Попытка №2. ДОЕХАЛИ
Наше первое путешествие на плато, описанное Сашей Бородой из Миасса http://www.chelextreme.ru/forum/index.php?showtopi..., оставило легкое чувство неудовлетворенности по поводу того, что оно оказалось больше пешим, чем мото походом. В одном месте свербило и требовало реванша. В сезон 2012 удалось попасть в те
края с Ниверами и сделать заначку бензина. За весну и лето подготовили технику и снарягу, закупились сублиматами, оформили пропуска в заповедник, и 2 августа стартовали на Газели на север.
Из прежнего состава участников были мы с Лексеем, и к нам присоединился Вася Щупальце из Петербурга.
Приехал он в Екатеринбург аж через Алтай, там у него случилась капиталка двигателя, впрочем, вполне успешная, так как мотик съездил на Пупы и вернулся в Питер своим ходом. Плюсом, несколькими днями ранее в те же края уехал мой друг Кирилл со штурманом Игорем на Ниве, с ними мы планировали
встретиться в горах и попробовать пробиться еще дальше, в сторону горы Торрепореиз.
Итак, добрались до пос. Калья, что за Североуральском, где нас ждал Миша со своим чудо-Роконом и прицепом. Половина следующего дня ушла на шиномонтаж, утряску продуктов и снаряги.
Снова загрузили в Газель мотики, уже 4 штуки, и двинулись в Ивдель. Там на заправке выгрузили Мишу и Рокона, и придали ему ускорение в сторону Вижая, посмеиваясь про себя, что с максималкой 50 мы тебя скоро догоним :-D )), а сами оставили
Газель на платной стоянке в Ивделе и стали переодеваться-собираться-заправляться. Процесс затянулся часа на 4. В итоге Миша доехал до Вижая, прождал нас там, и повернул вспять, только тогда мы встретились.
Такой ритуал повторялся еще не раз…
Развлечением стал проезд Чертова моста, что за Ушмой. Мой мотик перекатили по нему, изрядно рискуя, остальные прошли по воде.
Уже смеркалось, мы были недалеко от Ауспии, но решили встать лагерем недоезжая ее на берегу Лозьвы. Проверили пару свороток, и вот отличная поляна с избушкой на высоком берегу, и
свеженапиленные дрова, которые как будто специально для нас приготовил какой-то добрый человек. Первая ночевка на природе, разговоры у костра, все такое, сплошной позитив.
Наутро погода хмурилась. Переехали Ауспию, пошли глубокие лужи и объезды их по лесу.
Там несколько манси строили избушку, как объяснили, туристский приют, и стоял УАЗ из Тагила, отставший от
основной группы по причине плохого самочувствия экипажа. От этих ребят мы узнали, что Кирилл с Игорем едут с тагильчанами в полудне от нас.
После базы генеральное направление сменилось с северного на западное, начался подъем в горы. Несколько километров, пара ручьев – и вот избушка в кедровнике.
Не останавливаясь, двигаемся дальше. Начинается, пожалуй, самый сложный участок – подъем
на хр. Чарнканур и болото перед ним. И как обычно, полил дождь. Эта дорога, пропиленная джиперами в глухой тайге по древней мансийской тропе, не высыхает никогда, но в дождь ехать намного веселее по причине того, что корни кедров и камни становятся мокрыми и скользкими.
Болото порадовало колеями от 35-38 резины, в которых вставал даже Рокон, пошедший напролом, монопривод же искал объезды, где то более удачные, где то менее.
Но, в итоге, совместными усилиями болото преодолели. Полезли вверх. Миша уехал вперед, я за ним, Леха с Васей замыкали. Падения участились. На самом крутом участке я забуксовал, упал,
еле поднял груженую Ямаху и понял, что вверх мне без помощи не тронуться.
