academyphoto
February 10th, 13:54
Сижу на диване у Лапина дома, на коленях кошка. Ее надо гладить постоянно, как только останавливаешься – дерет когтями джинсы, а заодно и колени. Разговор с Александром Иосифовичем идет о моменте "прихода
искусства фотографии в массы" в России. Делаю предположение, что это момент массового прихода «цифры» в фотографию. Лапин: «Нет Женя. Это приход в страну минилабов». Через 2-3 секунды до меня доходит его мысль. А ведь он, как всегда, прав! В начале 90-х годов в самом захолустном городке уже стояла
машина, потоково штампующая карточки. Вслед за доступностью получения отпечатков в страну хлынули «мыльницы». Известный слоган фирмы KODAK: «Вы только нажимаете на кнопку – остальное делаем мы». И вот миллионы россиян начали «нажимать на кнопку». К концу девяностых, как миниму, каждый десятый
владелец «мыльницы» купил себе пленочную «зеркалку» и каждый второй из них стал именовать себя фотохудожником. В стране появился миллион фотохудожников! «Цифра» только продолжила процесс «взращивания фотохудожников». Интернет дал им возможность заявить о своей «гениальности и индивидуальности» на
весь мир. Откуда у миллионов людей иллюзия простоты получения «шедевров»? Почему не возникает мысль – купить скрипку, фортепьяно и т.д., поучиться играть месяц-два и начать сочинять музыкальные «шедевры»? Или купить краски, холст и через полгода устроить персональную выставку. Конечно, фотография
–самый демократичный вид искусства. Овладение техникой фотосъемки требует на порядок меньше времени, чем в других искусствах. Купил «зеркалку», поучился на фотокурсах и все, уже «фотохудожник». Сегодня с фотографией можно сравнить разве что написание романов и интернет-эпистолярный жанр – пишут все,
кому не лень. Как и в фотографии, интернет дает этим «писателям» возможность поделиться с Миром своими «шедеврами». Разумеется, среди огромного числа фотолюбителей есть и появляются новые очень интересные фотографы – но их единицы. Это именно те из фотолюбителей, кто понимает, что количество
переходит в качество. Что для получения результата, как и в любой области человеческой деятельности, необходимо отдавать своему увлечению массу времени, труда и душевных сил.
Кто же такие «фотолюбители»?
Ну, прежде всего, это человек имеющий ПОТРЕБНОСТЬ регулярно брать в руки камеру и
идти на фотосъемку. Человек старающийся больше узнать о предмете своего увлечения – покупающий фотоальбомы, ищущий в интернете фотографии признанных Мастеров, ходящий на фотовыставки, общающийся с другими фотографами, повышающий свой технический и художественный уровень (не важно – самостоятельно,
читая книги, статьи и т.д., или ходящий на курсы и семинары). И, разумеется, снимающий, снимающий и снимающий. Лапин таким говорит: «Вам нравится заниматься этим? Ну и занимайтесь в свое удовольствие. Мне только свои фотографии не показывайте». Через несколько лет (3-4 года) фотолюбитель становится
«продвинутым» фотолюбителем. Уже приобретен достаточно высокий уровень технической подготовки, почти не возникает вопроса – как снимать этот сюжет? «Продвинутый» фотолюбитель уже хорошо разбирается в художественных аспектах фотографии, знает творчество многих признанных фотографов и т.д. Если он
продолжает упорно (я бы привел термин «страстно») фотографировать, разумеется получая удовольствие от самого процесса, а иногда и результата – лет через 10-20 он может вырасти до уровня «Мастера». Часто задают вопрос: «А сколько нужно снимать и как часто?». Известный жанровый фотограф Игорь Мухин
снимает почти каждый день на протяжении уже более 20 лет. И сегодня он Мастер, признанный не только в России, но и в Мире. Что отличает Мастера от продвинутого фотолюбителя? Прежде всего, наличие своего собственного, узнаваемого стиля, «почерка». Как и в любом виде искусства, наличие собственного
стиля, узнаваемость говорит об уровне мастерства автора. А это достигается только трудом, тратой своего времени, сил и, как это не печально, денег. Я мог бы еще долго развивать тему «фотолюбительства», но подводя итог вышесказанному – наличие листа бумаги и ручки на вашем столе не делает вас
Писателем, наличие фотокамеры (какой бы «крутой» она не была) не делает вас Фотографом.
