Алексей Крылов занял второе место на конкурсе лучших директоров школ со всей страны
Алексей Крылов занял второе место на конкурсе лучших директоров школ со всей страны

– Период школьной жизни, вопреки мнению некоторых родителей, – это не камера хранения, куда сдаётся ребёнок, чтобы через 11 лет получить его в хорошей упаковке, образованного и воспитанного, – высказал Е1.RU своё мнение директор 180-го лицея Алексей Крылов.


Он пришёл работать в школу уже в зрелом возрасте, стал учителем технологии. Ради этого, вопреки популярному сейчас совету, ушёл с хорошей работы в частном предприятии, где неплохо зарабатывал. А через несколько лет выиграл конкурс "Учитель года России", в этом году – занял второе место на конкурсе лучших директоров школ страны.


Мы попросили Алексея Крылова порассуждать о том, почему в школу не идут работать мужчины, тормозят ли прогресс старые учителя и должна ли школа зарабатывать на платных услугах. Разговаривали в его кабинете, где нетипично для директора школы стоит гитара, гиря и целая оранжерея орхидей – цветы подарили ученики.


Как из бизнеса перетянуло в школу


– Я тогда был предпринимателем и помогал школе – вёл радиотехнический кружок. В какой-то момент, работая с ребятами, я понял, что мне это интересно, и принял решение, что школа мне важнее. Пришёл в школу как раз в то время, когда появился новый предмет "Технология". Предмет интересный, потому что в нём были выделены часы для творческих проектов, можно было не просто обрабатывать материал, как на уроке труда, а изучать основы инженерного дела. Предмет казался мне интересным, перспективным и, самое главное, я хорошо в нём ориентируюсь (по первому образованию я инженер-электронщик). Дальше уже так сложилось: сначала учитель, потом директор.


Он ушёл из бизнеса, потому что работать с детьми показалось интереснее
Он ушёл из бизнеса, потому что работать с детьми показалось интереснее


Понимаете, когда образование оторвано от практики – это просто набор каких-то учебных дисциплин и какие-то цифры в каком-то аттестате. А насколько ты будешь успешен – всё-таки определяет твоя способность оттолкнуться от базы и достичь результата. Мы должны научить ребят не просто читать и писать, а пользоваться знаниями, научить их получать новые знания самостоятельно. Жизнь длинная. Может, потребуется поменять профессию, освоить что-то новое. Когда образование качественное, то ты легко в этом мире живёшь; когда некачественное – плывёшь по течению.


Почему в школу не идут работать мужчины


– Как сегодня в обществе представляют учителя? Это вторая мама, школа – второй дом. Никто же не говорит "второй папа". Для общества на подсознательном уровне сложилось, что учитель – это женщина, которая уложила своего ребёнка спать, включила настольную лампу, достала пачку тетрадей – и вот её смысл жизни. Раньше, конечно, всё было иначе. Слово "учитель" – мужского рода, и профессия учителя всегда была мужской. Мужчин в школе должно быть больше. И это не только заклеймённые ярлыками "трудовик" и "физрук". Есть масса великолепных учителей русского языка и литературы, истории, географии, физики среди мужчин с высоким авторитетом для своих учеников.


"Как сегодня в обществе представляют учителя? Это вторая мама, школа – второй дом. Никто же не говорит "второй папа", – говорит Алексей Крылов
"Как сегодня в обществе представляют учителя? Это вторая мама, школа – второй дом. Никто же не говорит "второй папа", – говорит Алексей Крылов


Не последнюю роль играет зарплата. Мужчина – глава семьи, он должен не абстрактно быть где-то в детских тетрадках. Это, конечно, здорово, но при условии, что семья сыта, дети обуты, супруга ни в чём не нуждается. Чтобы мужчины вернулись в школу, уровень зарплаты должен быть достойным.


Какие педагоги учат лучше: "старые" или молодые


– В вашей школе с молодыми учителями какая ситуация? Приходят, пугаются и сбегают?


– В последние годы стало больше приходить молодых учителей. Уходят только девушки и только в декретный отпуск. Основная масса молодых учителей остаётся. Не все выпускники педагогических вузов доходят до школы, ещё будучи студентами они связывают свою карьеру с чем угодно, только не со школой. А кто доходит до школы, видят влюблённые глаза учеников, уважительное отношение к профессии. Сейчас молодёжи всё больше и больше.


– А с чем это связано? Стал подниматься престиж профессии?


