Увидеть шедевры мирового искусства уральцы смогут бесплатно. Автор этой картины Игорь Эммануилович Грабарь "Иней в Москве", 1934 год.
Увидеть шедевры мирового искусства уральцы смогут бесплатно. Автор этой картины Игорь Эммануилович Грабарь "Иней в Москве", 1934 год.

Cегодня, 27 октября, в Екатеринбурге открылась выставка "Окна в Россию. Шедевры семи поколений". В Арт-галерее Ельцин-центра горожане бесплатно увидят живопись и графику из собраний Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галереи и Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств.


Проект "Окна в Россию. Шедевры семи поколений" реализует компания "Ингосстрах" в честь своего 70-летнего юбилея совместно с Государственной Третьяковской галереей и Институтом русского реалистического искусства (ИРРИ).


"Ингосстрах" выступает не только организатором, но и главным страховщиком проекта "Окна в Россию. Шедевры семи поколений". Представленные на выставке полотна и мультимедийные инсталляции обеспечены страховой защитой на случай повреждения или полной гибели, произошедших по любой причине.


Генеральный директор компании "Ингосстрах" Михаил Волков рассказал о том, что смогут увидеть горожане и в чём уникальность этого мероприятия.


– Расскажите, что смогут увидеть гости выставки?


– Все посетители смогут "открыть окно в Россию", погрузиться в историю родины. Эта тема – многослойная и интригующая. Окно из века в век, окно в мастерской художника, окно с видами русских пейзажей, окно в новом доме и вид из окна традиционной деревенской избы, вид из окна поезда или автомобиля. Окно – как погружение – в искусство, в мир художника, в саму живопись. Очень приятно и то, что все горожане увидят мировые шедевры бесплатно.


– Какие полотна будут представлены?


– Среди картин такие известные работы, как "Иней в Москве" Игоря Грабаря (1934), "Городская площадь" Александра Лабаса (1926), "Тревога" Кузьмы Петрова-Водкина (1926), "Пьющая" Андрея Васнецова (1960-е), "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" Бориса Кустодиева (1923), "Яркое утро. Подмосковье" Таира Салахова (1986). Кураторы выставки представят свой взгляд на XX век, обозначив основные исторические вехи – Революцию 1917 года, Великую Отечественную войну, периоды оттепели, застоя и перестройки.


– Есть среди этих картин то, что уже лично вам особенно запомнилось?


– Да, конечно же, к живописи невозможно оставаться равнодушным. Например, при взгляде на картину Петра Петровичева очевидно, как революция 1917 года бесповоротно изменила жизнь России. Время городских и загородных усадеб, неспешных прогулок и философских бесед ушло в прошлое, а вместе с ним и целый мир дворянской культуры. Будто стремясь удержать эти образы, Пётр Петровичев пишет картину "Кусково. Малиновая гостиная".


Пётр Иванович Петровичев (Кузьмичёв), (1874–1947), "Кусково. Малиновая гостиная", 1924, Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств.
Пётр Иванович Петровичев (Кузьмичёв), (1874–1947), "Кусково. Малиновая гостиная", 1924, Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств.


Или, например, картина Васнецова "Пьющая". Это яркий пример того, как художник возвеличивает повседневную жизнь. Стоящая у окна женщина в простом платье держит в одной руке кувшин, а в другой – чашку, которую подносит к губам таким образом, что зритель почти не видит её лица. Колорит произведения сдержанный, "суровый", и единственное яркое цветовое пятно в картине – лежащий на подоконнике лимон.


Андрей Владимирович Васнецов (1924–2009), "Пьющая", 1960-е. Институт русского реалистического искусства.
Андрей Владимирович Васнецов (1924–2009), "Пьющая", 1960-е. Институт русского реалистического искусства.


– На что вы опирались при разработке концепции этого мероприятия?


– Особое внимание уделялось искусству XX века, так как этот период вызывает все больший и больший интерес. Русская живопись XX века очень точно отражает историю страны. В ней сконцентрировались мысли и чувства людей того времени – тоска по дворянскому быту 1910-х, энтузиазм революционеров 1920-х, душевный подъем оттепели, сомнения и отчаяние периода застоя, поиски себя в перестроечные 1980-е.


– Есть какая-то особенность при организации выставки в Екатеринбурге?


– Да, безусловно. Для каждого города в рамках одной концепции мы готовим абсолютно уникальный выставочный сценарий. На этот раз реализовать его на самом высоком уровне нам помогли Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Пермская государственная художественная галерея и Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, предоставившие шедевры Игоря Грабаря, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса. Кстати, специально на эту выставку мы привезем абсолютный шедевр XX века – картину Александра Лабаса "Едут" 1928 года из частной коллекции.


– Есть ли ещё какие-то необычные фишки в организации пространства выставки?


– Да, например, для гостей оборудован кинозал, где посетители смогут просмотреть 20-минутную видеофантазию "Окна в Россию", созданную по мотивам шедевров Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства и ранее уже представленную в Сочи в рамках передвижного проекта "Окна в Россию. Шедевры семи поколений". Выставка в Екатеринбурге будет сопровождаться обширной образовательной программой, подготовленной специалистами Института русского реалистического искусства и Третьяковской галереи.


Посетителей также ждут лекции и семинары с участием искусствоведов Третьяковской галереи и ИРРИ. Вход на все мероприятия бесплатный. Необходима регистрация на сайте 70.ingos.ru.


"Мировые шедевры горожане увидят бесплатно": интервью о новой выставке картин в Ельцин-центре


Выставка продлится до 3 декабря 2017 года по адресу: Ельцин-центр, ул. Бориса Ельцина, 3а.


Время работы: вт, ср, чт, пятн, сб, вс 10:00 – 21:00. Пн: выходной.


Вход свободный.