А как обстоит дело с несколькими сотнями тысяч «профессиональных» фотографов в России?
Они-то откуда взялись? Да все из тех же «фотолюбителей». Иллюзия своего «мастерства» толкает эту массу
обладателей цифровых «зеркалок» в ряды «профессионалов».
Кто же такой профессиональный фотограф?
Это, прежде всего, человек получающий ОСНОВНОЙ доход от фотосъемки. Девочка в супермаркете, делающая «фото на документы» - профессиональный фотограф. И это не шутка. Как и в любой профессии
есть разный уровень профессионализма. Есть токарь 2-го разряда, а есть и 6-го. Есть автомеханик, вчера приехавший из ближнего зарубежная работать в гараж на окраине Москвы, а есть Мастер, прошедший длительный курс обучения в учебном центре, работающий механиком уже более 10 лет, и добросовестно
выполняющий свою работу. Поэтому заявления: « Я -профессиональный фотограф» еще не о чем не говорит.
Я – не профессиональный фотограф, я – фотолюбитель. Фотосъемка для меня это увлечение. Но я – профессиональный преподаватель фотографии. Это основная моя работа вот уже более 13 лет. Уровень
моего профессионализма, как преподавателя, могут оценить только мои ученики. Это как с автомехаником – порекомендовали знакомые – значит хороший специалист.
Основное преимущество фотолюбителя перед профессиональным фотографом – он снимает то, что хочет и как считает нужным. Профессионал
снимает так, что бы результат понравился заказчику (иначе денег не заплатят) и часто снимает то, чего совсем снимать не хочется (трудно найти фотографа, получающего удовольствие от ежедневной, однотипной съемки пылесосов, стиральных машин и холодильников для каталогов) – это работа, «пахота». Лет
шесть назад у меня на курсе по основам фотографии отучилась одно девушка. Очень упорная и целеустремленная. Имея уже художественное образование – дизайнер, и работая дизайнером одежды (даже призы на конкурсах получала), она решила поменять профессию. Пройдя базовый курс, пошла на портретный курс к
Вите Ивановскому и четыре месяца после этого не вылезала из фотостудии. Сперва она платила моделям за позирование, через четыре месяца они сталь платить ей за фотосессию. Она получала заказы на съемку для Vogue, Elle и других модных журналов и ей нравилось то, что она делает. Последний раз я ее
видел года 2 назад. На вопрос: "Чем сейчас занимаешься?", отвечает: «Свадьбы снимаю. Журналы денег не платят, считают, что оказывают тебе честь, заказывая съемки и печатая тебя, а жить на что-то надо. «Ну и как нравится?». «Да ты что. Уже год как в депрессухе.» Не хотел бы я такой работы.
Так
что, Уважаемые фотолюбители – не стремитесь стать профессионалами. Став профессиональным фотографом, не дай Бог, вы разлюбите свое увлечение и не станете Мастером, лишив нас (своих зрителей) может быть очень достойных и интересных работ.
Уважаемые фотолюбители – не стремитесь стать профессионалами. Став профессиональным фотографом, не дай Бог, вы разлюбите свое увлечение и не станете Мастером, лишив нас (своих зрителей) может быть очень достойных и интересных работ.
Профессионал снимает так, что бы результат понравился заказчику (иначе денег не заплатят) и часто снимает то, чего совсем снимать не хочется (трудно найти фотографа, получающего удовольствие от ежедневной, однотипной съемки пылесосов, стиральных
машин и холодильников для каталогов) – это работа, «пахота».
Цитата: От пользователя: ytra
Так что, Уважаемые фотолюбители – не стремитесь стать профессионалами. Став профессиональным фотографом, не дай Бог, вы разлюбите свое увлечение и не станете
Мастером, лишив нас (своих зрителей) может быть очень достойных и интересных работ.
Плюс много! Вот именно поэтому я работаю механиком кино, а фотографирую только то, что мне творчески интересно (бывает что и за денежку, гыыыыыы :-D )
Да, места для творчества уже почти не остается когда делаешь работу на чей-то заказ и так как ему надо.
Было такое что и денег не брал, но после того как закончил обрабатывать фоты одной "модели" как она просила, к ним больше не притронулся. Пропал весь интерес.
Ну его на, менять
творчество на ремесло!
Проблема в отсутствии (низкой доступности... ) академического образования в данной сфере является основой всех проблем.
Токарь 6-го разряда - это конкретный уровень, "Мастер" - некое расплывчивое субъективное определение.
В фотодеятельности три основных направления: коммерческое
("профессионалы"), искусство ("мастера", фотохудожники), и творческо-бытовое (фотолюбители).
В фотодеятельности три основных направления: коммерческое ("профессионалы"), искусство ("мастера", фотохудожники), и творческо-бытовое (фотолюбители).
Это прям прокрустово ложе получается... А как быть, если бытовиком себя не считаешь
(приземленнно как то) А мастером фотохудожником называть себя нескромно... :-)
А как быть, если бытовиком себя не считаешь (приземленнно как то) А мастером фотохудожником называть себя нескромно...
а себя и не надо "называть" - это только ограничивает.
Имхо пускай стили и роды занятий вычисляют всякие
статистьы и критики - это их призвание :-)
Ну мастером, как Лапин сказал, могут назвать еще его ученики...
* коммерческое ("профессионалы"), искусство ("мастера",
* фотохудожники), и творческо-бытовое (фотолюбители).
наверное не стоит перичислять к профессионалам только "свадебных бомбил", "корпоративщиков", "сьемщиков на документы" и иже с ними.
никто не мешает делать классные портреты, чтобы их на стенку не стремно было вешать в дорогой раме, и чтобы через 30 лет не стремно было показывать. никто не мешает делать подобного уровня пейзажи и натюрморты. будете делать так и к вам выстроится длинная очередь. и не надо будет "бомбить" по
свадьбам или подрабатывать "документальной сьемкой". ИМХО главное не убиваться за "высокохудожественность", которую никто не оценит и за которую никто не заплатит. сделай вещь, глядя на которую большенство народа подсознательно "потянется за кошельком" ;-) . это конечно очень непросто, но нет
ничего невозможного. ИМХО.
Разве нельзя реализовываться получая за это деньги? Разве нельзя снимать так, чтобы покупали то, как снимаешь ты? И какая разница, снимаешь ли ты элитные свадьбы или на паспорт в переходе? Я знал одного дворника, который говорил: я вечером ложусь с предвкушением того, что ночью будет снег, а утром я
его буду убирать - настоящий профи! Очередной опус в стиле «Фотография "как"» :-)
наверное не стоит перичислять к профессионалам только "свадебных бомбил", "корпоративщиков", "сьемщиков на документы" и иже с ними.
безусловно не стоит )) студийщики / портретисты - это таже коммерческая группа. вопрос в том, кто
и за что платит деньги. поскольку эти самые деньги можно получать не только от заказчика, но и продавая готовые работы. Fine Art Photography - живет и здравствует )) Съемкой пейзажей тоже можно зарабатывать, особенно если делать это не так как 99% фотолюбителей, не так ли? ; )
А уж fine art
nude - вообще весьма прибыльное направление фотоискусства.
Это прям прокрустово ложе получается... А как быть, если бытовиком себя не считаешь (приземленнно как то) А мастером фотохудожником называть себя нескромно...
В слове бытовое нет ничего предосудительного, пусть будет ЖАНРОВОЕ,
если так лучше звучит ))
Да, места для творчества уже почти не остается когда делаешь работу на чей-то заказ и так как ему надо.
Было такое что и денег не брал, но после того как закончил обрабатывать фоты одной "модели" как она просила, к ним больше не притронулся.
Пропал весь интерес.
Ну его на, менять творчество на ремесло!
а не пробовал работать не со светом, аксессуарами и т.п., а изначально с "моделью"="заказчик"? это ж твоё дело (как художника) убедить "вот так будет лучше, а то что вы хотите есть банальный, журнальный штамп"
PS: в тексте не есть текст что обычно говорится... на самом деле все гораздо витееватее... (прервемся ибо это тема для другой темы).
PPS: вот была тема "что вам в процессе больше нравится?"... может мне нравится процесс который ДО... а сама съемка процесс банальный,
обработка - банально технически... а вот когда в мониторе фотоаппарата увидел что выхватил таки то что было задумано ДО... или получилась хорошая импровизация... вот в это время хватает торчЪ... как то так
Кто асилил книгу Лапина "фотография как..." ?
Я несколько раз принимался :-)
Лапин - это эдакий теоретик-преподаватель от фотографии. Ну по крайней мере выделяется из общего уровня "фотошкол".
Старая как мир тема… Любитель и профессионал - много раз обсуждалась в различных творческих направлениях...
Всё решается просто: хочешь кушать – заработай и накорми себя, хочешь заниматься
творчеством - занимайся. Всё зависит, прежде всего, от характера человека, его желаний, опыта и владения ремеслом.
Цитата: От пользователя: [ PRIME PROJECT ]
Проблема в отсутствии (низкой доступности... ) академического образования в данной сфере является основой всех проблем.
От чего такие грустные мысли? Кто хочет, тот учится!
Ремеслу научиться можно. Учили этому ещё в СССР… Были техникумы и ВУЗы. А сейчас вообще возможностей стало больше.
А творчеству? Извините, господа, но это уже больше от Бога, а не учителя и мастера. Дано свыше
человеку или нет. Это - дар!!!
Как в музыке интересно всё происходит… Композиторов интересных мало, а исполнителей миллионы!.. Дети... взрослые… В школах, училищах и консерваториях учатся люди… Не один год! А много ли вы можете назвать интересных исполнителей? Всё точно так же
происходит в живописи, в театре, в кино, у нас в танце… Везде!..
Коммерция поглощает творчество всё больше и больше… Идёт соревнование между исполнителями и их продюсерами, а не творцами.
Для меня подобные диспуты относятся больше к вопросу веры. Во что или в кого мы верим и
кому служим - Богу или Золотому Тельцу. :hi:
а не пробовал работать не со светом, аксессуарами и т.п., а изначально с "моделью"="заказчик"? это ж твоё дело (как художника) убедить "вот так будет лучше, а то что вы хотите есть банальный, журнальный штамп"
Мысль понял, но видать
опыта мало. Наверно нужно уже иметь какой-то свой стиль или хотя бы задуманый сюжет. Рассчитывал, что идея придет после, а былаб она сразу - не велся бы, и сразу снимал что сам хотел, да и убедить девушку не составило бы труда. Что есть то есть с людьми работать уметь нужно. Прежде всего себя
чувствовать, и знать что собстна хочешь...
Цитата: От пользователя: Stix из БАНи
...а вот когда в мониторе фотоаппарата увидел что выхватил таки то что было задумано ДО... или получилась хорошая импровизация... вот в это время хватает торчЪ... как то так
Ну понятно...
Конечно, если во время съемки удается за что-то ухватиться, то потом эту идею и обыграть не будет рутиной, наоброт удовольствие.
Цитата: От пользователя: Stix из БАНи
(прервемся ибо это тема для другой темы).
Да конечно..
Относительно темы. Если
перестаешь чувствовать свой интерес съемка превращается в ремесло)))
Кто асилил книгу Лапина "фотография как..." ?
Я несколько раз принимался
Лапин - это эдакий теоретик-преподаватель от фотографии. Ну по крайней мере выделяется из общего уровня "фотошкол".
Я осилил:-)
Вообще,
учебник Арнхейма "Искусство и визуальное восприятие" первичен по отношению к этой книге.
Да, теория, но это классика для любого образования:-)
Зато реально изменяется "видение" фотографии, так сказать.
и не только для фотографов...
Змечательная книженция, user! ;-)
Можно ещё в РЕКЛАМА! НИЗЯ походить РЕКЛАМА! НИЗЯ послушать. Говорят, слушатели после окончания
других фотошкол к нему за этим и приходят. Не единственный, но достаточно известный человек сегодня в городе, кто о психологии восприятия с начинающими фотолюбителями своими здравыми мыслями делится.
Кто может заплатить больше - посещает мастер-классы Медведева. :-)
"Мастера" местной
гильдии свадебщиков не дадут мне соврать! Люблю Медведева за то, что он пытается открыть глаза слушателям на своих мастер-классах, научить видеть по-другому, и ещё настоятельно рекомендует "праадвинутым" фотографам, помимо изучения других видов искусств, учиться снимать танец. Видеооператорам это,
кстати, тоже полезно. :-D
Господа, подскажите, пожалуйста, сколько профессиональных фотографов сегодня в Лондоне? Очень нужно. ("Звонок другу" уже сделан. Друг не знает. Шанс потерян.) :-)
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)