– Наверное, меняется отношение в обществе к профессии, всё-таки возвращается осознание того, что учитель – это почётно, это важно. Оголтелая критика уходит, и приходит понимание того, что я, родитель, доверил вам своего ребёнка, и моя задача – не проверять то, как вы с ним работаете и справляетесь, а совместно с нами, родителями, решать вопросы по развитию и воспитанию. Многое связано и с условиями работы – современное оборудование, комфортная образовательная среда, возможность постоянно повышать свою квалификацию. Большой отпуск летом тоже играет роль.


– Какие учителя лучше: старые или молодые?


– Яркие молодые учителя, которые ещё не имеют большого педагогического опыта, порой дают такие блестящие результаты, такие отношения с ребятами выстраивают, что не восхищаться ими невозможно. То же самое среди коллег-стажистов, только у них ещё и опыт, и житейское понимание.


Когда-то Алексей Крылов сделал в школе шахматный кружок, и теперь ребята выигрывают соревнования на всеросийском уровне
Когда-то Алексей Крылов сделал в школе шахматный кружок, и теперь ребята выигрывают соревнования на всеросийском уровне


Другое дело, что профессия учителя всегда накладывает отпечаток на личность. Темперамент, манера, терпение, импульсивность – у каждого учителя свои особенности. И это хорошо, что дети получают оценку своих результатов от разных людей. Я не согласен с тем, что старые учителя тормозят прогресс. Понимаете, любое техническое новшество делает урок более эффективным, но не более качественным. На качество восприятия информации влияет не новая интерактивная доска, не электронный учебник, а способность воспринимать информацию – её формирует учитель. Что такое эти новинки? Это помощник, который создаёт определённую среду на уроке, или это заменитель учителя? Иногда важнее просто поговорить с учеником, чем включить на уроке интерактивную доску. Фантаст Артур Кларк сказал, что, если учителя может заменить робот или компьютер, такого учителя надо заменить.


– В чём отличается подход к работе у молодых и более опытных учителей?


– На первом этапе это просматривается, чувствуется, что приходит другое поколение педагогов. Для них важен контракт, зарплата, время работы, но постепенно, когда они входят в школьную жизнь, они погружаются в неё с головой. Школа не заканчивается тем, что звонок прозвенел. Звонок прозвенел, дети ушли, а учитель остался в процессе.


Почему иногда школа "во дворе" лучше, чем лицей


– Скоро 1 февраля, родители опять будут штурмовать престижные школы. Как вы посоветуете выбирать "свою" школу?


– Любые мамы и папы руководствуются одним – дать ребёнку лучшее. Но пока у нас будет существовать общественный пиар, официальный рейтинг, как хотите его называйте, будут школы, которые лидируют в этом списке, и они будут более привлекательными для родителей. Это будет всегда. Но я советовал бы идти по другому пути. Родитель должен думать не о том, что школа даст ребёнку, а о том, что они вместе со школой дадут ребёнку. Ребёнок вырос, идёт в школу, и что-то поменяется. Ваша позиция – вы просто отдадите его в школу и будете сторонним наблюдателем или будете смотреть на это как на новый этап: вместе пойдём на линейку, вместе будем разбираться со сложным заданием, вместе будем решать твою проблему. На мой взгляд, это важнее.


"Это родители могут сказать, что им пятёрка не нужна, четвёрки хватит. А учитель так не скажет, он хочет, чтобы у всех пятёрки были", – говорит Алексей Крылов
"Это родители могут сказать, что им пятёрка не нужна, четвёрки хватит. А учитель так не скажет, он хочет, чтобы у всех пятёрки были", – говорит Алексей Крылов


Другой момент, если вы хотите, например, в лицей – поинтересуйтесь, чему будут учить вашего ребёнка. Может, там будет теоретическая физика вместо практических опытов, вместо пяти уроков математики будет семь. Оно вам надо? Узнайте, чем отличается лицей от гимназии, чем углублённое изучение предметов отличается от обычного. Надо относиться внимательно к ребёнку, обращать внимание на его склонности. Если мама и папа – гуманитарии чистой воды, как ребёнок будет математиком? В семье даже не сформировано отношение к точным наукам.


Другой важный вопрос – близость к дому. Риски надо минимизировать: и родитель быстрее до школы дойдёт, и для ребёнка дорога будет безопаснее. Пусть двор будет знакомым, где все друг друга знают.


Должна ли школа зарабатывать


– Всё недовольство начинается с того, что школа посмела что-то заработать. А почему школа не должна зарабатывать? Государство профинансировало определённый образовательный стандарт. А если вы хотите сверх стандарта, то вы идёте в детский клуб, Дом детского творчества и платите там за кружок. Почему вы не можете то же самое сделать в школе – выбрать платное дополнительное занятие? Это же удобнее, в школе такая услуга и дешевле, и доступнее. Родителям же не предлагается платная услуга взамен бесплатной, которую государство профинансировало. Все услуги платные, просто вопрос – кто платит. Урок математики тоже платный, и занятие за пределами страниц учебника – платное. Источники финансирования разные. И это нормально.


"Всё недовольство начинается с того, что школа посмела что-то заработать. А почему школа не должна зарабатывать?" – говорит директор
"Всё недовольство начинается с того, что школа посмела что-то заработать. А почему школа не должна зарабатывать?" – говорит директор


К сожалению, иногда мы сталкиваемся с фактами, когда услуги навязаны, и они становятся обязательным элементом. Вот это неправильно. С этим надо бороться, разбираться в каждом конкретном случае.


Ещё мы хотим, чтобы темпы развития условий, в которых обучаются наши дети, были современными. Система государственного финансирования за этим не поспевает. Нужны дополнительные источники, а где их взять? Ждать несколько лет? Но ребёнок ведь растёт сейчас, и сейчас нужны светлые и тёплые кабинеты, чистые туалетные комнаты, удобные раздевалки…


Про отношение родителей к школе


– Меняется мир, меняемся все мы с этим миром. Родители стали моложе, энергичнее, они более гибкие. Но настораживает некое потребительское отношение, что, конечно, беспокоит меня как директора. Я всё-таки за сотрудничество. Мы, может, больше, чем родители, хотим, чтобы ребёнок был отличником. Это родители могут сказать, что им пятёрка не нужна, четвёрки хватит. А учитель так не скажет, он хочет, чтобы у всех пятёрки были.


У нас одна цель – увидеть образованного, талантливого, успешного выпускника. Нам важно, чтобы всё у него получалось, чтобы мир для него был открыт. С родителями нужен соединительный союз, чтобы этого добиться. К сожалению, иногда этот союз разделительный, это когда начинается выяснение: кто виноват – семья или школа? А время уходит. Каждый день ребёнок взрослеет, каждый день получает новый опыт, на основе этого и формируется личность. Поэтому нельзя тратить время на конфликты, надо искать совместные пути, чтобы детям сделать хорошо.


Про победу в конкурсе


– Амбиций у меня особых не было. В своё время мне удалось достичь определённых высот, я стал абсолютным победителем "Учителя года России", это мой самый большой успех.


В кабинете Алексея Крылова целая оранжерея орхидей – ученики подарили
В кабинете Алексея Крылова целая оранжерея орхидей – ученики подарили


В каждом из нас есть три я: то, что думаю о себе я, то, что думают другие, и то, что есть на самом деле. Лучший способ увидеть, кто ты есть на самом деле – это участие в профессиональном конкурсе. Даже сама готовность принимать в нём участие – это уже очень много. Решил попробовать. Результат неожиданно для меня получился очень достойный. Когда я попал в тридцатку, в финал, я уже думал, как это здорово звучит – финалист всероссийского конкурса. Можно пополнить портфолио и до конца дней радоваться. То, что я попал в суперфинал, потом занял второе место, это было здорово. Я связываю свой результат с тем, как работают с корпусом руководителей школ в Екатеринбурге. В финале были шестеро екатеринбуржцев. Там Екатеринбург звучал как мекка педагогическая. Называют – и каждые 5 минут Екатеринбург, потом снова Екатеринбург. Нам есть чем гордиться.


– В конкурсе "Директор года" который год побеждает мужчина. Женщины слабее?


– Вопрос провокационный. Но я считаю, что мужчины сильнее и должны брать на себя всё самое сложное, должны быть тем самым плечом, на которое девушки должны опираться. И в конкурсе мужчина должен быть сильнее, поддержать женщину, которая рядом, а уж никоим образом не соревноваться. Женщинам дали красоту, а мужчине – силу. Поэтому, может, мы не всегда красивы, но всегда надёжны. Чтобы мужчины не зазнавались, мы все свои подвиги делаем во имя женщин, в этом и есть гармония.


Алексей Крылов говорит, что его главная профессиональная победа была стать Учителем года России
Алексей Крылов говорит, что его главная профессиональная победа была стать Учителем года России