Что мы знаем о цыганах? Да почти ничего. Говоря о них, мы представляем либо романтический образ гордых свободолюбивых людей, воспетых в кино и литературе, либо грязных воров и попрошаек, докучающих горожанам. Последнее, как правило, в нашем сознании преобладает. Что на самом деле представляет собой изолированный мир табора, нам мало понятно, да и, по сути, неинтересно. Новый роман британской писательницы Стеф Пенни под названием «Невидимки» в приятной и ненавязчивой форме позволяет хотя бы отчасти разрушить распространенный стереотип о цыганах и взглянуть на них по-новому.
Англия двадцатилетней давности. Главный герой — частный детектив Рэй Лавелл – получает задание отыскать цыганскую девушку, без вести пропавшую вскоре после своей свадьбы. Ее новая семья утверждает, что Роза попросту сбежала с другим мужчиной. Однако есть подозрение, что ее может не быть в живых и виной тому — ее муж и свекор.
Жанр «Невидимок» можно определить как детектив. Все действие крутится вокруг пропавшей Розы, семьи ее мужа Иво Янко и сыщика Рэя Лавелла, самого наполовину цыгана. Отдавая должное писательнице, надо сказать, что сюжет она закрутила лихо. Пока читаешь, в голове возникают тысячи теорий, но концовка оказывается настолько неожиданной, что в дребезги разбивает их все. Аннотация обещает, что финальный поворот событий заставит вздрогнуть. Допустим, вздрогнет не каждый, но удивятся многие.
Цыганский мир в романе служит больше экзотическим колоритным фоном, нежели самостоятельной развернутой темой. В книге нет глубокого, подробного экскурса в жизнь этих людей, хотя у читателя и появляется возможность приблизиться к пониманию их менталитета. Роман развенчивает некоторые клише и проливает свет на определенные взгляды. Например, на положение женщины в цыганском обществе. Девушка – это рабыня своего отца и братьев, а потом мужа и сыновей. Она должна терпеть абсолютно все, даже побои.
В романе можно встретить еще немало явлений, характерных для цыган и для других традиционных обществ: огромную роль обычаев, распространенность суеверий, понятия чистой крови и не только. Сохранение традиций здесь ценится выше, чем развитие. Главное в этом мире – быть чистых (черных) кровей, иметь как можно меньше общего с горджио (нецыганами) и жить свободно, т. е. постоянно кочевать. Однако этот мир исчезает, а молодое поколение становится все больше похожим на горджио и меняет походные трейлеры на обычные дома. Стеф Пэнни открыто не выносит отрицательную оценку старому цыганскому образу жизни и укоренившимся взглядам, однако читатель догадывается, что она явно за молодых. Симпатии автора, а потом и читателей, оказываются на стороне самых юных героев, которые лишь страдают от традиций и не разделяют отжившие свое ценности.
Роман «Невидимки» — хорошая интересная книга на одни раз. В ней нет глубокой философии, надолго запоминающихся персонажей или попыток ответить на вечные вопросы. Но есть интрига, бесспорно увлекательный сюжет и обаятельные герои. Кроме того, произведение Стеф Пэнни хоть отчасти, но разрывает укоренившийся шаблон, тем самым расширяя нашу культурную компетентность, а это уже немало.