поиск:    

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Развлечения  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные

  Форумы  > Спорт > Охота  

с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копытных и медведя


Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | следующая страницапоследняя страница
с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копытных...   #125794  наверх
Автор: 
Дата:   

http://base.consultant.ru/cons...A7997AEC163D9B0
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #125795  наверх
Автор: С.М.А.
Дата:   

Извиняюсь:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=...;base=LAW;n=129081;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=8417E52A0AB87C626A7997AEC163D9B0
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #125857  наверх
Автор: хренов 
Дата:   

[Сообщение удалено пользователем 04.05.2012 22:11]
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126112  наверх
Автор: С.М.А.
Дата:   

А как вообще у нас с заявлением в прокуратуру по этому вопросу? Нельзя ли здесь его поместить для окончательной доработки, если оно ещё не подано?
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126113  наверх
Автор: Дедушка BOBER66 
Дата:   


Цитата:
От пользователя: С.М.А.

А как вообще у нас с заявлением в прокуратуру по этому вопросу? Нельзя ли здесь его поместить для окончательной доработки, если оно ещё не подано?

А какое заявление если этот указ Президент подписал?? ;-) Это уже закон!
0/4 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126120  наверх
Автор: С.М.А.
Дата:   


Цитата:
От пользователя: BOBER66

А какое заявление если этот указ Президент подписал?? Это уже закон!


А что это за указ?
Насколько я отслеживаю ситуацию:
Сначала был принят закон РФ "Об охоте........"
Затем в соответствии с ним Правила охоты в РФ.
Затем в соответствии с Правилами охоты в РФ в каждом субъекте РФ создали свои Правила охоты, которые начнут действовать с 15.06.2012г. Проблема в том, что изначально в законе РФ "Об охоте........" не определён конкретно термин: "параметры охоты", а установление конкретных параметров охоты в законе РФ "Об охоте........" отдан на откуп в Субъекты РФ. А СУбъект РФ Свердловская область решил, что запрет на нарезное относится к параметрам охоты.
Соответственно вопросы:
- что относится к параметрам охоты
- если всё-таки это относится к параметрам охоты, то должно быть обоснование: почему такие введены ограничения на нарезное на территории Свердловской обл., т.к. в Правилах охоты в РФ нет таких ограничений.
- к тому же: ранее действовал запрет на территории РФ на охоту мелкашкой бокового огня, пока Сварной (его позывной на Гансе) не подал заявление в прокуратуру. Верховный Суд РФ этот запрет отменил года 3 назад. Благодаря Сварному мы и пока охотимся с ней.
2/1 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126127  наверх
Автор: Дедушка BOBER66 
Дата:   

;-) Сами же ссылку дали, подпись посмотрите.
1/2 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126147  наверх
Автор: С.М.А.
Дата:   


Цитата:
От пользователя: BOBER66

Сами же ссылку дали, подпись посмотрите


По этой ссылке:
Это не Указ Президента РФ, это Председатель Правительства РФ Путин отменил своё же постановление Правительства, согласно которому были введены Правила добывания и пр. на основании которых мы и сейчас охотимся. Данное постановление вступит в силу 15.06.2012г., соответственно сразу же с 15.06.2012г. заработают Правила охоты на территории РФ, а вместе с ними и все остальные Правила охоты на территориях Субъектов РФ, в т.ч. и в Свердловской области.
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126148  наверх
Автор: Пазилыч 
Дата:   

Кто может помочь вытащить с консультанта вот этот докуметн? нужна сама текстовка.

?Законодательство о гуманном отношении к животным? (Краев Н. В., Миньков С. И.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

будем примного благодарны.
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126186  наверх
Автор: С.М.А.
Дата:   

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГУМАННОМ ОТНОШЕНИИ К ЖИВОТНЫМ

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 ноября 2011 года

Н.В. КРАЕВ, С.И. МИНЬКОВ

Краев Н.В. - заведующий отделом "Хозяйство и право" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук", биолог-охотовед, кандидат юридических наук, обладатель звания "Старший научный сотрудник" по специальности 12.00.06 "Сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право", присужденного Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Миньков С.И. - заведующий отделом техники охотничьего промысла государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук", биолог-охотовед, кандидат сельскохозяйственных наук, эксперт при техническом комитете Международной организации по стандартизации "Капканы для млекопитающих животных", член Комитета по ресурсам пушных зверей Международной ассоциации агентств рыбы и дичи, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГУМАННОМ ОТНОШЕНИИ
К ДИКИМ ЖИВОТНЫМ

Возникновение и развитие законодательства о гуманном отношении к диким животным. Совет Европейского сообщества 4 ноября 1991 г. принял Регламент N 3254/91 "Запрет на использование ногозахватывающих капканов и ввоз в страны Сообщества шкур и готовых изделий из определенных видов диких пушных зверей из стран, в которых производится их отлов с помощью ногозахватывающих и других видов капканов, не отвечающих международным стандартам гуманного отлова".
Принятию решений Европейского сообщества о гуманизации предшествовала шумная массовая кампания в защиту животных. Полуголые девушки, вымазанные в кетчупе, которые сейчас время от времени мелькают на экранах наших телевизоров, а также их фотографии, размещенные на некоторых антиохотничьих сайтах и сайтах в защиту животных, - это просто цветочки по сравнению с той антипушной, на грани психоза, волной протеста на рубеже 80-х и 90-х годов XX века.
В Регламенте указано, что он вводится в соответствии с Бернской конвенцией (1979 г.), которая запрещает для некоторых видов животных неизбирательные средства отлова добычи, включая капканы, если последние используются в широком масштабе, или же производится невыборочный отстрел животных. Учитывая прогресс в развитии методов гуманного отлова капканами, Регламент направлен также на сохранение находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, как в Сообществе, так и вне его, предотвращение нарушения естественного отбора.
Регламентом предполагалось, что использование ногозахватывающих капканов в Сообществе будет запрещено не позднее 1 января 1995 г., а с 1 января 1995 г. ввоз в страны ЕЭС шкурок пушных зверей 12 видов (их перечень ниже) и изделий из них будет разрешен только из тех стран, в которых имеются адекватные административные и законодательные положения по запрету использования ногозахватывающих капканов или используются отвечающие международным стандартам методы гуманного отлова диких пушных зверей. Регламент определил, что "ногозахватывающим капканом считается приспособление, разработанное для отлова и/или удержания животного с помощью челюстей, которые плотно сжимаются на одной или более конечностей животного, не давая таким образом освободить конечность(и) из капкана" <1>.
--------------------------------
<1> Регламент опубликован в книге "Соболь: состояние ресурсов и перспективы пушного промысла / Материалы научно-практической конференции". Санкт-Петербург, июнь 1998. Киров, 1998. С. 174 - 178.

Международных стандартов на гуманный отлов животных в 1991 году еще не было. В рамках Международной организации по стандартизации (ISO) с 1987 года действовал Технический комитет ISO TC 191, который занимался разработкой стандартов гуманного отлова диких животных. Состав комитета был разношерстный: от специалистов пушного промысла, ученых-зоологов, европарламентариев до функционеров движения за права животных. Для принятия Международного стандарта по правилам ISO необходим консенсус, абсолютно невозможный при таком составе. В результате в 1993 году стало ясно, что международного стандарта на капканы к 1 января 1995 года не будет.
Законодательный процесс Евросоюза имеет интересную особенность. В нем не предусмотрена возможность отмены принятых решений, но все же существует механизм сдерживания. Отменить Регламент N 3254/91 было нельзя. Ввести его тоже нельзя, потому что еще не были выработаны критерии оценки гуманности. Тупик. Пришлось тормозить. В той ситуации Канада как наиболее заинтересованный экспортер пушнины предложила Евросоюзу собрать "узкий круг" специалистов и такой стандарт написать. Этот вариант устраивал все стороны: экспортеры пушнины сохраняли рынок сбыта, Евросоюз сохранял лицо.
В рабочую группу по разработке международных стандартов на гуманный отлов диких животных вошли только специалисты - эксперты по разным направлениям данной проблемы от Европейского сообщества, Канады, США и России, а также дипломаты. Один из авторов данной публикации - С.И. Миньков - был в составе этой рабочей группы. Посредством множества раундов сложных переговоров за три года был подготовлен текст Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных на английском языке <2>, а уже потом переведен на русский и другие официальные языки ЕС.
--------------------------------
<2> http:// eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/ LexUriServ.do?uri= OJ:L:1998:042:0043:0057:EN:PDF

Россия подписала Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией (далее - Соглашение) в 1998 году <3>, но ратифицировала только в апреле 2008 года <4>. За исключением отдельных положений (сертификация ловушек, введение запрета ногозахватывающих капканов и некоторых других, об этом ниже) Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 22 июля 2008 года.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 26.02.1998 N 253 "О заключении Правительством Российской Федерации с Европейским сообществом и Правительством Канады Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Федеральный закон от 26.04.2008 N 52-ФЗ "О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией" // СПС "КонсультантПлюс".

