E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, небольшие дожди

ощущается как 0

1 м/c,

вос.

724мм 94%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,59
EUR 100,27
Реклама
Мой дом Полезные статьи Белый свет не мил

Белый свет не мил

Всего месяц назад яркое свечение ксеноновых фар у автомобилистов вызывало уважение, а у инспекторов ГИБДД, напротив, не вызывало никаких претензий. Однако разъяснение к статьей 12.5.3 Кодекса об административных правонарушениях, появившееся на официальном сайте ГИБДД МВД России, резко изменило отношение к обладателям оптической опции. В возможностях газоразрядных ламп и сложившейся ситуации разбирался журнал «ГАИ».

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

В недалеком прошлом наличие ксенона считалось привилегией для избранных. В заводских условиях оснащать автомобили ксеноновым светом начали в 1990-х годах. Стоимость технологии была безумно высока и применялась только на дорогих авто, например, в Mercedes S-класса W140, Audi А8, далее пошли Mercedes Е-класса W210, BMW 5-й серии Е39, Audi А6. Необычное свечение вызывало священный трепет у автомобилистов. Рассказывают истории, когда водители жались к обочине, от греха подальше пропуская вперед автомобили с необычным светом. Кто знает — может, мэр или губернатор, или еще какой не бедный человек едет. Впрочем, они были недалеки от истины.

Технологии стремительно совершенствовались, и цены почти так же быстро опускались. Ставить ксеноновые фары на свои модели начало большинство автопроизводителей — сейчас это считается неким признаком современности марки. Очень быстро появились и центры, специализирующиеся на незаводском монтаже ксенона.

Первоначально цены у независимых установщиков тоже «кусались». В начале 2000-х годов наборы ксенонового света стоимостью $1200 могли позволить себе только состоятельные владельцы дорогих иномарок. За десять лет ситуация кардинально изменилась — сегодня это может сделать практически любой автолюбитель. Стоимость работ по установке в специализированных центрах Екатеринбурга колеблется от 500 до 2000 тыс. руб. в зависимости от сложности работы. А самый дешевый комплект ксенонового света обойдется автовладельцу всего в 2000 руб. Более того, услугу по установке ксенонового света теперь предлагают и владельцам мототехники — мотоциклов, скутеров и даже снегоходов.

В ПУЧКЕ СВЕТА

Почему автолюбители ставят ксенон? Казалось бы, ответ очевиден — чтобы улучшить освещаемость дороги. Так, да не совсем. На заре незаводского монтажа ксенонового света автолюбители выбирали его в первую очередь ради эстетической красоты. И, к слову сказать, выбирали ксенон эффектный, но далеко не самый эффективный. Дело в том, что ксеноновые лампы сильно различаются по цветовой температуре. Оптимальной считается лампа в 4300 Кельвинов, которая дает желтоватый свет. Именно такие используются автопроизводителями для установки в заводских условиях. Лампы с цветовой температурой 5000 К дают белый свет, 6000 К — бело-голубой, 8000 K — ярко-голубой. Более высокая цветовая температура ксенона вовсе не означает лучшие световые характеристики. Ярко-голубой свет в сырую погоду отражается от мокрого асфальта, от грязного снега и слепит как самих водителей, так и идущие навстречу авто. Однако специалисты помнят, что еще пару лет назад это не останавливало франтоватую молодежь: ради модной мерцающей голубизны они легко жертвовали собственной безопасностью.

Сейчас ситуация изменилась. Как рассказали нам во многих компаниях, которые мы обзвонили, автолюбители иногда приобретают наборы ксенона с белым светом, но все-таки большинство отдает предпочтение лампам в 4300 Кельвинов, дающих желтоватый свет. Именно он по своему спектру наиболее близок к естественному дневному свету, поэтому глаза меньше устают. Интенсивность его свечения в 2,7 раза выше галогена и дальше пробивает темноту, освещая дорожное полотно. А в дождь световой пучок ксенона меньше преломляется на каплях дождя и не образует так называемую «сплошную световую стену». Таким образом, на смену красоте пришла целесообразность.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Чаще всего ксенон устанавливают на ближний свет и противотуманки. Здесь есть один нюанс. В некоторых автомобилях, в частности во многих отечественных и иномарках, производимых до 2005 года, фары имеют совмещение ближнего и дальнего света, т. е. в одной лампе присутствуют две спирали, на ближний и дальний свет. Если в этом случае установить моноксенон, то дальний свет вообще пропадет. Для двухнитиевых ламп сейчас предлагается установка биксенона.

Если в машине есть две отдельные лампы для ближнего и дальнего света, ставить ксенон на дальний свет, по мнению профессионалов, нерационально. Во-первых, им не так часто приходится пользоваться. Во-вторых, для ксеноновой фары требуется некоторое время на розжиг. И если водитель, например, при повороте хочет для удобства осветить этот участок дороги дальним светом, ксенон просто не успеет сработать.

Так же, как не успеет сработать и в том случае, если вы хотите поморгать идущему навстречу водителю, предупреждая его о впереди стоящих сотрудниках ГИБДД или пропуская водителя на нерегулируемых перекрестках. Традиционная галогеновая фара срабатывает лучше. Если же в автомобиле установлен биксенон, эта проблема исчезает.

