поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Гостиницы,   Курсы валют  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
12 октября 17:23

Приемная кампания 2010. Часть 2. Плата за обучение

Андрей Попов, cappadokia@yandex.ru

Продолжаем публиковать результаты обзора приемной кампании 2010 года в вузы Екатеринбурга. В первой части мы рассказали о конкурсе и наиболее популярных специальностях на бюджет, в этой речь пойдет о стоимости обучения и доли платного образования.

Прежде всего, нельзя не отметить, что практически во всех вузах количество первокурсников, поступивших учиться, говоря казенным языком, «с возмещением затрат на обучение» ощутимо превосходит количество тех, за чье образование платит бюджет. Это касается как универсальных, так и специализированных высших учебных заведений. Так, к примеру, в УрГУ (здесь, как и далее считается вместе с заочниками) на бюджет поступило порядка 1000 человек, в то время как на платное – порядка 2300. Университет путей сообщения – 916 бюджетников и более 1800 контрактников. УрГЭУ – около 600 бюджетных первокурсников и порядка 1700 контрактников. Академия Госслужбы – при 60 бюджетных местах имеет 145 платных. Как видно, в среднем «казенных» студентов в два раза больше, чем тех, кто оплачивает «свет знаний» из семейного кармана. Равновесие наблюдается в Горном университете: поступивших на бюджет (820) немного меньше, чем студентов с «возмещением затрат» (900). Лишь в двух из 11 предоставивших информацию вузах наблюдается превышение числа бюджетников над числом, студентов, поступивших по контракту: в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) - 750 бюджетников и порядка 400 контрактников, и в Юракадемии - из 2060 поступивших 1200 бюджетники.

Правда, следует уточнить, что во многих вузах это еще не окончательные цифры, так как на момент конца сентября, когда собирались данные, набор «платников» и заочников активно продолжался.

А теперь несколько подробнее о том, куда и как распределяется этот поток человеко- рублей.

Высокий спрос кошелька
Общий поток наиболее востребованных «платниками» специальностей не сильно отличается от того, чем интересуются бюджетники. К примеру, в УрГЭУ направления, больше всего привлекшие первокурсников-контрактников – это «национальная экономика» (135 человек) и «мировая экономика» (75), «финансы и кредит» (115), «бухучет» (50), «социально-культурный сервис и туризм» (55), «экономика и управление на предприятии» (61). В РГППУ наиболее популярные у «поступающих вообще» специальности («институт экономики и управления» и «институт социологии и права») так же набрали больше всего платных студентов: 68 и 78 человек соответственно. Факультет-рекордсмен в Горном Университете - инженерно-экономический (1800 заявлений на 80 бюджетных мест), в результате набрал 184 человек на контракт, что в пять раз больше, чем ближайший его конкурент из других факультетов того же вуза.

В УрГУ традиционно высоко число желающих платить за обучение на международных отношениях (65 человек), менеджменте, маркетинге и рекламе в СМИ (ММР в СМИ) – 60 человек, иностранных языках (в сумме английский, французский и немецкий -70 человек контрактников), связях с общественностью (150 вместе с заочниками), психологии (100), прикладной информатике (65 человек).

Но не думайте, что все так гладко и прозрачно, как может показаться. Есть в вопросах выбора платного обучения и свои сюрпризы. К примеру, самое фееричное исключение. Оказывается больше всего студентов-контрактников в УрГУ в абсолютном выражении на специальностях «философия» и «религиоведение» (в сумме) – 110 платников-очников и 150 платников-заочников (то есть 250 человек) при 20 бюджетниках-очниках на философию, 10 заочниках и всего 4 бюджетниках-заочниках на религиоведении.

Не всегда бывает и так, что большой конкурс на бюджет по той или иной специальности означает потенциально большое число контрактников на эту же специальность. К примеру, если в Горном на уже упоминавшемся инженерно-экономическом факультете совпадение полное: высокий конкурс на бюджет и рекордный набор на контракт на одном и том же факультете, то в УрГУ в рамках матмеха картина совсем другая. Самый высокий конкурс на бюджет был на специальность «Компьютерная безопасность», там на 20 мест приходилось более 240 человек. Но платно пошли учиться только 10 человек. При этом на специальность «Компьютерные науки» конкурс был 7 человек на место, а платно пошли учиться 50 человек. И даже просто «Прикладная математика», на которой изначально было 100 бюджетных мест, набрала 30 контрактников, в три раза больше, чем высококонкурентная «Компьютерная безопасность». То есть люди рвались на эту специальность на бюджетные места больше, чем на остальные, а когда не поступили, «платниками» учиться не пошли. Отмечу, что стоимость обучения на всех этих специальностях внутри факультета одинакова – 42 тысячи рублей в семестр. Кстати о стоимости.