Смотрю, вокруг никого. Пошел вниз. Парни уже без сил. У нас с Лехой еще и стартеры не работали, и всю дорогу мы ехали в режиме «кик-онли», а Вася таких гор и дорог
не видал раньше, а вдобавок у его Джебеля барахлил карб, сильно обогащая смесь, и мот ехал плохо. Посидели, отдохнули, перекусили колбаской и орехами, дружно взялись и затащили-таки мотики в Чарнканур.
Тут и дождь перестал, да и дорога пошла попроще.
До перевала Дятлова оставалось немного, но и вечер уже наступал. Доехали до ручейка у границы леса, нацедили водички. Место для лагеря не лучшее, решили ехать до притока Лозьвы. Да и надеялись встретить там наших на Ниве. Последний крутой и
сырой подъем – и вот открылись Горы, освещаемые заходящим солнцем.
После узкой дорожки под сводами деревьев открывающиеся просторы вызывают очень сильные впечатления. И не первый
раз здесь, но восторг от этих видов не меньше, чем впервые. Ну а под колесами новое дорожное покрытие- курумник, по которому нам скакать еще немало дней. По-сравнению с прошлыми годами, дорогу здорово накатали, и даже на камнях она легко просматривается.
фотосессия вышла короткой, и мы
двинулись к речке, где планировали ночевку. Добрались уже впотьмах. Еще подъезжая, увидели костры, свет фар. У притока Лозьвы стояли 2 группы джиперов и квадрики из Челябинска. Переехали овраг, встали чуть выше. К сожалению, Нивы среди них не оказалось, тагильчане сказали, что парни уехали ночевать
под Отортен. Джиперы напоили нас чаем, мы разбили лагерь, приготовили на горелке ужин. Уже собирались ко сну, как со стороны Отортена засверкали фары и появились еще джипы, среди которых оказался и старый знакомый Саша из Ивделя на Уазе. Поговорили, обменялись новостями, дождик разогнал по
палаткам.
Наутро пришло понимание, что бесподвесочный Рокон будет очень медленным на курумнике, плюс - он уже привез повышенный расход топлива. Что ж, свои испытания бездорожьем он уже прошел сполна. С тяжелым сердцем мы отпустили Мишу обратно вниз одного. Многолюдность мест, Мишина подготовка и трезвый
командный расчет сводили риск этой небольшой "одиночки" к минимуму. В крепости вездехода и его пилота мы не сомнивались. Вася пытался намекнуть, что лучше и ему вернуться, чтоб не оказаться слабым звеном на дальнейшем пути, но мы с Лехой решили – Васе надо увидеть Пупы.
Еще полдня собирались, чинили карб, и после обеда выдвинулись во владения Отортена. Пешики обходят Отортен с востока, а дорога накатана по западному склону. То вверх, то вниз, то злой курум, то попроще, то первая, то третья. А
справа все ближе и ближе вершина Отортена, вся утыканная причудливыми останцами. Дорога подсохла, темп развили хороший. Мотоцикл на куруме намного быстрее автомобиля, возможно, быстрее и квадрика. Обогнали Тагил, пересекли живописный ручеек с водопадиками – исток р. Ёлимы, и стали спускаться к
речке Тумпья, за которой Стена – почти отвесный подъем длиной метров 15. Спуск крутой, дорога в тени мокрая и скользкая. В почти неуправляемом скольжении упираемся в толпу джипов из 86 региона. Оказался Нижневартовск. Они выехали неделей раньше нас, но их задержали многочисленные поломки.
Просочившись сквозь их колонну, юзим вниз. И вот речка. Два года назад в этом месте мы оставили мотики и дальше последовали пешим порядком, ехал только Леха. На стене вяло трепыхались Эс –эфки челябинцев, у которых порвались все тросы на лебедках. И вдруг – ба! На верху подъема вижу Кирилла и его
штурмана Игоря, а чуть подальше – их белую Ниву. Очень радостная и долгожданная встреча.
Помогли челябинцам, разгрузили наших
коней и затащили баулы наверх пешком. И зря это сделали, так как подъехали нижневартовцы, достали толстенную веревку с блоком, взялись толпой, и наши мотики оказались наверху буквально в три мгновения.
Кирилл с Игорем поехали на следующую речку, где их ждал Саша Везделаз на Хантере, а я пошел проверить тайник с бензином, оставленный в прошлогоднюю поездку. Тайник оказался почти нетронутым. Почти – потому, что одну пластиковую канистру прокусил какой-то зубастый зверь. Но пока по топливу все
складывалось, и прошлогодний бенз был оставлен на обратный путь. Снарядились, двинулись наверх. Но подъем, как и спуск, был еще сырым, мотики пришлось буквально запихивать в гору. Умаялись. Тут четырехколесным всяко проще. Опять простор, курум, спуск вниз-и вот он, второй исток Тумпьи. Зеленая
полянка, березки, уже разбитый лагерь и готовый ужин от наших новых попутчиков. Было еще светло, поэтому успели и поесть, и поремонтироваться, и пообщаться.
Бодренько скачем по камням, проехали брошенный Уазик-поломашку, и вот горельник и высота 917 за ним. Это одно из немногих мест на маршруте, где пришлось сверяться с треком в навигаторе, не видя дорогу на камнях. Спуск с 917-й вызвал опасение
- как же здесь подниматься, а если еще и дождь? Но когда то он еще будет, этот обратный подъем. А пока впереди открывалась древняя мансийская тропа, идущая до самого плато Маньпупунер. Едем! После знака Европа-Азия оставляем Кириллу послание на камне,
еще десяток километров- и болото на склоне горы Янывондерсяхл со знакомой бочкой, правда, уже угнездившаяся в ветвях дерева на двухметровой высоте. В прошлый наш поход это была крайняя точка, до которой доезжал мотоцикл – дальше Леша шел с нами пешком.
Нынче же мы смело лезем в колеи, заполненные водой от стекающих с горы ручейков. Подъема почти нет, и помогая друг другу, проходим участок быстро и четко. Теперь до стоянки на Печоре всего каких-то 20 км.
Наших джиперов не слышно, и мы решаем разведать дорожку, идущую мимо Пупов на север. Обнаруживаем еще один знак Европа-Азия, похожий на
канализационный люк, фоткаемся и едем дальше по широченной колее от гусеничного вездехода.
С очередной горки видим дорогу, уходящую далеко за горизонт, решаем вернуться сюда после Пупов. Вернувшись к развилке, встретили наших, и попрыгали вниз по
камушкам готовить лагерь. Извилистая дорожка по заповедному лесу – и мы на берегу реки Печора. Ура, доехали! Дальше на плато болванов - только пешком.Уютную полянку на берегу мы с Лешей приметили еще в прошлый раз, располагаемся на ней, встречаем Ниву и Уазик, ведем их к лагерю. Назавтра пеший поход
к Пупам.
6 августа. Пасмурно и ветрено. Встали пораньше, взяли перекус, и по хорошей тропе пошли наверх. Навигатор показывает до цели 4 км по прямой. По пути подкрепляемся черникой, выходим на гребень… Стоят, родимые!
Разбрелись среди столбов, фотографируем. Пронизывающий ветер ускоряет процесс. Из избушки пришел егерь, предъявили ему пропуск, поговорили о
житье-бытье.
Заходим в лагерь, а с другой стороны подъезжает тагильская группа и встает по-соседству. После обеда Саша с супругой остаются на дневку. Обратно они пойдут с тагильчанами. Мы же с Нивой выдвигаемся дальше на север по разведанной нами дорожке, в надежде достичь гору
Торрепореиз.
От разведанного пути уехали мы, увы, недалеко. Дорога резко пошла вниз, ручей Тосемтоу, болотина при нем и колеи от вездехода в полметра глубиной. Мотики мы бы протащили, а вот Ниву…
В
общем, что за путешествие без пешеходной части! Поднялись обратно, нашли ровную площадку, перетрясли снарягу и продукты на 5 дней пешего хода, за которые планировалось сбегать до Торре-Порре и обратно.
