Страховые компании без особого желания продают ОСАГО.
Страховые компании без особого желания продают ОСАГО.

Несмотря на повышение тарифов ОСАГО и ряд других мер, тление рынка продолжается: редакция E1.RU всё ещё получает жалобы от читателей, которым страховые отказываются продавать полис ОСАГО, ссылаясь, например, на слишком юный возраст водителя (в тридцать-то лет!). Это незаконно, и мы расскажем, как грамотно вести себя в этой ситуации.


Обязаны ли продать вам полис ОСАГО?


Да. Договор ОСАГО является публичным, а значит, страховые обязаны обслуживать любого автомобилиста, предоставившего необходимые документы.


Убедитесь, что вы в офисе страховой


Звучит забавно, но продавать полисы могут агенты, работающие по договору, и клиенты не всегда понимают разницу. Так вот, агенты имеют право не продать вам полис определённой страховой компании. Бывает, агентский договор подразумевает работу лишь с клиентами, которые удовлетворяют нужным критериям, и отказ агента не является противозаконным.


Обращайтесь в офисы страховых компаний, которые можно определить по брендированию. Проверить их подлинность можно с помощью официального сайта выбранного страховщика.


Если отказывают в страховой


Поводы для отказа могут быть разные: вы не удовлетворяете "внутренним критериям" страховой, закончились бланки ОСАГО, нет подключения к базе данных Российского союза страховщиков (РСА), сломался принтер и так далее.


Если это произошло – требуйте от страховщика письменный отказ с указанием причины.


– Объективно бывают сбои в работе базы данных АИС РСА или ЕАИСТО, из-за чего страховщик не может проверить коэффициент бонус-малус клиента или наличие у него техосмотра, – объясняет директор компании "Центр страхования" Кирилл Смолин. – Как правило, такие сбои быстро исправляются, и, если вы откажетесь ждать, страховщик напишет в отказе реальную причину, которую контролирующие органы (РСА, ЦБ РФ и др.) способны проверить. Естественно, когда речь идёт о неправомерном отказе, например, из-за якобы недостаточного возраста клиента, страховщик не будет писать отказ и почти наверняка оформит полис.


Если отказывают даже в отказе


В офисе страховой мило улыбаются и называют уважительные причины, почему не получается написать отказ: "Директор увёз печать", "У нас сбой в системе", "Нет бланков отказа", "По закону об отказах отказ на отказ не предоставляется".


Все эти оправдания, по большому счёту, нелепы, поэтому включайте камеру на смартфоне и повторяйте требование продать вам полис ОСАГО или предоставить письменный отказ.


– Иногда в офисах страховых компаний висят предупреждения о запрете на съёмку, но законы разрешают снимать в публичном месте, – поясняет Кирилл Смолин.


Куда жаловаться


Полученный отказ или видеозапись вы можете направить вместе с жалобой в Российский союз автостраховщиков, Центробанк или прокуратуру – если они найдут нарушения, страховщик будет наказан разными способами, включая крупный штраф для должностных лиц.


На рынке всё больше поддельных полисов ОСАГО. Из-за этого даже сменили их цвет –  с зелёного на розовый.
На рынке всё больше поддельных полисов ОСАГО. Из-за этого даже сменили их цвет – с зелёного на розовый.


Косвенный отказ


К сожалению, у страховщиков есть неявная форма отказа – работа по системе "Единого агента".


На практике это выглядит так: вы пришли в офис компании А, чтобы купить полис ОСАГО, но вам предлагают купить полис компании Б, выбранной... случайно. Настолько случайно, что её офис может быть в другом городе.


Систему "Единый агент" ввели два года назад в разгар кризиса ОСАГО, когда основной причиной отказов был якобы дефицит бланков. Чтобы клиент не уходил с пустыми руками, страховым предложили работать по системе "Единый агент". Она подразумевает перекрёстные договоры между компаниями, которые позволяют направлять клиента к другой страховой. Выбирается эта страховая по номеру ПТС случайным образом (из числа подписавшихся на работу по "Единому агенту"), и база обновляется каждую неделю. Географической привязки нет: например, жителю Челябинска предложили застраховаться в красноярской компании "Надежда".


Такая практика не запрещена и отказом не считается. До какой-то степени она даже работает, потому что все "единые агенты" должны иметь офисы или представителей во всех городах, где присутствуют их партнёры. Но юристы отмечают, что нередко клиенту предлагают компании-однодневки, разорение которых как минимум затянет сроки выплат.


Поэтому решайте сами. Если вам предложили "левую" страховую, самое простое – обратиться к другому страховщику. Или купить электронное ОСАГО.


е-ОСАГО


При покупке электронного полиса ОСАГО через сайт компании отказать в продаже вам не могут, поэтому этот способ считается надёжным.


– К сожалению, случаются технические сбои, – рассказывает Кирилл Смолин. – Но с этого года в России заработала система "Е-Гарант", принцип которой похож на "Единого агента": если в силу любых причин страховая не продаёт электронный полис ОСАГО, вас перенаправят в другую страховую. Её выбор тоже делается автоматически по номеру ПТС.


Электронный полис ОСАГО не нравится многим из-за необходимости ждать, пока сотрудник ГИБДД "пробьёт" его по базе данных, поскольку всегда есть риск пресловутых технических сбоев. Тем не менее, "виртуальная" страховка постепенно набирает популярность.


Избегайте оформления электронного ОСАГО посредниками: намеренные или случайные ошибки при указании значимых параметров могут привести к отказу в выплате.


Электронный полис ОСАГО не нравится многим из-за необходимости ждать, пока сотрудник ГИБДД "пробьёт" его по базе данных.
Электронный полис ОСАГО не нравится многим из-за необходимости ждать, пока сотрудник ГИБДД "пробьёт" его по базе данных.


Навязанные страховки


Если представитель страховой ловко впарил вам парочку добровольных страховок в нагрузку к ОСАГО (ранее мы рассказывали о таких случаях), в течение пяти дней вы имеете право отказаться от них и вернуть деньги. Подобный "период охлаждения" предусмотрен законодательством с 2016 года. Естественно, за эти пять дней вы не должны обращаться за выплатами по купленным добровольным полисам. Вернуть деньги после заявления клиента страховщик должен в течение 10 дней.


За поддельный полис грозит уголовная статья


Сейчас полиция рьяно охотится за автомобилистами с поддельным полисами. Напоминаем, что за использование заведомо подложного документа по ч. 3 ст. 327 УК РФ грозит наказание вплоть до ареста на срок шесть месяцев.


Проверяйте КБМ


Коэффициент бонус-малус отражает вашу аварийность и является одним из лучших способов экономить на ОСАГО: разница в стоимости полисов крайне аварийного и полностью безаварийного водителя почти пятикратная!


Страховые часто пытаются выставить завышенный КБМ. Проверить ваш коэффициент можете на сайте РСА, а в случае расхождений – написать заявление. Причём сделать это можно и постфактум: страховщик обязан вернуть излишек, заплаченный вами за последний полис.


Полезные ссылки


Документы, регулирующие рынок ОСАГО.


Подать жалобу в Российский союза автостраховщиков.


Список компаний, продающих электронное ОСАГО.


Сервис проверки коэффициента бонус-малус (КБМ).


Не продают ОСАГО: разбираемся, как выбить страховой полис и моральное удовлетворение