в день рождения Комсомола, в фундамент МЖК был заложен первый камень. В 1981 году уже был готов первый дом, в 1982-м — второй и третий.


К середине восьмидесятых в «Комсомольском» проживало уже более пяти тысяч человек.
К середине восьмидесятых в «Комсомольском» проживало уже более пяти тысяч человек.


Вместе с жилыми кварталами была построена также школа, больница, спортивный комплекс, дом культуры. Фото 1983 года.
Вместе с жилыми кварталами была построена также школа, больница, спортивный комплекс, дом культуры. Фото 1983 года.


На этом снимке — строительство детского городка комбинированного типа, 1984 год.
На этом снимке — строительство детского городка комбинированного типа, 1984 год.


Новый универсам на ЖБИ.
Новый универсам на ЖБИ.


И новое кафе, 1984 год.
И новое кафе, 1984 год.


Дом быта.
Дом быта.


Вид на «Комсомольский» с вертолёта. Именно в этом районе Свердловска впервые стали строить длиннющие многоэтажки. В народе такие дома прозвали «пентагонами».
Вид на «Комсомольский» с вертолёта. Именно в этом районе Свердловска впервые стали строить длиннющие многоэтажки. В народе такие дома прозвали «пентагонами».


Жилые комплексы «Комсомольского» били рекорды по количеству квартир (в некоторых новостройках их число переваливало за 500).
Жилые комплексы «Комсомольского» били рекорды по количеству квартир (в некоторых новостройках их число переваливало за 500).


Вид на новые жилые кварталы со стороны дублёра Сибирского тракта.
Вид на новые жилые кварталы со стороны дублёра Сибирского тракта.


Первый автобус (под № 27) на ЖБИ был пущен ещё в 1955 году.
Первый автобус (под № 27) на ЖБИ был пущен ещё в 1955 году.


«15 октября 1983 года во время Всесоюзного субботника, посвященного 25-летию движения за коммунистическое отношение к труду, открылось новое регулярное движение рельсового транспорта в самый молодой жилой микрорайон нашего города — Комсомольский...» (цитата из книги С. Захарова «Это было недавно...»)
«15 октября 1983 года во время Всесоюзного субботника, посвященного 25-летию движения за коммунистическое отношение к труду, открылось новое регулярное движение рельсового транспорта в самый молодой жилой микрорайон нашего города — Комсомольский...» (цитата из книги С. Захарова «Это было недавно...»)


Многие из этих снимков публикуются впервые. Вид на первый дом, построенный МЖК.
Многие из этих снимков публикуются впервые. Вид на первый дом, построенный МЖК.


Строительство 9-этажки на улице Сыромолотова.
Строительство 9-этажки на улице Сыромолотова.


Лес кранов виднеется с перекрёстка Высоцкого — Сыромолотова.
Лес кранов виднеется с перекрёстка Высоцкого — Сыромолотова.


Новый 9-этажный дом по улице Риммы Юровской (так раньше называлась улица Высоцкого).
Новый 9-этажный дом по улице Риммы Юровской (так раньше называлась улица Высоцкого).


Вид на дома по улице Комсомольской.
Вид на дома по улице Комсомольской.


У «МЖК-ковцев» была тяжёлая работа, но среди бетонной пыли и строительной грязи они собственными руками создавали своё будущее.
У «МЖК-ковцев» была тяжёлая работа, но среди бетонной пыли и строительной грязи они собственными руками создавали своё будущее.


В СССР движение МЖК как социальный эксперимент вызывало и восхищение, и критику.
В СССР движение МЖК как социальный эксперимент вызывало и восхищение, и критику.


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Несмотря на сложности, стройка МКК «Комсомольский» на Среднем Урале во многом получилась образцовой.
Несмотря на сложности, стройка МКК «Комсомольский» на Среднем Урале во многом получилась образцовой.


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Завод ЖБИ, 1984 год.
Завод ЖБИ, 1984 год.


Установка «Штеттер», изготовленная в ФРГ для изготовления бетона.
Установка «Штеттер», изготовленная в ФРГ для изготовления бетона.


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Екатеринбург чёрно-белый: смотрим фотографии ЖБИ тридцатилетней давности (фото)


Благодарим за помощь в работе над материалом Госархив Свердловской области.


Напоминаем, что мы будем и дальше выпускать ностальгические подборки фотографий различных районов нашего города. Если в ваших семейных архивах есть старые снимки Уралмаша, Эльмаша, Вторчермета, ВИЗа, Сортировки и вы готовы ими поделиться с другими горожанами, присылайте ваши фото нам на почту news@corp.e1.ru, не забудьте указать фамилию и имя автора.


И не забывайте смотреть другие наши публикации. В них много интересного!