От лагеря пошли поверху, туда, где на Генштабе обозначена тропа. А её и в помине нет. Движемся по курумнику, траверсируем склоны, чтобы высоту не терять.
Часа через 2 вышли на вездеходный след, скорость возросла. И опять, как и 2года назад, стала терзать мысль – чегож мы тут идем пешком, когда можно прекрасно было ехать?!
За ним свежий вездеходный след ушел направо, на восток. Нам же надо на
северо-запад. Чуть углубились в лес, и вдруг наткнулись на широкую просеку с давнишними колеями, заваленную стволами деревьев. Старинная Сибиряковская дорога, по-всему. Она идет на запад, на Илыч. Нашли от нее своротку на север, идущую на подьем. По ней никто не ездил очень давно. Вся дорога
заросшая и заваленная толстенными стволами. Чтобы проехать даже на мотике, пришлось бы очень много пилить. Мы пригорюнились. За день пройдено всего 10 км из 80, а впереди самый сложный участок, где по рассказам, 800 метров приходилось идти аж пол дня из-за непролазного бурелома, и дней в запасе уже
нет. Короче, решили разворачиваться. Набрали воды, еле выползли в обратный подъем от Маньи, и вдруг увидели справа Пупы во всей красе.
Пешком - потому что там заповедник, и егеря разрешают доехать только до Печоры. Это как бы формальный повод. А если чисто по-человечески, и не надо туда ниначем подъезжать. У столбов чисто, нет ни кострищ, ни бутылок, ни надписей. Только тропка пешая во мху протоптана. И дико выглядит след от
прошлогоднего квадрика...
Технически туда заехать - не проблема, но не надо этого делать.
Пупы стоят на высоком плато, к которому подниматься от Печоры километра 4 по лесному склону. В былые времена это не остановило вездеходчиков, потом и квадроциклы находили подъезды.
Но
самое главное - это заповедная зона, которую мы не должны портить. Дело и в морали, и еще в том, что живой мховый слой тайги подвергается от наших ног и колес коррозии, которая уже сейчас заметно расползается вокруг следов человека.
4км живописного пешего подъема - это хорошее
разнообразие и своеобразный кайф. При подъеме вы наблюдаете смену флоры от низинных мокрых лесов до таежного голяка. А заодно и черники пособираете.
Солнце припекало, вода кончилась, и все были счастливы достичь ручья, за которым нас ждала техника. Снарядились, выехали на торную дорогу – почти
цивилизация. Перед болотом с бочкой Васин мот отказался ехать вообще. От богатой смеси закидало свечу. Ремонт, погоня за Кириллом, и уже под вечер мы у подножья высоты 917. Решили штурмовать. С трудом, но забрались. Курум там злющий…
Оказалось, по джиперской дороге в сторону Ауспии проползла МТЛБ геологов. Со стены она буквально рухнула, в паре мест чуть не
перевернулась, трижды разувалась. А сколько она повалила деревьев! Редкостные дятлы. Незавидна участь тех, кто ехал сразу после нее, напилились от души.
Ну а мы разделили погрызенный бензин,
Вот и снова перевал Дятлова. Отмечаемся в блокноте и вниз. Стремились в избушку, но смогли добраться только до Чарнканура. Сил ехать дальше нет, а для ночевки нет воды.
Тут нас догоняют Нижневартовцы и выручают пятилитровкой воды, а еще и банкой тушенки. Спасибо, парни!
и еще засветло добрались до р. Талица. В Ивдель на ночь глядя ехать не было смысла, и мы с удовольствием ночевали в палатках еще раз. Костер, разговоры, впечатления, новые планы.
Ну а на
следующий день приехали в Ивдель, загрузились в Газель, и поздно ночью были в Екатеринбурге.
Несмотря на неудачную пешеходную часть, поход состоялся, Пупы взяты.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)