Несколько слов, наверное, самых важных слов в вопросе платного обучения - о том, во сколько оно обходится.

Цена знаний
Самым дорогим платным высшим образованием в нашем городе определенно является программа «двух дипломов» на экономическом факультете УрГУ (совместно с ГУ ВЭШ)– стоимость ее прохождения составляет 95 тысяч рублей за семестр, то есть 190 тысяч в год.
Еще из относительно дорогих и востребованных в том же УрГУ в рамках экономического – мировая экономика и маркетинг, финансы и кредит – 60-65 тысяч в семестр.

Но это скорее исключение из правил. В среднем высшее образование с возмещением затрат обходится студентам и их семьям в 25-40 тысяч рублей в семестр. В эту вилку укладываются процентов 70 всех специальностей в рассмотренных 11 вузах. Финансовые и экономические специальности идут дороже, здесь вилка от 35 до 50 тысяч рублей в семестр.

В остальных случаях никакой особой системы выделить не удалось, разве что навязчивое наблюдение – стоимость образования в универсальных и обладающих раскрученным именем вузах выше, чем в специализированных. К примеру, и УрГУ, и нынешний еще пока по сути УПИ берут со своих студентов в среднем на 15-25% больше за специальности с теми же названиями, чем остальные рассмотренные вузы. Исключение составляют юридические специальности, на которые УрЮА и УрАГС держат свою планку цены (порядка 50 тысяч за семестр).

А еще на рынке есть некоторые специальности, на которые сейчас вообще набирают исключительно или почти исключительно контрактников. И при этом группы набираются, что говорит о готовности платить. Например:

Прикладная информатика (бизнес-информатика)
PR и реклама
Маркетинг
Финансы и кредит
Международная журналистика
Маркетинг, менеджмент и реклама СМИ
Клиническая психология (несколько неожиданно)
Туризм
Лингвистика

Особо отмечу, что УрГЭУ удалось даже сформировать группу из 20 платных студентов (бюджетных мест нет), желающих обучаться на бакалавра по «Инноватике». Стоимость 26 тысяч в семестр.

Это, конечно, не полный список, но уже он показателен. Хорошо видно, что перед нами смесь из прикладных и просто брендовых (раскрученных) профессий, получение знаний и навыков по которым, не то что не гарантирует, но даже не сильно повышает шансы на высокую оплату труда. Разве что у IT-специальностей все несколько по-другому, но в этой сфере очень высоко значение самообразования, и вклад вуза, а тем более роль «корочки», как правило, невелики.

В итоге хотелось составить небольшую сопоставительную таблицу по стоимости аналогичных специальностей в разных вузах. Но от этой идеи пришлось отказаться. Во-первых, информации по стоимости разных программ маловато, во-вторых – и это очень важно – название специальности - это еще не сама специальность (как название вакансии – еще не определяет то, чем вы будете заниматься). Сопоставлять надо программы, преподавательский состав, количество и качество практики в ходе обучения, и в итоге – стоимость. В противном случае вы рискуете сравнивать коробки с одинаковыми надписями, косвенно догадываясь о содержимом этих коробок по их размерам.

Пока, к сожалению, выбор платного обучения абитуриентом происходит именно так: покупают название специальности и вуз, а не саму учебную программу и преподавателей. И в этом, как мне кажется, главное отличие вузовского образования от бизнес-образования и главный источник его бед.

   просмотров: 13102


  E1 > Бизнес > Образование  
 
05.10.2010 09:58 Итоги приемной кампании в вузы Екатеринбурга. Часть 1

Итоги приемной кампании в вузы Екатеринбурга. Часть 1

Самые популярные специальности и влияние ЕГЭ на их выбор.


12.10.2010 17:23 Приемная кампания 2010. Часть 2. Плата за обучение

Приемная кампания 2010. Часть 2. Плата за обучение

Что и за сколько покупают абитуриенты в вузах Екатеринбурга?


18.10.2010 11:54 Просто университет

Просто университет

Даже при максимальном напряжении сил у УрФУ очень мало шансов попасть в число мировых университетов.


21.10.2010 15:30 Четыре плюс два

Четыре плюс два

Бакалавриат и магистратура в приемной кампании 2010.