В последнее время ксенон стали ставить и в фонари заднего хода. В первую очередь это практикуют водители тонированных автомобилей и владельцы крупных авто — внедорожников и джипов. И в том, и в другом случае яркости обычных галогеновых фар не хватает для освещения пространства при движении задним ходом. Кстати, если в случае установки ксенона на ближний свет любой мало-мальски разбирающийся в этом автолюбитель может сделать это самостоятельно, то при установке ксенона в фонари заднего вида лучше обратиться к специалистам. Дело в том, что со штатными проводами ставить ксенон нельзя, может перегореть монтажный блок, замена которого обойдется гораздо дороже стоимости установочных работ в сервисе, до 15 тыс. руб. Поэтому при установке ксенона в задние фонари приходится тянуть провода через весь салон и лучше доверить это опытному электрику.

Потребность в ксеноне особенно возросла с появлением в автомобилях функции автосвета: когда при запуске автомобиля автоматически загорается свет, галогеновые лампочки стали чаще перегорать. Срок службы ксеноновых ламп гораздо больше, к тому же при установке ксенона сервис дает гарантию от шести месяцев до года. Как минимум в течение этого времени можно не беспокоиться за исправность своих ламп, в то время как при покупке новой галогеновой лампочки, гарантии нет. Кроме того, нить накаливания в галогеновой лампочке при вибрации может стрясти. У ксенона такой проблемы нет, поскольку его работа основана на совершенно другом принципе: в наполненной газом колбе образуется газовая дуга, которую стрясти невозможно.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБМАНКИ

Ксенон можно установить на любую модель автомобиля. Компании предлагают комплекты корейского, японского, китайского и даже российского производства, начиная от вполне бюджетных до люксовых марок. Как пояснил директор торгового дома «Онтарио» Алексей Пережогин, установка ксенона — несложная и недорогая процедура. В среднем у квалифицированного мастера на это уходит от 20 минут. Что касается стоимости монтажа, она, как мы уже упомянули, зависит от сложности работы. При установке на некоторые модели автомобилей немецкого производства или, например, на японскую Honda Jazz, приходится снимать фары и бампер. Естественно, стоимость работ в этом случае возрастает. Кроме того, при наличии бортового компьютера с системой самодиагностики после установки ксенона на приборной панели может загореться контрольная лампа, сообщающая об ошибке в системе освещения. Чаще всего это также происходит в немецких авто.

На эксплуатацию это не влияет. А вот убрать этот сигнал можно двумя способами. Первый путь — обратиться к дилеру и поменять прошивку бортовой системы управления. Но им практически никто из автомобилистов не пользуется, поскольку дилер, скорее всего, откажет. На этот случай все давно предусмотрели вездесущие китайцы, придумавшие переходники-«обманки». Они «заставляют» бортовой компьютер воспринимать ксенон как обычный галоген.

ЗАКОННЫЙ ВОПРОС

Насколько законна установка ксенона и является ли это вмешательством в конструкцию автомобиля, требующим оформления в ГИБДД? Во-первых, автовладельцев, машины которых находятся на гарантии у официального дилера, интересовало, не лишатся ли они гарантии при замене галогеновых фар на ксенон. Как рассказал Николай Горонович, руководитель торговой компании «Никас», занимающейся продажей ксенона, если компания имеет сертификат на данный вид работ и устанавливает сертифицированный ксенон, дилер не имеет права отказать клиенту в гарантии. Если вдруг он пригрозит автовладельцу снятием с гарантии, необходимо требовать в автосалоне-дилере письменное заключение о причинах. В худшем случае, могут снять с гарантии агрегат, вышедший из строя по причине установки ксенона. Но таких случаев у компаний, не один год работающих на этом рынке, ни разу не было.

Кроме того, поскольку установка ксенона происходит, по мнению ксенонщиков, без внесения изменений в конструкцию фар и электропроводки, все предшествующие годы регистрировать это в соответствующем подразделении Госавтоинспекции не требовалось. А если устанавливали ксенон в 4300 Кельвинов, то при правильной регулировке пучка света проблем не возникало даже при прохождении гостехосмотра.

Ситуация изменилась в один день. Управление автомобилем с установленными в фарах газоразрядными источниками света, не предусмотренными конструкцией авто, было признано правонарушением, предусмотренным статьей 12.5.3 КоАП. А наказание по ней — лишение водительских прав на срок до года. Причем, выявлять правонарушение сможет любой сотрудник ДПС, проверив маркировку фар прямо на дороге. Если ксеноновые лампы установлены на заводе, то на стекле или на корпусе фары должен быть указан тип оптики: DС, DR или DСR. Если такой маркировки нет, инспектор вправе отправить автомобиль на штрафстоянку, а также изъять водительское удостоверение нарушителя до решения суда.

Пока в Госавтоинспекции не назвали точную дату, когда разъяснение вступит в законную силу. Для этого необходимо разработать соответствующую процедуру применения КоАП. Однако уже известны случаи, когда екатеринбургские инспекторы останавливали водителей на дороге и пытались наказать за это нарушение.

Правозащитники предупредили, что это может привести к массовым акциям протеста, ведь газоразрядные лампы используют сотни тысяч водителей по всей стране. Именно так случилось, когда в декабре 2005 года ГИБДД без предупреждения ввела запрет на использование указателей поворота красного цвета. Тогда после протестных акций автолюбителей запрет был отложен.

СПРАВКА

Срок службы ксеноновых блоков практически неограничен. Что касается срока службы ксеноновых ламп, он тоже практически неограниченный, но после 2000 часов эксплуатации интенсивность свечения падает, а на 8–10 тысячах часов уже сопоставима с обычными лампами. Поэтому через 2–4 года эксплуатации или 50–100 тыс. км пробега с включенным светом рекомендуется замена ксеноновых ламп. Кстати, срок службы галогеновых ламп ближнего света — не более 700 часов.


Стоимость ксенона и биксенона для атомобилей


























*Стоимость с установкой

Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления