поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Технологии,   Гостиницы,   Бизнес-образование,   Курсы валют,   Тендеры  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Каталог:  Юридические услуги,   Бухгалтерские услуги,   Транспортные услуги,   Клининг  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
14 мая 12:22

Президент как духовная ценность

Андрей Попов, cappadokia@yandex.ru

Около месяца назад моя знакомая, работающая преподавателем обществознания в одной из гимназий Екатеринбурга, прошла переподготовку для обучения детишек младшей школы новому предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКиСЭ). Ставший уже скандальным предмет ввели в российских школах с этого учебного года, однако ставить в учебную программу начали только в четвертой четверти - в апреле. Так предполагается по программе: новый предмет будут преподавать в 4-ом классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть). То есть детям 9 – 11 лет.

В ходе прошедшей в мартовские каникулы переподготовки екатеринбургским преподавателям, наконец, была представлена сама учебная программа и методические рекомендации по предмету. Уже упоминавшаяся знакомая поделилась со мной этими занятными документами – прежде всего, программой, которую представили учителям в качестве основы всего курса. В программе, как и сообщалось ранее в прессе, содержатся планы преподавания 4-х «религиозных культур» (православной, исламской, иудаистской и буддистской), светская этика и «смешанный предмет» - основы мировых религиозных культур. Естественно, каждый курс имеет свои содержательные особенности, но есть и общие для всех направлений моменты , которые сразу бросаются в глаза.

Родимые пятна патриотизма

Среди ряда нейтральных и чисто методических рекомендаций (как вести уроки) есть и немало интересных содержательных моментов.

Прежде всего, нельзя не отметить, что в программе заметную часть занимает вопрос диалога культур и гражданского согласия. Формально все элементы курса равны – по 34 учебных часа на каждый предмет вместе с общими модулями (вроде вступительных уроков), и учебная программа построена на основании идеи веротерпимости и светскости. Никаких перекосов в сторону того или иного предмета (религии) нет.

Во-вторых, и это самое яркое впечатление – красной нитью сквозь все предметы курса проходят термины и понятия, формально никак не связанные с изучаемым предметом. Общие модули, объединяющие между собой все предметы – это своеобразные уроки патриотизма. На них (а такие уроки предусмотрены в начале и в конце курса) младшеклассникам рассказывают о понятиях Россия, Родина, Патриот, Отечество, Столица, Президент, Государственные символы. Не забывают добавить и то, что якобы население нашей страны всегда отличалось некой особенной любовью к Родине и Отечеству. А озаглавлено все это как «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». Под такой заголовок с трудом тянут даже Патриот или Отечество, но с каких пор духовной или нравственной ценностью стал Президент РФ?

А чего стоит предполагающееся на одном из первых уроков прослушивание четвероклассниками (детьми 9-10 лет) государственного гимна и вопроса учителя «Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России?».

В том же духе в завершающей части курса предусмотрены и творческие работы. Скажем, среди вполне уместных в рамках предмета «этика» тем «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества» или «Мое отношение к миру» неожиданно появляются «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)».

Проблемы опять же не в том, что темы чем-то плохи. А в том, что преподавать ученикам младшей школы в рамках курса «основа светской этики» идеи и ценности служения Родине, мягко говоря, странно.

Третья черта всей программы – ее относительная ограниченность и упрощение в изложении именно специализированного материала. В частности, православие почти везде тождественно христианству, как будто великой западно-христианской религиозной культуры вообще нет на свете. Интересно, что отдельной сноской в этой части программы указывается - для работы с терминами и понятиями необходимо использовать материалы православных словарей.

Или, например, в материале по исламу не упоминается его разделение на суннитский и шиитский (и ни слова про современные течения), без чего невозможно говорить об исламе, как о религии.

Познакомившиеся с программой многие екатеринбургские преподаватели отмечают, что на главную ее составляющую – священные тексты религий - отпущено крайне мало времени по сравнению с общими рассуждениями.

Державные сказки

Конечно, вполне понятно, что содержание курса, учитывая возраст аудитории – это, по сути, детские сказки. Это своеобразные адаптированные рассказы о религии, где главной целью является непременно первым заполнить «свято место» в сознании ребенка. Рассказать ему о религии и религиозной культуре, этике и морали до того, как эту нишу займут бессистемные знания и слухи «большого мира». И на этом фоне радует, что весь курс сделан безоценочным, то есть детям не предлагают соревноваться в изучении таких тонких материй на оценку.

Настораживает другое – рамки державного воспитания, в которые заключены уроки ОРКиСЭ. Дело ведь не в том, что детям вообще не нужно рассказывать о патриотизме и родине, но зачем втискивать это в религиозную культуру. Зачем изображать, будто у каждого из нас есть с рождения некоторая предопределенная участь быть верными конкретным герцу, флагу и группе лиц работающих за краснокирпичной стеной в городе на Москва-реке.

Если так дальше пойдет, то у нас есть риск вновь скатиться к триаде православие, самодержавие и народность только с поправкой на нанотехнологии.

   просмотров: 5268


  E1 > Бизнес > Образование  
 
04.05.2010 12:55 Здравствуй, дорогая школа

Здравствуй, дорогая школа

Часть школьных уроков официально станут «необязательными» и платными.


13.05.2010 11:39 Лишние университеты

Лишние университеты

Государство не смогло отобрать вузы, способные конкурировать в глобальном масштабе.


14.05.2010 12:22 Президент как духовная ценность

Президент как духовная ценность

По какой программе преподают светскую этику и религиозную культуру нашим детям.


25.05.2010 13:56 Тест на будущее

Тест на будущее

Как подготовить старшеклассника к выбору профессии?