поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Кругосветка,   Красная Бурда,   Кинокритик,   Гороскоп,   Книги говорят,   Случайные мысли  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные



  Архив статей  
 

2016
сентябрь 

2014
январь  март 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  август  сентябрь  ноябрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  сентябрь  октябрь  декабрь 

2011
апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  октябрь  ноябрь 

2009
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  ноябрь  декабрь 

2008
август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 




  E1 > Отдых > Книги говорят  
 
17 октября 15:53

Игорь Сахновский. «Острое чувство субботы»

Лев Данилкин

«Человек, который знал все», «Насущные нужды умерших», теперь вот «Суббота» — и каждый раз диву даешься, до чего музыкальна проза Сахновского: ритм, интонация, лучшие слова в лучшем порядке, легкость в мыслях необыкновенная — как это у него вытанцовываются такие складные абзацы? Иной раз на мысли себя ловишь — да нет, ну это не рассказ, это рок-концерт какой-то: писатель с гитарой на сцене прыгает, а зал беснуется от восторга. А чего ж: бог дал и слух, и воображение, и чувство меры, и талант комедиографа.

Сахновского часто сажают в клетку с надписью «писатель про любовь», как будто он какой-нибудь Олег Рой; это неточно. Сахновский — мастер улавливать в повседневной жизни зоны, где случается нечто неправдоподобное; помнится, у него был рассказ о ссорящихся любовниках: она срывает обручальное кольцо, он швыряет его в окно, кольцо рикошетит об прут решетки — и вновь возращается; занавес. Вот «сюжет Сахновского»: история про то, как воздух из прозрачного вдруг становится цветным; как подходящие друг другу люди умудряются находить друг друга в толпе «ненужных», «неправильных». Метаморфоза эта — когда большое чувство генерируется из каких-то полулюбовей, полуфлиртов — часто происходит на пустом месте, причем феномен этот повторяется, из чего ясно, что способность находить идеального партнера — обнаруживать неслучайное в море хаоса — заложено эволюционно, это особенность человека как вида.

Сначала кажется, что «Острое чувство субботы» — роман в «сахновских» рассказах. Герои разные, но все это жители одного города, и они как-то связаны друг с другом; формальный общий знаменатель — грамматика, повествование от первого лица. Вот уж это «я» так «я»: рассказчик якает не как все кто ни попадя — просто чтоб история выглядела поубедительнее да поестественнее, а моделирует для каждого «я» целый мир, в ручном режиме; это полноценные, яркие, «цветные» «я» — у каждого своя речевая манера, не спутаешь с другой. Виртуоз, что тут скажешь; так-то оно так, однако ж в третьей трети книги выясняется, что автор не планировал делать из этих своих «я» никакого «они». Сахновский-комедиограф и Сахновский-лирик пропускают на авансцену Сахновского-экспериментатора. Ни с того ни с сего — после того как повествование набирает здоровую инерционность, принцип появления и взаимодействия друг с другом персонажей ясен и ждешь того, что цепь замкнется, — композиция рушится, и роман отменяется. Сначала воспроизводится монолог — похоже, невыдуманный — жены аукциониста, «который продал ЮКОС». Затем — история про шведскую лесбиянку, вторгающуюся в семью Набоковых. Потом выполненная в сказовой манере история про Венецию XVI века. Потом — некое упражнение в искусстве магического реализма, про 1982, что ли, год. Сугубо частные истории — и при чем тут ЮКОС, спрашивается? Что означает это амальгамирование фикшна и нон-фикшна? Это исследование, что ли, жизни чувств в экстремальных социальных обстоятельствах? Демонстрация пошлости окружающего мира, особенно неприглядной, когда рядом — настоящая большая любовь? Может, и так; в роман, однако, истории не интегрируются; цветной воздух уносится в вентиляцию; Сахновский сначала выстроил удивительный дом с привидениями — а затем сам выпер их всех к чертовой матери. Странный случай, когда представление автора о вседозволенности, которую дает талант, сыграло с ним дурную шутку.

Источник: Афиша.ru

Фото: afisha.ru

просмотров: 7945

  E1 > Отдых > Книги говорят  
 
23.09.2016 14:12 Критика стерильного разума

Критика стерильного разума

Буквы про нового Пелевина.


13.03.2014 15:34 «Океан в конце дороги» – сказка, которой так не хватает

«Океан в конце дороги» – сказка, которой так не хватает

Лучший роман Великобритании 2013 года.


30.01.2014 11:15 «Белый отель» – от порнографии до психоанализа

«Белый отель» – от порнографии до психоанализа

Роман-обманка с оглушительным финалом.


09.01.2014 14:56 «Время смеется последним» – негрустный роман с грустным названием

«Время смеется последним» – негрустный роман с грустным названием

Книга о том, как уходит молодость и что с этим делать.


12.11.2013 09:44 «Невидимки» — цыганский роман

«Невидимки» — цыганский роман

Стеф Пенни о черной крови, семейных тайнах и родовом проклятии.


27.09.2013 16:17 Шекспир по-хулигански

Шекспир по-хулигански

“Король Лир” на новый лад от комика Кристофера Мура.


02.09.2013 11:06 Что такое хорошо и что такое плохо

Что такое хорошо и что такое плохо

Уильям Пол Янг и его роман «Перекрестки» о вере и смысле жизни.


09.08.2013 11:19 «Большая грудь, широкий зад» и пышные формы китайского романа

«Большая грудь, широкий зад» и пышные формы китайского романа

Произведение нобелевского лауреата по литературе 2012 года


17.06.2013 11:24 «Отраженная в тебе». Фонтан бульварной эротики... или не фонтан

«Отраженная в тебе». Фонтан бульварной эротики... или не фонтан

Бульварный роман с кричащей аннотацией и огромным тиражом.


21.05.2013 10:34 О вечном и новом: «Абсолютист» Джона Бойна

О вечном и новом: «Абсолютист» Джона Бойна

Джон Бойн о том, можно ли остаться человеком в нечеловеческих условиях.


1 ... 13     1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9