В Заявлении Европейского сообщества, которое является составной частью Соглашения, указано, что "ЕС подтверждает, что оно не будет принимать никаких мер по осуществлению Постановления 3254/91 Совета ЕС в течение времени, разумно необходимого другим Сторонам для ратификации настоящего Соглашения, и после ратификации до тех пор, пока настоящее Соглашение продолжает действовать и применяется в соответствии с его положениями". Это означает, что Россия, подписав и ратифицировав Соглашение, а также осуществляя меры по выполнению его требований, сохранила Европейский рынок сбыта своей пушнины. Соответственно, Европейское сообщество приняло обязательство не запрещать ввоз в страны ЕС шкурок пушных зверей, добытых в России.
О рамках понятий, используемых в Соглашении о международных стандартах на гуманный отлов диких животных. В названии Соглашения фигурируют слова "дикие животные". Однако следует иметь в виду, что предписания Соглашения пока касаются не всех диких животных, а лишь видов, перечисленных в нем, а именно:

Общеупотребительное название вида Латинское название вида
Койот Canis latrans
ВОЛК <*> CANIS LUPUS
БОБР (СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ) <*> CASTOR CANADENSIS
БОБР (ЕВРОПЕЙСКИЙ) CASTOR FIBER
Красная рысь <*> Felis rufus
Выдра (североамериканская) <*> Lutra canadensis
ВЫДРА (ЕВРОПЕЙСКАЯ) LUTRA LUTRA
Рысь (североамериканская) <*> Lynx canadensis
РЫСЬ (ЕВРОПЕЙСКАЯ) LYNX LYNX
Американская куница <*> Martes americana
Фишер <*> Martes pennant
СОБОЛЬ <*> MARTES ZIBELLINA
ЛЕСНАЯ КУНИЦА MARTES MARTES
БАРСУК (ЕВРОПЕЙСКИЙ) MELES MELES
ГОРНОСТАЙ <*> MUSTELA ERMINEA
ЕНОТОВИДНАЯ СОБАКА NYCTEREUTES PROCYONOIDES
ОНДАТРА <*> ONDATRA ZIBETHICUS
ЕНОТ-ПОЛОСКУН <*> PROCYON LOTOR
Барсук (североамериканский) <*> Taxidea taxus

Примечание. Прописными буквами выделены виды, обитающие в Российской Федерации. Звездочкой <*> помечены те виды пушных зверей, шкуры и изделия из меха которых планировалось запретить к экспорту и реэкспорту в соответствии с Регламентом Совета ЕС от 04.11.1991 N 3254/91.

Соглашение действует только в отношении перечисленных в нем 19 видов пушных зверей. В России из них встречаются 12, в Европе - 10, в Канаде - 12. Примерно поровну, чтобы никого не обидеть. Соглашением предусмотрено, что дополнительные виды будут, при необходимости, включены в будущем.
Таким образом, под действие Соглашения подпадают пока только некоторые виды пушных зверей, поименованные в нем. Оно не распространяется на другие группы как охотничьих (копытные животные, медведи, пернатая дичь), так и неохотничьих видов животных.
Соглашение применяется независимо от целей отлова диких наземных и полуводных млекопитающих, включая контроль над численностью (в том числе борьбу с вредителями), добывание с целью получения пушнины, шкур или мяса, отлов млекопитающих для их сохранения (расселение, разведение в неволе и т.п.) (ст. 3).
О действии Соглашения в отношении ловушек и способов добычи. В Соглашении даны определения понятий, используемых в нем. В частности указано, что для целей Соглашения:
- ловушки означают как убивающие, так и удерживающие механические устройства для отлова животного в зависимости от ситуации;
- убивающие методы отлова означают ловушки, сконструированные и установленные с целью убить отловленное животное целевого вида;
- удерживающие методы отлова означают ловушки, сконструированные и установленные с целью не убивать пойманное животное, а ограничить его движения до такой степени, чтобы человек мог вступить в непосредственный контакт с ним;
- методы отлова означают ловушки и условия их установки (например, вид отлавливаемых животных, расположение ловушки, пахучие и кормовые приманки и природные условия).
Среди многообразия существующих способов добычи животных - отстрел, добыча с помощью собак, ловчих птиц, химических препаратов (снотворных, отравляющих веществ) - и других Соглашение распространяет свое действие только на отлов животных механическими ловушками двух типов - убивающих и удерживающих. Последние в российской охотничьей практике именуют живоловушками.
Большая Советская Энциклопедия определяет ловушки как приспособления, устройства, аппараты для добывания диких зверей и птиц, различая ловушки, действующие при участии человека (разнообразные сети, тенета, гоны, шатры, обметы), и автоматические (самоловы). Самоловы бывают трех типов: давящие, ущемляющие и живоловящие. К давящим ловушкам относятся так называемые пасти, кулемки, плашки, черканы. В них имеется гнет, удерживаемый настораживающимся механизмом. Ущемляющие самоловы: капкан, петли. Петли ставят на тропах или при входе в норы. Петля задерживает животное, затягиваясь в результате его движения. Живоловящие самоловы: ящичные ловушки, садки, ловчие ямы и другие <5>.
--------------------------------
<5> Ловушки // Большая Советская энциклопедия. М., 1973. 3-е изд. Т. 14. С. 591 - 592.

По стандарту ISO 10990 в составе ловушки подразумевается наличие механического источника энергии. Это может быть, к примеру, пружина или падающий груз <6>. Стало быть, другие ловушки, не имеющие механического источника энергии (немеханические ловушки), не подпадают под действие рассматриваемого Соглашения (например, пассивные петли, сети, рукавчики, мордушки, ловчие ямы и многие другие).
--------------------------------
<6> Капканы на зверей (млекопитающих). Часть 4. Методы испытания убивающих систем ловушек, используемых на поверхности земли или под водой. ISO 10990-4:1999; Капканы на зверей (млекопитающих). Часть 5. Методы испытаний капканов удерживающего действия. ISO 10990-5:1999.

О термине "гуманный" отлов (добыча). В тексте Соглашения слово "гуманный" встречается довольно часто: целями Соглашения являются в том числе "установление Стандартов на гуманные методы отлова диких животных"; развитие и укрепление многостороннего сотрудничества "в области гуманных методов отлова животных на основе взаимной выгоды и желания облегчить торговлю"; соблюдение законодательства "о гуманных методах отлова диких животных"; обучение охотников, использующих ловушки, "гуманному, безопасному и эффективному использованию методов отлова животных, включая новые методы по мере их разработки"; "целью Стандартов является обеспечение достаточно хорошего состояния отловленных животных и его дальнейшее улучшение" и т.д. Однако прямого определения понятия "гуманный" Соглашение не содержит.
Тем не менее, указано, что "гуманные методы отлова означают ловушки, сертифицированные компетентными органами в качестве соответствующих Стандартам на гуманный отлов диких животных и используемые в соответствии с условиями установки, определенными производителями". В процессе применения Стандартов каждый компетентный орган Сторон должен приложить все усилия для обеспечения того, чтобы "руководящие принципы тестирования ловушек, сформулированные в приложении I, принимались во внимание при утверждении национальных процедур сертификации". "Хотя состояние животного может изменяться в широких пределах, термин "гуманный" используется только для таких методов отлова, при которых состояние животных поддерживается на достаточно хорошем уровне, хотя и признано, что в определенных ситуациях в случае убивающих ловушек есть короткий период времени, в течение которого состояние животного может быть плохим".
Иными словами, Соглашение хоть прямо и не дает определения термину "гуманный", но устанавливает, что если животное добыто при помощи механической ловушки, которая прошла процедуру сертификации, то способ добычи животного является гуманным.
Соглашение содержит также принципы (критерии), параметры, пороговые значения, индикаторы, через призму которых оценивается гуманность механической ловушки при проведении ее сертификации. Гуманность метода отлова, или, в сути, гуманность или негуманность самой ловушки, оценивается через параметры, содержащиеся в Соглашении.
При убивающих методах отлова один из важнейших параметров гуманности - быстрота достижения бессознательного и нечувствительного состояния животного, пойманного в убивающую ловушку, а также время нахождение животного в таком состоянии до его гибели (то есть до полной остановки сердца). Бессознательное и нечувствительное состояние должно быть прослежено путем проверки наличия зрачкового и моргательного рефлексов или любым другим научно подтвержденным удобным заменяющим способом. Индикаторы и временные пределы установлены следующие.

Лимит времени до исчезновения
зрачкового и моргательного рефлексов Виды
45 секунд Горностай (Mustela erminea)
120 секунд Американская куница
(Martes americana)
Соболь (Martes zibellina)
Лесная куница (Martes martes)
300 секунд все другие виды, перечисленные
в Соглашении

Соглашение предусматривает проведение исследований, направленных на постоянное развитие стандартов и возможность снижения 300-секундного временного предела до 180 секунд, если в результате исследований будут получены соответствующие данные.
Предусмотрено также, что убивающий метод отлова отвечает требованиям Стандартов, если количество особей одного и того же целевого вида, по которым получены данные, составляет не менее 12 экземпляров и, по крайней мере, 80% этих животных достигают бессознательного и нечувствительного состояния в течение указанного временного предела и остаются в этом состоянии до наступления смерти.
Резонно возникает вопрос: а почему были установлены именно такие временные рамки гуманности? К этим нормативам эксперты пришли в результате продолжительных и напряженных переговоров. Представители Европарламента требовали запретить все ловушки, которые не убивают мгновенно. "Но мгновенная смерть в капкане - недостижимая утопия", - парировали их оппоненты, опираясь на реальные цифры, достигнутые к тому времени в лабораторных условиях и подтвержденные в полевых условиях. Трехминутный предел для соболя и куниц был к тому времени уже достигнут в общеупотребительных убивающих гуманных капканах (типа Conibear и некоторых других). Пять минут - промежуток времени, в течение которого обычно погибает большинство бобров и ондатр, пойманных в капканы, установленные под водой или увлекающие пойманного зверя под воду.
Для удерживающих ловушек при их сертификации определяются пороговые значения повреждений, включая поведенческие индикаторы и индикаторы травм.
Поведенческие индикаторы, принимаемые за показатель плохого состояния отловленных диких животных, - кусание животным самого себя, приводящее к серьезным травмам (самокалечение), или чрезмерная неподвижность и отсутствие реакций.
К травмам, принимаемым за показатель плохого состояния отловленных диких животных, относятся: перелом; вывих проксимального сустава запястья или плюсны; разрыв сухожилия или связки; большое по площади повреждение надкостницы; сильное наружное или внутреннее кровотечение; большое по площади повреждение скелетной мышцы; ишемия конечностей; повреждение постоянного зуба с обнажением пульпы; повреждение глазного яблока, включающее разрыв зрачка; травма спинного мозга; сильное повреждение внутреннего органа; повреждение миокарда; ампутация конечности; смерть.
Удерживающий метод отлова, а в сути сама ловушка, признается отвечающим требованиям Стандартов, то есть гуманным, если количество особей одного и того же целевого вида, по которым получены данные, составляет не менее 20 экземпляров и, по крайней мере, 80% этих животных не имеют поведенческих индикаторов и индикаторов травм, перечисленных выше.
Некоторые из названных показателей, содержащие слова "сильное", "большое", "чрезмерное", "серьезное", субъективны, так как не содержат четких границ и не могут быть зафиксированы иначе чем путем словесного описания персоналом, проводящим исследования. Однако других показателей оценки состояния отлавливаемых животных до настоящего времени не разработано. Аналогичный перечень показателей оценки состояния животных, попавших в ловушку, содержится в стандарте ISO 10990-5 "Методы испытания удерживающих ловушек".
Отметим также, что Соглашение не устанавливает предельных сроков пребывания животного в живоловушке, когда она используется охотником, а также способа последующего лишения жизни животного, если оно не предназначено для использования в живом виде. Установлено лишь то, что в процессе сертификации ловушек при их тестировании в полевых испытаниях они должны проверяться ежедневно.
Таким образом, гуманность через призму текста Соглашения определяется или быстротой умерщвления зверька, попавшего в механическую убивающую ловушку, или минимальным травматическим воздействием на пойманное животное при удерживающих методах отлова. То есть в живоловушках пойманный зверь должен находиться живым и, по возможности, невредимым, в достаточно комфортных условиях до прихода охотника.
Европейская Комиссия представляла 30 июля 2004 года проект Директивы Европейского парламента и Совета ЕС N 2004/0183 COD о введении в действие более жестких стандартов гуманного отлова для определенных видов диких животных, поскольку авторы проекта считали Стандарты, включенные в состав Соглашения, недостаточно радикальной мерой для улучшения состояния отлавливаемых животных. Европейский Комитет по экономике и социальным вопросам предложил значительно переработать Стандарты в сторону установления более строгих требований к "гуманному" действию ловушек <7>.
--------------------------------
<7> Заключение CESE 1637/2004 - 2004/0183 (COD) Official Journal of the European Union 28.06.2005.

Одобрение предложенной Директивы Европейским парламентом фактически могло перечеркнуть результаты длительных и напряженных переговоров по подготовке текста Соглашения. От Сторон Соглашения (включая ЕС) потребовалось бы заново организовать дорогостоящие исследовательские программы, провести новые испытания существующих ловушек с целью обоснования изменения Стандартов. Обсуждение вопросов "благополучия отлавливаемых животных" вновь могло бы затянуться на несколько лет. Поэтому внесенный проект Директивы ЕС N 2004/0183 COD, не получив одобрения, был отклонен Европарламентом.
Следует также иметь в виду и тот факт, что Соглашением предусмотрено осуществить в 2011 году первый пересмотр и обновление приложения I (перечень видов, временные рамки наступления смерти и других параметров). Со стороны ЕС не исключено опять внесение предложений об изменении технических требований к ловушкам, установление более строгих нормативов и т.д. в случаях, если это будет обосновано достигнутым к этому времени уровнем исследований и разработок ловушек.
Сроки введения запрета ногозахватывающих капканов. При подписании Соглашения Правительство Российской Федерации сделало Заявление, согласно которому приняло обязательство "запретить не позднее 31 декабря 1999 г. использование стандартных ногозахватывающих капканов со стальными дугами, применяемых в настоящее время на территории Российской Федерации, при условии предоставления международной финансовой помощи для покрытия достаточной части экономических расходов по замене этих капканов". В случае отсутствия такой помощи Правительство Российской Федерации приняло "обязательство запретить использование стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами в течение четырех лет" после вступления Соглашения в силу <8>.
--------------------------------
<8> О заключении Правительством Российской Федерации с Европейским сообществом и Правительством Канады Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных. Постановление Правительства РФ от 26.02.1998 N 253 // СПС "КонсультантПлюс".

