поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Гостиницы,   Курсы валют  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Каталог:  Юридические услуги,   Бухгалтерские услуги,   Транспортные услуги,   Клининг  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
01 ноября 11:07

Что делать с российскими вузами

Игорь Федюкин, Forbes

«Происходящее в половине российских вузов нельзя назвать образованием», - сказал мне на днях высокопоставленный и весьма осведомленный сотрудник одного федерального ведомства. «Скорее, в двух третях», - поправил я. «Пожалуй», - согласился собеседник.

Понимание степени распада и загнивания нашего высшего образования нарастает, но, что следует делать, понятнее не становится. Вернее, остро необходимые, абсолютно насущные меры настолько очевидны, что наш подход к проблеме становится однобоким. Изучение высшего образования и в России, и во многих других странах, особенно развивающихся, строится вокруг передовых, наиболее успешных мировых практик и моделей. Грубо говоря, всем нам — французам, россиянам, китайцам, индусам — хочется завести у себя новый Гарвард, и потому больше всего нас интересует, как этого добиться. Рейтинги, государственные программы поддержки ведущих вузов, общее нарастание глобальной конкуренции в академической сфере: все заставляет и специалистов, и общественность, и политиков уделять основное внимание историям успеха. И это правильно: пытаться строить собственные гарварды надо, передовые практики и истории успеха важны — но в каком-то смысле сегодня пора думать и о другом.

Дело в том, что сегодня — рискну утверждать — мы уже и так вполне достаточно знаем, как построить хороший университет. Хороший не значит выдающийся, конечно: появление выдающегося, блестящего университета — это во многом еще и вопрос случайности и непредсказуемого совпадения внешних факторов. Но в целом, создание достойного, конкурентоспособного вуза нестыдного уровня качества — это задача технологическая. Понятна модель, понятны системы управления и обеспечения качества, понятны необходимые шаги, включая приемы отбора преподавателей и оценки качества их работы. Требуются лишь ресурсы, политическая воля сделать все правильно и готовность подождать лет 30-40.

Гораздо хуже, однако, мы понимаем, что делать с плохими вузами. Конечно, всегда было ясно, что университетов высшего качества и в России, и в любой другой стране будет немного, но сотни прочих вузов остались вне сферы нашего внимания. Между тем именно они задавали и будут задавать «среднюю температуру по больнице» в России и не только. И минимальный реализм требует признать, что в обозримом будущем эти вузы так и останутся очень-очень плохими. У нас не хватит на них ресурсов. Мы не сможем просто их все закрыть. Мы не сможем уволить из них всех неквалифицированных, коррумпированных, потерявших самоуважение и интерес к своему делу преподавателей — и по политическим соображениям, и потому, что потрать мы хоть весь федеральный бюджет на приглашение иностранцев, заменить такое количество преподавателей физически невозможно. Признаваться в этом нам неприятно, и мы тратим миллиарды, делая вид, будто некоторые из них могут превратиться во что-то приличное. Это иллюзия. Но альтернативной стратегии — что делать с этими вузами, если признать иллюзорность их претензий на глобальное лидерство через 5-10 лет, — у нас нет.

Хотим мы этого или нет, нам придется жить в ситуации, когда большинство вузов очень плохи. Более того, мы в этом не одиноки: понятно, что такой же будет ситуация и в целом ряде других развивающихся стран. К сожалению, институциональный коллапс университетов в этих странах оказывается не временной аберрацией, а нормой; коррумпированные системы, где происходящее невозможно назвать образованием, являются вполне устойчивой бизнес-моделью. Поэтому кроме изучения историй успеха нам пора озаботиться изучением историй устойчивого существования дисфункциональных, продажных, неэффективных систем — и не только в России, и не только в образовании. Только в этом случае у нас может появиться реалистичная и конкретная программа действий в отношении подавляющего большинства отечественных вузов.

Автор — директор по прикладным исследованиям РЭШ

www.forbes.ru

Просто университет
Даже при максимальном напряжении сил у УрФУ очень мало шансов попасть в число мировых университетов.

   просмотров: 6552


  E1 > Бизнес > Образование  
 
01.11.2010 11:07 Что делать с российскими вузами

Что делать с российскими вузами

Коррумпированные системы, где происходящее невозможно назвать образованием, стали устойчивой бизнес-моделью.


02.11.2010 14:39 Самая новая специальность

Самая новая специальность

Кому нужны инноваторы?


10.11.2010 17:03 Средне-специальное счастье

Средне-специальное счастье

Крик души преподавателя екатеринбургского вуза.


19.11.2010 12:02 Коммерческий запрос

Коммерческий запрос

Какие коммерческие вузы работают в Екатеринбурге?


25.11.2010 18:37 Олимпиада Ивановна

Олимпиада Ивановна

Вузы борются с олимпиадами как средством обойти ЕГЭ.