поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы,   Фотоконкурсы,   Розыгрыши,   Рестораны, кафе,   Рецепты,   Бизнес-ланчи  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Кругосветка,   Красная Бурда,   Кинокритик,   Гороскоп,   Книги говорят,   Случайные мысли  |  Каталог:  Турфирмы,   Пейнтбол,   Сауны,   Бани,   Загородный отдых,   Товары для спорта и отдыха  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные



  Архив статей  
 

2016
сентябрь 

2014
январь  март 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  август  сентябрь  ноябрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  сентябрь  октябрь  декабрь 

2011
апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  октябрь  ноябрь 

2009
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  ноябрь  декабрь 

2008
август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 




  E1 > Отдых > Книги говорят  
 
31 марта 20:21

"Бэтман Аполло": суета вокруг протеста

Анна Наринская, "Коммерсантъ"

Вышел новый роман Виктора Пелевина "Бэтман Аполло". АННА НАРИНСКАЯ прочитала его и расстроилась. Но не обиделась.

Эта книга написана специально, чтобы вызвать раздражение у таких, как я. Нет, не вся целиком, а в той своей разрекламированной части, которая про протесты. То, что там написано, по определению должно, ну если не задевать, то как-то царапать тех, кто протестам сочувствовал, тех, кого волнует судьба нынешних заключенных, которых такие, как я, называют политическими, а Пелевин представляет как неумных и безвольных заложников гламура и дискурса.

В этом есть определенная смелость — ведь такие, как я, в принципе и есть читатели Пелевина. И, даже сидя в своем окопе, или где он там сидит, он не может не понимать, что, аттестуя события прошлого года как "гламурные волнения, когда дамы света в знак протеста против деспотии перестали подбривать лобок, а их любовники-олигархи вынуждены были восстать против тирана", он отвращает от себя своих же пропагандистов — тех, кто когда-то объявил "Чапаева и Пустоту" главной книгой девяностых.

То есть автор демонстративно показывает, что с настроениями потенциальной аудитории считаться не собирается и что вообще если его и волнует чье-нибудь мнение, так только мнение Будды.

Но эта поза тут вообще не работает. Потому что каламбуры здесь довольно тупые (""Гроза двенадцатого года", также известная как "революция п...атых шубок"", ""Pussy Riot" и "дело Мохнаткина"" — в "Коммерсанте", например, заголовки, построенные на игре с фамилиями, всегда считались делом последним, уже практически ниже плинтуса). А рассуждения здесь довольно вторичные ("Ухитриться даже из либерализма сделать грязную советскую неправду — это уникальное ноу-хау российского околовластного интеллигента, уже четверть века работающего подручным у воров" — этот пассаж, например, выглядит копипастом из какой-то фейсбучной дискуссии). И потому что читать вот сейчас у Пелевина, что протесты — это кремлевско-чекистский проект (сам-то Кремль, конечно,— тоже проект зловещих низших сил, которые, в свою очередь, тоже кого-то там проект; в симпатии к теперешней российской власти этого писателя все же упрекать не приходится),— это не раздражает, а скорее, наводит на плодотворные раздумья. О том, до чего же можно дойти, если эдакой мертвой хваткою держаться за позицию самоутешительного презрения.

То есть даже этой своей задачи — раздразнить и раздразнить по-настоящему таких, как я, новый пелевинский роман не выполняет. Он, надо сказать, вообще никаких задач не выполняет. Даже такую очевидную, как заинтересовать читателя. Причем, казалось бы, тут тебе и влюбленные вампиры, и граф Дракула, и овеществляющиеся компьютерные игры, и трипы в загробную жизнь — это ведь просто постараться надо, чтоб было скучно. Но скучно очень.

Кстати, все то, что про протесты,— это такая вставная челюсть в новый пелевинский роман. И это вообще совсем не длинное и совсем не главное: для автора на сей раз важно не подобрать магически-конспирологический ключ к действительности, а высказать разнообразные глубокие мысли о смерти и небытии, об одиночестве и страдании. То есть "Бэтман Аполло" — это, можно сказать, классический роман идей. Только, в отличие от, например, "Волшебной горы" Томаса Манна, идеями обмениваются здесь не адвокат-прагматик и иезуит-мистик, а граф Дракула и огромная самка летучей мыши — так и времена ведь изменились.

Начинается "Бэтман Аполло" ровно там, где закончился "Ампир "В"": это сиквел того вампирского романа семилетней давности. Главный герой тот же — молодой вампир Рама, да и вся диспозиция повторяется. Вампиры подпитываются "баблосом", являющим собой некий метафизический концентрат денег, и морочат людей при помощи гламура и дискурса, являющих собой "электроды, между которыми возникает ослепительная дуга, скрывающая от человека все остальные аспекты бытия". (В первом романе объяснялось гораздо проще и смешнее: "Гламур — это секс, выраженный через деньги, дискурс — это секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет").

Но если в "Ампире "В"" автор еще снисходил до того, чтоб как-то заниматься сюжетом, то сейчас ему совсем не до этого. То есть события в "Бэтмане" имеются, но все они какие-то проходные и необязательные. Следуя сформулированному в авторском послесловии завету Сэмюэла Беккета, "который, кажется, говорил, что если в первом акте на сцене стоит виселица, то в третьем она должна выстрелить", Пелевин хотя и рассыпает по первой части повествования намеки, которые, как виселица, выстреливают в конце (такая мастеровитость при нем осталась), однако делает он это без всякого видимого, вернее, прочитываемого увлечения.

Увлеченность же, собственно, имеется вот где. "Наши "я" цикличны и зависят от пейзажа. Они так же мало отличаются друг от друга, как бесконечные поколения амазонских индейцев или тамбовских крестьян... Но надолго понять, что в человеке нет настоящего "я", некому. Любое "я", которое это понимает, через миг сменяется другим, которое об этом уже не помнит". И так почти пятьсот страниц.
Со времени "Чапаева и Пустоты", где тоже было много (хоть и не столько) такого, это все как-то захваталось, заветрилось и выветрилось. Вообще эти бесконечные философские разговоры в "Бэтмане Аполло" больше всего напоминают беседу двух выпендривающихся друг перед другом первокурсников за столиком в недорогой кофейне: каждый хочет поразить другого мудростью невероятной глубины и парадоксальности и именно поэтому неизменно произносит банальность. У Пелевина это, конечно, куда больше повторы себя, чем повторы других, но впечатление именно такое.

Хотя нет, есть там и яркие мысли. Например, что фраза "Don't suck my dick" более оскорбительна, чем традиционное "Suck my dick". Такой, как я, это и в голову не приходило. А ведь правда.

Анна Наринская, "Коммерсантъ"


просмотров: 5750

  E1 > Отдых > Книги говорят  
 
31.03.2013 20:21 "Бэтман Аполло": суета вокруг протеста

"Бэтман Аполло": суета вокруг протеста

Считаться со своей аудиторией автор не собирается.