Использованный в тексте Заявления Правительства РФ термин "стандартный" в словосочетании "стандартные ногозахватывающие капканы со стальными дугами" (далее сокращенно - ногозахватывающие капканы) неточный по существу. В Российской Федерации (и ранее в СССР) никогда не существовало стандарта на капканы. Вероятно, авторы текста Заявления, используя слово "стандартный", имели в виду не технический термин "соответствующий стандарту", а его разговорное значение - "типовой, изготовленный по широко распространенному образцу".
В англоязычных текстах, касающихся капканов и их использования, в отношении обычных, общеизвестных капканов широко применяется термин "conventional", имеющий сходное значение - "обычный", "общеизвестный", "традиционный". Термином "conventional" обозначают общеизвестные капканы, имеющие две металлические (обычно стальные) дуги или "челюсти" ("steel-jaw" на английском языке), плотно смыкающиеся на лапе пойманного зверя. Этот термин и был использован авторами официального перевода текста данного Заявления на английский язык <9>.
--------------------------------
<9> Миньков С.И., Межнев А.П., Сицко А.А. Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией - что оно значит для России // Охота и охотничьи ресурсы Российской Федерации. 2011. Государственное управление. Спецвыпуск. ООО "Редакция (агентство "Молодая Гвардия-Стиль", Пермь. С. 179 - 195.

Поскольку международная финансовая помощь для покрытия части экономических расходов России по замене ногозахватывающих капканов не была предоставлена, запрет на их применение должен быть введен до 22 июля 2012 года (т.е. в течение четырех лет после вступления Соглашения в силу).
Заявление Правительства РФ относительно запрета применения ногозахватывающих капканов не содержит указания на то, в отношении каких видов должен быть введен запрет. Может быть установлен всеобщий запрет на применение на территории России ногозахватывающих капканов или запрет их применения для добычи только тех видов, которые перечислены в Соглашении и обитают на территории РФ (т.е. волка, бобра, выдры, рыси, соболя, лесной куницы, барсука, горностая, енотовидной собаки, ондатры, енота-полоскуна). Системный, взаимосвязанный анализ содержания Заявления Правительства РФ и текста Соглашения (без учета требований российского федерального законодательства, которые будут рассмотрены в следующем разделе) позволяет заключить, что запрет на применение на территории России ногозахватывающих капканов должен быть введен в отношении лишь видов, фигурирующих в Соглашении.
Сертификация ловушек на предмет их соответствия требованиям Стандартов. Для того чтобы обеспечить точность и достоверность, а также продемонстрировать то, что методы отлова и ловушки отвечают требованиям Стандартов, то есть признаются гуманными, исследования при сертификации должны осуществляться с соблюдением общих принципов добросовестной экспериментальной практики. При этом должны быть использованы процедуры тестирования, установленные в рамках ИСО Международной организации по стандартизации (методы испытаний убивающих систем ловушек, используемых в наземных или подводных условиях; методы испытаний капканов удерживающего действия) <10>.
--------------------------------
<10> Капканы на зверей (млекопитающих). Часть 4. Методы испытаний убивающих систем ловушек, используемых в наземных или подводных условиях. ISO 10990-4:1999; Капканы на зверей (млекопитающих). Часть 5. Методы испытаний капканов удерживающего действия. ISO 10990-5:1999.

Тестирование - это определение соответствия ловушки заданным параметрам, т.е. определение ее пригодности и способности умертвить зверя в установленные временные рамки (для убивающих ловушек) или пленить и сохранить его живым с минимальными повреждениями для живоловушек. Тестирование - составная часть сертификации (от лат. sertifico - удостоверяю) - подтверждения соответствия качественных характеристик ловушки требованиям Стандартов с выдачей соответствующего документа - сертификата.
В Соглашении весьма подробно развернуты требования как к процессу тестирования ловушек (условия проведения исследований, квалификация исследовательского персонала, оценка животных, используемых при испытании ловушек, наблюдения за их поведением, физиология, травмы, патология и т.п.), так и к оформлению исследовательского отчета, который должен содержать фактически всю первичную информацию с описанием эксперимента, материалов, методов и результатов, вплоть до того, что идентификационный номер каждой ловушки до и после ее срабатывания, способ установки, общие условия окружающей среды должны быть частью фотоматериалов отчета.
На ловушки, признанные соответствующими требованиям Стандартов, должны выдаваться подтверждающие документы - сертификаты. На производителей сертифицированных ловушек возлагается обязанность идентифицировать изготавливаемые ловушки специальным знаком, а также снабжать их инструкциями по правильной установке, безопасному обращению и уходу за ними.
Сроки проведения сертификации и введение запрета применения несертифицированных ловушек. Соглашение предусматривает, чтобы соответствующие компетентные органы каждой страны:
- приняли надлежащие меры по сертификации ловушек в соответствии со Стандартами;
- обеспечили, чтобы методы отлова на их территориях отвечали Стандартам;
- запретили использование ловушек, не сертифицированных в соответствии со Стандартами;
- потребовали, чтобы производители идентифицировали сертифицированные ловушки и снабжали их инструкциями по правильной установке, безопасному обращению и уходу за ними (ст. 7);
- установили соответствующие процедуры для выдачи или аннулирования разрешений на использование ловушек;
- обеспечили соблюдение законодательства о гуманных методах отлова диких животных;
- обеспечили, чтобы охотники, использующие ловушки, обучались гуманному, безопасному и эффективному использованию методов отлова животных, включая новые методы по мере их разработки (ст. 8).
Методы отлова должны быть протестированы для того, чтобы показать, что они соответствуют Стандартам, содержащимся в Соглашении, и как соответствующие им сертифицированы компетентными органами Сторон в течение:
- для удерживающих методов отлова - 3 - 5 лет после вступления Соглашения в силу в зависимости от первоочередности тестирования и наличия технических средств для его проведения;
- для убивающих методов отлова - 5 лет после вступления Соглашения в силу.
Иными словами, Соглашение предусматривает завершение процедур сертификации ловушек к 22 июля 2013 года. В течение последующих трех лет (т.е. до 22 июля 2016 года) применение ловушек, не сертифицированных в соответствии со Стандартами Соглашения, должно быть запрещено соответствующими компетентными органами Сторон.
Имеется исключение из этого правила. Там, где компетентные органы определят, что результаты тестирования ловушки не позволяют сертифицировать ловушки для некоторых видов или для специфических условий природной среды, компетентный орган может продлить разрешение на использование ловушек на временной основе на срок продолжения исследований для поиска необходимых ловушек. Компетентный орган должен предварительно заявить другим Сторонам Соглашения о ловушках, которые разрешены для временного использования, и состоянии научно-исследовательской программы (пп. 4.2.1 - 4.2.3 приложения I к Соглашению).
Отступления от обязательств Соглашения по применению гуманных ловушек. Соглашение предусматривает возможность отступления от обязательств применять гуманные ловушки. Негуманные ловушки (т.е. традиционные или ногозахватывающие капканы и (или) иные ловушки, не отвечающие требованиям международных стандартов либо не сертифицированные на соответствие стандартам) могут быть разрешены компетентными органами сторон в зависимости от каждого конкретного случая при условии, что они не применяются таким образом, который наносил бы ущерб целям Соглашения, в ситуациях:
- защиты здоровья и безопасности людей;
- защиты государственной и частной собственности;
- научных исследований, образования, восстановления популяций, реинтродукции, разведения или защиты фауны и флоры;
- применения традиционных деревянных ловушек, необходимых для сохранения культурного наследия коренных народов.
Требования гуманного отлова могут быть отменены в отношении видов животных, перечисленных в Соглашении, в случаях, когда существует угроза распространения ими среди населения заболеваний, переносимых животными, нападения хищников на людей и т.п. или когда вред, наносимый государственной и частной собственности животными, не может быть устранен путем использования только гуманных методов отлова и т.д.
Указанные отступления от обязательств, принятые компетентным органом страны, должны сопровождаться письменным объяснением причин и условий таких отступлений, которое направляется в Совместный комитет Соглашения по вопросам управления (JMC) (ст. 10). Для введения такого отступления Сторона Соглашения не обязана просить и получать разрешение других Сторон. Единственное условие - аргументированное информирование указанного Совместного комитета. Соглашение не регламентирует продолжительность периода времени, на который может быть введено отступление от обязательств.
Правительство РФ при подписании Соглашения заявило, что "отступление от обязательств, которое может быть предоставлено в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 10 настоящего Соглашения, будет распространяться исключительно на традиционные деревянные ловушки для отлова соболя (Martes zibellina) и горностая (Mustela erminea), применяемые охотниками коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Правительство Российской Федерации подтверждает также, что отловленные этими методами животные составляют не более 1,4 процента (для соболя) и 3,5 процента (для горностая) от общего количества особей этих видов, добытых в Российской Федерации" <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Правительства РФ от 26.02.1998 N 253 "О заключении Правительством Российской Федерации с Европейским сообществом и Правительством Канады Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных" // СПС "КонсультантПлюс".

Данное Заявление не освобождает Российскую Федерацию от обязанности уведомить в письменной форме Совместный комитет о применении отступления, провозглашенного при подписании Соглашения, объяснить причины и условия такого отступления.
Исключение, как оно заявлено Российской Федерацией, может быть использовано только в отношении применения традиционных деревянных ловушек (плашек, кулемок, проскоков, черканов и т.п.) только представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и только для отлова двух видов - соболя и горностая.
В объеме трактовки понятия "коренные народы" имеет место несогласованность между английским и русским официальными текстами Соглашения. В англоязычной версии первый абзац Заявления заканчивается следующей фразой: "trappers belonging to indigenous communities located in Siberia, the Extreme North and the Far East territories", что дословно однозначно переводится как "трапперами (т.е. охотниками), принадлежащими к коренным сообществам, проживающим на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока". Однако в официальном тексте Заявления Правительства РФ на русском идет речь о "коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока" <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Правительства РФ от 26.02.1998 N 253 "О заключении Правительством Российской Федерации с Европейским сообществом и Правительством Канады Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных" // СПС "КонсультантПлюс".

В содержании статьи 10 на английском и русском языках и в Заявлении Правительства РФ на английском языке речь идет обо всем коренном населении перечисленных регионов, независимо от национальной принадлежности, а в тексте Заявления на русском языке речь идет лишь о незначительной части коренного населения, подпадающего под определение "коренные малочисленные народы". В соответствии с действующим законодательством коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это "народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями" <13>. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ <14>.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". Схожее определение содержится и в Федеральном законе от 30.04.1999 N 82-ФЗ (в ред. от 05.04.2009) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (в ред. от 18.05.2010) "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Представляется, что это разночтение в дальнейшем необходимо устранить, чтобы легальная возможность применения традиционных деревянных ловушек была у всего коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающегося охотой, а не только у коренных малочисленных народов.
Об избирательности, эффективности и безопасности гуманных ловушек. В целях сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования биологических ресурсов Соглашение требует при разработке внутренних Стандартов на гуманный отлов "исходить из того, что ловушки должны быть избирательными, эффективными и отвечающими требованиям безопасности людей каждой из Сторон", а также принять меры сведения к минимуму отлова нецелевых животных (пп. 1.2.3, 1.3.3 приложения 1).
Замена ногозахватывающих капканов на гуманные капканы новых типов имеет как экономическое, так и экологическое значение. Установлено, что до 10 - 15% зверей, попавшихся в ногозахватывающие капканы, уходят покалеченными, "отмалывая" лапы, значительная часть которых впоследствии гибнет. Ногозахватывающие капканы неизбирательны, в них часто попадают неохотничьи виды животных. Так, по сообщению Е.А. Кузнецова, в Красноярском крае общая результативность промысла составляет 5,3 зверька на 1000 ловушко-суток, а попадание неохотничьих видов животных - 10,3, т.е. почти вдвое больше выхода охотничьей продукции. Только в этом регионе за один охотничий сезон непреднамеренно отлавливается до 2000 сов и 200 ястребов-тетеревятников, а в тундре ежегодно погибает по несколько тысяч мохноногих канюков и белых сов, а также 100 - 150 кречетов, что составляет около 10% численности вида в России <15>.
--------------------------------
<15> Кузнецов Е.А. Соглашение "О международных стандартах на гуманный отлов диких животных" и его значение // Соболь: состояние ресурсов и перспективы пушного промысла / Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, июнь 1998. Киров, 1998. С. 50 - 54.

Одной из главных причин сокращения численности белых сов и кречетов на Таймыре, - сообщает Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, - является гибель этих птиц в капканах, установленных на песца. Приманка, подвешенная над капканом, привлекает не только пушного зверька, но и различных птиц, которые склевывают приманки, расстораживают капканы и часто гибнут в них сами. В установленные самоловы попадают кедровки, сойки, кукши, совы, дятлы и другие, в т.ч. редкие, виды птиц, охраняемые международными договорами. По наблюдениям охотников-промысловиков за продолжительный охотничий сезон каждый второй установленный капкан и настороженный самолов срабатывает не по назначению. Поскольку ежегодно на промысел выходят более 10 тыс. охотников и каждый использует в среднем около 100 капканов и ловушек, то общая добыча нецелевых видов достигает 500 тыс. штук. В результате существенно снижается эффективность охотничьего промысла и наносится значительный ущерб животному миру <16>.
--------------------------------
<16> Методические рекомендации по использованию капканов и ловушек при охоте на пушных зверей / Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края // http:// www.ohotnadzor24.ru/ informaciya_ohotnikam/ pamyatki_ohotnikam/ metodicheskie_ rekomendacii_ po_ispolzovaniu_ kapkanov_i_ lovyshek_pri_ ohote_na_pyshnih_zverei229/.

В США в 1973 г. в штате Невада в капканы случайно попало 2500 орлов. Денверский центр по изучению дикой жизни провел исследование капканов, поставленных на койотов. В них попало 119 животных. Лишь в 38 капканах были койоты. Среди других жертв оказались ястребы, золотые орлы, певчие птицы, кролики, олени, а также 63 домашних животных <17>. Убивающие капканы нового типа практически лишены такого недостатка, как отлов нецелевых видов животных, включая редкие виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ, субъектов РФ и Международного союза охраны природы.
--------------------------------
<17> Борейко В.Е. Капкан - дьявольский инструмент пытки животных. Аналитический обзор // Гуманитарный экологический журнал. 2011. Т. 13. Вып. 3. С. 62 // www.animalrights.spb.ru/?n=608.

Более высокая уловистость и эффективность гуманных убивающих капканов привела к тому, что в Канаде и США к концу XX века абсолютно добровольно никто уже не применял обыкновенные следовые ногозахватывающие капканы для отлова куницы, норки, бобра, выдры, фишера.
В России охотники, которые начали применять капканы нового типа, также отмечают их эффективность: "При переходе на новые капканы добыча по всем видам возросла в 2 - 3 раза. Основные причины - это исключение ухода зверей из капканов и продление срока лова полуводных зверей. Как практик отмечу, что для добычи тех видов, на которые я охочусь (куница, норка, ондатра, бобр, выдра), лучших ловушек я не встречал" <18>.
--------------------------------
<18> Поленов Д. Мой опыт пушного промысла // http:// i2.guns.ru/ forums/ icons/ forum_pictures/ 001395/ 1395250.jpg.

Требование Соглашения о безопасности ловушек для лиц, которые их применяют, реализовано как в конструкции ловушек (наличие специальных запоров на пружины, которые снимаются после установки настороженной ловушки), так и в возложении обязанности на производителей ловушек сопровождать ловушки инструкциями по правильной установке, безопасному обращению и уходу за ними.
О непрямом действии Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных. Конституцией Российской Федерации установлено, что общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Закон о животном мире также устанавливает приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания (ст. 12). При этом следует учитывать, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров должны приниматься соответствующие правовые акты.
В заключительных положениях рассматриваемого Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных указано, что "настоящее Соглашение не является действующим непосредственно. Каждая Сторона выполняет обязательства и обязанности, вытекающие из настоящего Соглашения, в соответствии со своими внутренними процедурами" (ст. 17). Это означает, что все требования Соглашения каждая из сторон Соглашения должна ввести в соответствии со своими внутренними процедурами в свое национальное законодательство, т.е. издать различные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов определения органов, стандартизации, сертификации, установления запретов и т.п. В системе законодательства Европейского союза аналогичным образом вводятся в действие Директивы ЕС. Для вступления в законную силу их требований необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов на национальном уровне.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГУМАННОМ ОТНОШЕНИИ
К ЖИВОТНЫМ И ГУМАННЫХ ОРУДИЯХ И СПОСОБАХ ИХ ДОБЫЧИ

Цель присоединения России к Соглашению. Основная цель присоединения России к Соглашению - сохранение традиционного европейского рынка пушнины. Отказ от заключения Соглашения мог привести к запрету на ввоз из России в страны ЕС шкур, мехов и изделий из меха некоторых видов пушных зверей, среди которых наиболее значимым является соболь - монопольный вид российского пушного экспорта. Европейский рынок соболя традиционный, сложившийся столетиями. В последние годы на пушных аукционах ежегодно продавалось 300 - 400, а иногда и больше тыс. шкурок этого зверька. То количество соболя, которое добывается в России, внутренний рынок не в состоянии поглотить. При потере этого рынка могло пострадать коренное население Севера, Сибири и Дальнего Востока, живущее в основном за счет пушного промысла: около 30 процентов трудоспособного населения в отдельных регионах не имеет иных средств существования, кроме доходов от пушного промысла и рыбной ловли. До 1990 г. число профессиональных охотников приближалось к 25 тыс. человек. Около 100 тыс. охотников-любителей получали от пушного промысла существенный доход, кроме того, еще около 100 тыс. человек ежегодно заключали договоры на пушной промысел <19>. В случае введения эмбарго на экспорт пушнины могли упасть закупочные цены, снизилась бы занятость и жизненный уровень охотников и членов их семей, поступления сборов в бюджет и т.д. Ежегодные потери России могли достигать суммы свыше 50 млн. долларов США. Только на пушном аукционе в Санкт-Петербурге 26 - 30 января 2011 года было выставлено 220 тыс. шкурок соболя. Все шкурки проданы <20>. Сумма от реализации - свыше 30 млн. долларов.
--------------------------------
<19> Законопроект N 4565-5 "О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией". Пояснительная записка о ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией // СПС "КонсультантПлюс".
<20> Вайсман А.В., Миньков С.И. Соболь в России вчера и сегодня. А завтра? // Охота и охотничьи ресурсы Российской Федерации. 2011. Государственное управление. Спецвыпуск. ООО "Редакция (агентство) "Молодая Гвардия-Стиль", Пермь. С. 294 - 296.

Помимо социально-экономического эффекта, подписание Соглашения и его ратификация будет способствовать сохранению биоразнообразия в России, поскольку предусматривает запрет применения неизбирательных ногозахватывающих капканов, переход на новые типы ловушек, отличающиеся высокой степенью избирательности и сводящие до минимума возможность попадания в них других видов животных, в том числе занесенных в красные книги.
Развитие норм российского законодательства о гуманном отношении к животным. Новый для российского фаунистического законодательства принцип, требующий осуществления пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности, основывается на нормах международных актов.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принятый в 1994 г., впервые установил, что "при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности" (ст. 137). Последствия несоблюдения принципа гуманности указаны в статье 241 ГК РФ: "В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд" (ст. 241).
В 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс РФ, предусматривающий уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.
Среди основных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира Федеральный закон "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) провозгласил необходимость осуществления пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности (ст. 12). На пользователей животным миром была возложена обязанность "применять при пользовании животным миром гуманные способы". Кроме того, устанавливалось, что "применение ногозахватывающих капканов запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" (ст. 40).
В статье, посвященной регулированию содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и в искусственно созданной среде обитания, Закон о животном мире возлагает на юридических лиц и граждан, занимающихся содержанием и разведением объектов животного мира в этих условиях, обязанности гуманного обращения с ними, соблюдения надлежащих санитарно-ветеринарных и зоогигиенических требований к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке (ст. 26) <21>.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" // СПС "КонсультантПлюс".

Во исполнение Постановления Правительства РФ <22> Россия подписала 22 апреля 1998 г. Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией, а через десять лет оно было ратифицировано <23>.
--------------------------------
<22> Постановление Правительства РФ от 26.02.1998 N 253 "О заключении Правительством Российской Федерации с Европейским сообществом и Правительством Канады Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных" // СПС "КонсультантПлюс".
<23> Федеральный закон от 26.04.2008 N 52-ФЗ "О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией" // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <24> (далее - Закон об охоте) среди основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов назвал "использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными" (ст. 2) и установил, что "орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных" (ст. 22). Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон "О животном мире". Норма о запрете применения ногозахватывающих капканов была заменена на обязанность пользователей животным миром осуществлять его "с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных" (ч. 5 ст. 40).
--------------------------------
<24> Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

О терминах "гуманное" и "жестокое" обращение с животными. Федеральный закон "О животном мире", как и другие нормативные правовые акты федерального уровня, используя термины "гуманное отношение", "жестокое обращение с животными", не содержат определений, не раскрывают содержания данных понятий и действий.
О.Л. Дубовик, комментируя статью 245 УК РФ, предусматривающую ответственность за жестокое обращение с животными, указывала, что жестокое обращение может состоять в невынужденном причинении боли животному, лишении его пищи, нанесении повреждений, ранений, членовредительстве и других способах воздействия на животное. Садистские методы представляют собой особо изощренное жестокое обращение с животными, а также мучительное их умерщвление и истязание в целях получения болезненного самоудовлетворения <25>.
--------------------------------
<25> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2000. Изд. 3-е, изм. и доп. // СПС "КонсультантПлюс".

Использование термина "гуманный" по отношению к животным в различных странах сталкивается с рядом проблем лингвистического характера и особенностями менталитета носителей конкретного языка, указывает Е.А. Кузнецов в статье "Гуманность и охотничье законодательство в различных странах". В качестве примера двойственного отношения и неясной трактовки он приводит русский язык как один из наиболее богатых и свободных языков мира. В соответствии с определением слова "гуманный", содержащимся в Словаре русского языка С.И.Ожегова, оно означает "человеколюбивый и отзывчивый". Определение же слову "человеколюбие" в том же словаре дано следующее - "любовь к людям, гуманность" <26>. Схожий смысл и в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля - "гуманность - человечность, людскость; благодушие, человеколюбие, милосердие; любовь к ближнему" <27>.
--------------------------------
<26> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд. стер. М.: Рус. яз., 1990. С. 153, 877.
<27> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1 (А - З). М., 1994. С. 528.

В результате этого краткого анализа остается непонятным, применимо или нет понятие "гуманный" к животным. Попытки прояснить вопрос путем привлечения других источников также не дают положительных результатов и только укрепляют в мысли, что применение данного термина по отношению к животным некорректно. Так, в Словаре иностранных слов гуманный - это "человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью". Гуманизм по словарю С.И Ожегова - это "гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям". Гуманизм по Большому энциклопедическому словарю - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений <28>. Гуманизация - усиление человеколюбия, справедливости в экономической, общественной жизни; признание и уважение общечеловеческих ценностей, внимание к людям <29>.
--------------------------------
<28> Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 2001. С. 320.
<29> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь (ИНФРА-М, 2006) // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, солидаризируясь с Е.А. Кузнецовым <30>, можно утверждать, что круг замкнулся и в своем классическом значении слово "гуманный" по отношению к животным неприемлемо.
--------------------------------
<30> Кузнецов Е.А. Гуманность и охотничье законодательство в различных странах // Соболь: состояние ресурсов и перспективы пушного промысла / Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, июнь 1998. Киров, 1998. С. 54 - 64.

На некорректность использования в текстах правовых актов слова "гуманный" по отношению к животным неоднократно обращалось внимание и в юридической литературе. Интересный обзор взглядов и рассуждений на эту тему содержит статья Е.Ф. Евсеева "О соотношении понятий "животное" и "вещь" в гражданском праве". Согласно ст. 137 ГК РФ и ст. 4 Закона о животном мире к животным применяются общие правила об имуществе, а соответственно, и сами животные признавались имуществом. Несмотря на указанное приравнивание животных к имуществу в цивилистике, животных нередко относят к своеобразной категории одушевленных вещей или предметов, указывает Е.Ф. Евсеев. Одушевленность в буквальном смысле означает обладание душой, свидетельством наличия которой, по замечательному определению К. Окунева, является "способность чувствовать и переживать, реагировать на происходящие события в эмоциональном плане" <31>. "Несомненно, - писал философ Евгений Дюринг, - что сознание животных на более высокой ступени представляет аналогию с нашими эмоциональными движениями. Не одни только ощущения удовольствия и неудовольствия, но и чувства радости и печали, даже следы скорби и горя встречаем мы в животном царстве" <32>. Учитывая данную специфику животных как объекта гражданских прав, законодатель устанавливает правило о недопустимости жестокого обращения с животными, противоречащего принципам гуманности. Несмотря на то что в доктрине и правоприменительной практике понятие "гуманность" по отношению к животным толкуется как запрет на "жестокое обращение с животными, т.е. противоречащее общепринятым представлениям о добре, заботе о животных, об уходе за ними", здесь все же нельзя не отметить некоторую неточность употребления понятия "гуманность" по отношению к животным, поскольку оно означает человечность и человеколюбие, отмечает Е.Ф. Евсеев. На данную погрешность в формулировке закона обращал внимание М.М. Валеев, указывая, что, если "жестокость в отношении животного принципам гуманности не противоречит и противоречить не может по определению, значит, с точки зрения гражданского права жестокое обращение с животными вполне допустимо", и, наоборот, есть основания полагать, что "закон требует от российских граждан относиться к животным как к людям. Но такое предположение не выдерживает столкновения со здравым смыслом и хозяйственной практикой. При таком толковании один из столпов сельского хозяйства - животноводство - оказывается лежащим за рамками правомерного поведения" <33>. Следует согласиться с выводом Е.Ф. Евсеева о том, что нормы о недопустимости жестокого обращения с животными, противоречащие принципам гуманности, сформулированы законодателем с излишней прямотой и безоговорочностью и не учитывают специфику практического применения животных в хозяйственной деятельности человека <34>.
--------------------------------
<31> Окунев К. Домашние животные как объекты гражданских прав // http://www.zooclub.ru/urist/16.shtml.
<32> Дюринг Е. Ценность жизни. М.: АСТ, 2000. С. 67. (Цитируем по Евсееву Е.Ф.).
<33> Валеев М.М. Вещи как объекты гражданских правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 192. (Цитируем по Евсееву Е.Ф.).
<34> Евсеев Е.Ф. О соотношении понятий "животное" и "вещь" в гражданском праве // Законодательство и экономика. 2009. N 2 // СПС "КонсультантПлюс".

Тем не менее, термины "гуманный", "жестокий", предписывающие определенную модель поведения человека по отношению к животным, широко используются не только в российском законодательстве. Европейская конвенция о защите позвоночных животных, указывая, что "человек несет моральную обязанность уважать всех животных и принимать должным образом во внимание их способность страдать и помнить", определила термин "гуманный метод умерщвления" как "умерщвление животного с минимальными физическими и психическими страданиями с учетом особенностей конкретных видов" <35>.
--------------------------------
<35> Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях (ETS N 123) (Страсбург, 18 марта 1986 года) // http:// www.advocate-ak15.ru/ pravo/ ugolovnoe55142.html.

Модельный закон СНГ об обращении с животными под жестоким обращением с животными понимает "побои, истязания, разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил, иное действие (бездействие), влекущие за собой увечье, травму, истощение от длительного голодания или гибель животных, жестокое умерщвление животных, а также иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным" (ст. 1) <36>.
--------------------------------
<36> Модельный закон об обращении с животными. Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-17 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон "О защите животных от жестокого обращения" (1999), отклоненный Президентом РФ <37>, не давая определения жестокому обращению с животными, устанавливал, что при обращении с животными не допускаются:
--------------------------------
<37> Федеральный закон "О защите животных от жестокого обращения" (Постановление ГД ФС РФ от 01.12.1999 N 4679-II ГД // СПС "КонсультантПлюс") был отклонен Президентом РФ (письмо Президента РФ от 03.01.2000 N Пр-6 // СПС "КонсультантПлюс") и до сих пор не издан.

- нанесение побоев, увечий животным, истязание их, иные действия, вызывающие у животных страх, боль, иные страдания;
- неправомерное умерщвление животных;
- проведение без обезболивания ветеринарных и иных процедур на животных, которые могут вызвать у животных боль и иные мучительные состояния;
- проведение операций на животных, не являющихся оказанием ветеринарной помощи или проведением работы с экспериментальными животными;
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
- разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель;
- натравливание одних домашних животных на других;
- разлучение моногамных животных, образовавших постоянные пары;
- другие противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными действия (ст. 7).
Новый законопроект "Об ответственном обращении с животными" (2011) определяет, что "ответственное обращение с животными - нравственное, гуманное отношение к животным с учетом их биологических, физиологических как к существам, способным испытывать и помнить радость, тревогу, испуг, страх, боль и другие чувства, ответственность собственников и иных владельцев животных за неправомерные последствия действий животных, а также собственников, иных владельцев животных и других лиц за неправомерные действия или бездействие в отношении животных". К жестокому обращению с животными этот законопроект относит "умышленное мучение животных, нанесение побоев животным и другие издевательства над животными, умышленное причинение травм и иного вреда здоровью животных, вызвавшего кратковременное или длительное расстройство их здоровья, либо повлекшего потерю ими зрения, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, либо опасного для их жизни, умышленное мучение животных посредством кратковременного или длительного отказа в удовлетворении их естественных потребностей в корме для животных, воде, воздухе, сне, движении, отдыхе, пространстве и других естественных потребностей, умышленное оставление животных без содержания и присмотра" (ст. 4) <38>.
--------------------------------
<38> Проект федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными" (июльская редакция 2011 г.) // http:// www.komitet2- 21.km.duma.gov.ru/ site.xp/ 052057124053056057.html.

Законопроект "Об ответственном обращении с животными" не распространяет свое действие на отношения в области обращения с дикими животными, которые находятся в состоянии естественной свободы (в том числе в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания), постоянно или временно населяющими территорию Российской Федерации, а также относящимися к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Авторы комментария к Федеральному закону "О животном мире" (2010) считают, что гуманное обращение - такое обращение с объектами животного мира, которое не приносит им каких-либо страданий <39>. С этой точкой зрения вряд ли можно согласиться, поскольку при добывании (особенно умерщвлении) объектов животного мира они в течение определенного времени остаются живыми и испытывают боль, страдания.
--------------------------------
<39> Бортник И.Ю., Бринчук М.М., Вершило Н.Д. и др. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (постатейный) / Под ред. О.Л. Дубовик // СПС "КонсультантПлюс". 2010.

Таким образом, нормативных правовых актов федерального уровня, раскрывающих содержание гуманного или нежестокого обращения с животными в Российской Федерации, пока не издано.
Представляется, что до выработки и закрепления в федеральном фаунистическом законодательстве определений терминов "негуманное", "жестокое" обращение с дикими животными целесообразно пользоваться критериями гуманности, имеющимися в Соглашении о международных стандартах на гуманный отлов диких животных, Европейской конвенции о защите позвоночных животных, других международных актах.
История развития норм российского законодательства об орудиях и способах добычи животных.
Регламентация орудий и способов добычи охотничьих животных имеет более чем столетнюю историю. Закон об охоте (1892) устанавливал, что "воспрещается в течение всего года ловить какими бы то ни было способами (петлями, силками, тенетами, шатрами, капканами и т.п.) глухарей, тетеревов, рябчиков, турачей, фазанов и диких коз, а также разорять гнезда или вынимать из них яйца и птенцов всех пород, кроме хищных" <40>. Запрет применения самоловов касался только птиц и косуль и не распространялся на добычу пушных зверей и других животных. Причем действие Закона не распространялось на территории Севера, Сибири, Дальнего Востока.
--------------------------------
<40> Закон об охоте от 03.02.1892 // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1892. N 19. Ст. 217.

Правила производства охоты, ее сроки и способы (1922) запрещали общеопасные способы охоты (настораживание ружей и самострелов, пускание палов, рытье ям, разбрасывание отравы), а также орудия и способы массового добывания зверей и птиц (шатры, тенета, вентеря, загородки, заганивание по насту, по льду, на скошенный камыш, ловля линяющих или обмерзших при гололедице птиц, ночной лов с огнем, добывание стадных животных при переправах через реки и т.п.), собирание птичьих яиц и разорение их гнезд, а равно выкапывание прибылых зверей и разо
1/1 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126187  наверх
Автор: Пазилыч 
Дата:   

Спасибо большое, теперь есть с чем работать по нарезному.
3/0 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126191  наверх
Автор: С.М.А.
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Пазилыч

теперь есть с чем работать по нарезному

Что ещё требуется?
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126285  наверх
Автор: AndrVkn
Дата:   

Смторим тут http://talks.guns.ru/forummessage/264/871993-0.htm...
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126286  наверх
Автор: _Ant__
Дата:   

Народ подскажите, в связи с последним указом по запрету на нарезное, и отставкой)). С комбинахой 20/22LR можно будет охотится? И можно ли ходить с такой камбинахой если стреляешь из гладкого и путевка под него? На руках розовая... не знаю что брать или забыть про мечту...
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126288  наверх
Автор: miha9261
Дата:   

А как быть с СКСом? Слышал что его запретили при охоте на лося, так это или нет подскажите плиз.
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126290  наверх
Автор: ashunter 
Дата:   

Если ничего не изменится, то с 15 июня с комбинированным ружьем можно будет охотиться на кабана, лося, медведя, косулю. И все.
На лося можно будет охотиться с нарезным стволом калибра не менее 7 мм (но не более 12 мм) и длиной патронника не менее 51 , т.е с СКСом нельзя будет как и сейчас.
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126291  наверх
Автор: sagra 
Дата:   


Цитата:
От пользователя: miha9261

А как быть с СКСом? Слышал что его запретили при охоте на лося, так это или нет подскажите плиз.

С 39 м патроном - нельзя...Тут 9-кой то- хрен падает..... :-D Нонче лось пошёл крепкий :-) Поэтому всякие Полёвки и 39...тые лучше не пользовать... :-D Тем более в гон. 8(
2/1 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126321  наверх
Автор: Reds*
Дата:   


Цитата:
От пользователя: sagra



Нонче лось пошёл крепкий

Ага мутация!!! 8( ,и кости и мясо стали толще. С лука не взять,Полевка отдыхает,СКС на свалку. Почему бы гладкий не запретить? Как народ раньше жил :weep: , и как добывал зверя ? :-)
2/0 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126322  наверх
Автор: sagra 
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Reds*

,Полевка отдыхает,СКС на свалку.

:-D

Наверное, взять можно и из мелкашки....Вопрос, когда и где он упадёт?!!
При моей памяти уже 2 случая "Полёва 1" и три случая "Полева 3."..Лоси уходили в пампасы...а через пару дней расцветали где-нибудь на лесхозных дорогах....
СКС тоже самое,но почти все добраны....Правда цена этих дальнобойных доборов велика.
И во всех случаях не менее 6-10 попаданий....и от 500 метров и ...
Да ,если б не собаки - хрен бы кого нашли....Причём, в половине всех случаев, стреляли наших форумчане... :-D ( и речь идёт не только о лосе) 8( Но и о носорогах , слонах и проч....( шутка)
Так вот , не слушайте байки про падающих замертво животных .....
Это большая редкость.
А мелкий калибр и малый вес снаряда а так же и дальность стрельбы ,даёт возможность зверю уйти и сдохнуть от перитонита за много вёрст от вас... :cool:
2/1 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126323  наверх
Автор: Охламон
Дата:   


Цитата:
От пользователя: sagra

возможность зверю уйти и сдохнуть от перитонита за много вёрст от вас...

дает попадание не по месту........а калибр лишь немного расширяет зону поражения.......
4/1 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126336  наверх
Автор: sagra 
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Охламон

дает попадание не по месту........

А много ты раз по месту попадал?
Так вот, есть такие понятия как:" Останавливающее действие" а так же "креп-кость на рану" и " болевой шок"Во всех 3-х случаях ,тяжёлый снаряд и соответственно- сильный заряд, имеют большое значение.Даже только по тому , что больше наносит урон организму.
А прошитый 9 грамовой пулей, в сердце медведь, на 90% успеет уйти далеко, в отличии от его собрата, которому влепили тот же 50 грамовый "жакан" в крестовину.Не даром использование малых калибров на серьёзного зверя - просто запрещены.Причём по всему миру.
3/1 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126337  наверх
Автор: Иваныч Баский 
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Охламон

дает попадание не по месту........а калибр лишь немного расширяет зону поражения.......

На самом деле, всё с точностью до наоборот.
Обычно, попадание по месту (по убойному месту), так чтобы зверь лег на месте, в загонах возможно чаще всего случайно. А вот увеличение калибра как раз позволяет зацепить то самое убойное место, расширив зону поражения.
2/1 |    |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126339  наверх
Автор: Arrows_ 
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Иваныч Баский

А вот увеличение калибра как раз позволяет зацепить то самое убойное место, расширив зону поражения.

Чёт не понял? Поясни...как можно зацепить убойное место?
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126340  наверх
Автор: Arrows_ 
Дата:   

Разница в диаметрах пуль 30-06 и 9,3 грубо 2 мм и?
  |  Поделиться:  
Re: с 15 июня 2012г. охота нарезным только на копы...   #126342  наверх
Автор: Иваныч Баский 
Дата:   


Цитата:
От пользователя: Arrows_


Чёт не понял? Поясни...как можно зацепить убойное место?

Не понятно? Жаль.
Пуля 223 Рем весом в 3-4 грамма даже попав в грудную клетку лося весом в 250-300 кг как быстро положит зверя? Не знаю. Какова глубина проникновения? Каково поражение убойной зоны? А 18-ти граммовая пуля кал. 9.3 мм., попав в ту же грудную клетку как сработает? Каково будет повреждение?
Даже если эти пули попадут в жопу лося, каковы будут повреждения от той и другой?


Цитата:
От пользователя: Arrows_

Разница в диаметрах пуль 30-06 и 9,3 грубо 2 мм и?

И если разницы нет, то зачем ты к 30-06 калибру прикупил ещё и 9.3 калибр.
1/1 |    |  Поделиться:  
Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | следующая страницапоследняя страница

Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь. Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на эту же страницу)


 Мой E1 
 
Вход для зарегистрированных пользователей:
E-mail:
Пароль:
Если Вы не зарегистрированы, то добро пожаловать на страницу регистрации.
Если Вы зарегистрированы, но забыли пароль, Вы можете его запросить.

Развернуть блок
 Погода