поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Технологии,   Гостиницы,   Бизнес-образование,   Курсы валют,   Тендеры  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Каталог:  Юридические услуги,   Бухгалтерские услуги,   Транспортные услуги,   Клининг  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
25 мая 13:56

Тест на будущее

Андрей Попов, cappadokia@yandex.ru

В школе большинство из нас проходило всевозможные тесты, о которых нам говорили, что они помогут определить, чем лучше нам заниматься в жизни. Набор разноплановых вопросов на тему будущей профессии в подростковом возрасте казался невнятной игрой, и не ясно было, как именно он может способствовать выбору «дела всей жизни». Сейчас такие тесты стали нормой для большинства школ. Однако профориетация шагнула далеко вперед, и оказалось, что в ней теперь заинтересованы не только сами ориентируемые, но и их потенциальные работодатели. А главное – стало больше вариантов не только тестовой, но и жизненной профоритеации.

Научный подход

Родители старшеклассников на многое готовы, чтобы помочь своим чадам определиться с выбором профессионального пути. Вполне понятно, что в возрасте 14-17 лет (9-11 классы) такой выбор самостоятельно мало кто может сделать, а идти по стопам предков способны не все. Поэтому в школьной системе быстро стали популярны различные «научные» методы, помогающие подросткам сориентироваться в мире профессий. Формы тут самые разные: информационные лекции, курсы школьных предметов «Мой выбор», презентации учебных заведений и предприятий, тренинги и тесты.

«Если мы говорим о наиболее массовом варианте профориетации - профориентационных тестах, то выясняется, что выбор не так уж и велик, - рассказывает Анна Назарова, руководитель отдела развития карьеры Кадрового центра «Метрополис». - До сих пор большинство тестов основаны на классической методике Климова. Они доступны в интернете, где в открытом доступе самостоятельно можно посмотреть популярные методики НПФ «Амалтея»: «Профи1», «Профи2» и «Профи3» - соответственно возрасту учащегося. Методика представляет собой набор часто используемых тестов, можно пройти как часть из них, так и все полностью».

Другая популярная методика – «Ориентир», выпускается ООО «Иматон» (СПб). Методика представлена в двух вариантах: для групповой работы (можно установить на все компьютеры кабинета информатики) и для индивидуальной (в основном, для работы психолога с клиентом).
На одном из крупнейших проектов по профориетированию - www.proforientator.ru - можно более подробно ознакомиться с некоторыми из этих текстов и бесплатно пройти их.

Кроме того, в Екатеринбурге в ряде учебных центров и агентств предоставляют услуги платного профориетирования в виде тестов и консультаций, которая предназначена для дополнительной «расшифровки» результатов теста. Стоимость такой услуги колеблется от несколько сотен рублей до 2-3 тысяч, хотя, понятно, бывает и дороже. Естественно, удовольствие оплачивается родителями.

Нам бы средненьких

Как выясняется, виды на старшеклассников есть и у работодателей. К примеру, уже не первый год в Екатеринбурге реализуется проект «Профи-дебют», целью которого является профессиональная ориентация старшеклассников. В рамках проекта школьников 9-11 классов анкетируют, выявляя их пристрастия к той или иной профессии, знакомят с учебными заведениями.

Но самое главное – ребята имеют возможность посетить предприятия Екатеринбурга, на которых когда-нибудь, возможно, и будут работать. Причем экскурсии, являющиеся ядром всего проекта, организуются, прежде всего, на предприятиях, где ощущается острая нехватка людей со среднеспециальным образованием.

Подобные мероприятия позволяют поднять престиж непопулярных профессий. Поддерживают проект участники некоммерческого партнерства «Альянса» – а это крупнейшие торговые сети и производственные предприятия региона. Исполнительный директор «Альянса» Алексей Подоляко в свое время так комментировал эту инициативу предпринимателей: «Нас не может не тревожить, что из года в год подавляющее большинство выпускников школ рвутся в вузы. В то время как бизнес нуждается, прежде всего, в работниках массовых специальностей. Нам не надо столько специалистов с высшим образованием, нам нужны выпускники колледжей и ПТУ. И сегодня необходимо за счет активной профориентационной работы увеличить поток выпускников, желающих поступать в учреждения начального и среднего профессионального образования».

В свете грядущей в 2011 году реформы системы среднего образования и расширения практик привлечения работодателей в качестве инвесторов, такой путь, наверняка, получит развитие.

На слом шаблона

Стоит ли обвинять работодателей в том, что у них есть свои «планы» на старшеклассников? Очевидно, нет. Само по себе высшее образование без профессиональной конкретики вряд ли можно признать самостоятельной ценностью. В вузы у нас рвутся зачастую не за профессией, а за корочкой, знаком социального качества, якобы, дающим право на «светлое будущее». А то, что будущее других, зачастую не менее толковых людей, обладающих профессией, полученной в ПТУ, оказывается будущим «второго сорта» - вина не этих людей, а нашей общественной системы.

Чтобы избежать таких перекосов и снизить роль шаблонов, настоящая профориетация старшеклассника, безусловно, должна включать в себя сразу несколько элементов. Это и упоминавшееся тестирование, и практика контакта с различными местами работы и учебы. Причем, желательно, не просто экскурсии, а контакт «с погружением». На эту тему есть хорошие зарубежные примеры: в японских школах существует отличная практика, когда старшеклассники, и летом в том числе, получают отдельное время на прохождение стажировок (подработок) в различных компаниях. Они (вне зависимости от того, куда и как потом поступают учиться) работают в заведениях общепита, на почте, в небольших фирмах, с которыми договаривается администрация школы. «Я искренне уверен, что лучшая профориентация для моих детей – это сама по себе практика работы, когда человек научается таким, к сожалению, непопулярным у нас сейчас вещам, как трудовая дисциплина и самоорганизация, - уверен Александр Сериков, совладелец компании «Аль-Трус», отец двоих сыновей, заканчивающих в этом году 9 и 11 классы соответственно. – Такой метод я и ставлю во главу угла. Небольшая, в роли помощника, но регулярная и серьезная самостоятельная работа, начиная с 8 класса, обычно летом – вот мой метод».

Есть и еще одна немаловажная составляющая современной профориетации: знакомство школьников с вариантами профессионального развития, которых нет в рамках классических профессий. «За последние 15-20 лет появились новые специальности, изменилось отношение к карьере, изменилось значение работы в жизни человека, - комментирует ситуацию Ольга Леонтьева, бизнес-тренер проекта «Другая реальность». - Я уверена, что профориентация, основанная исключительно на психодиагностике, обедняет портрет личности. Ведь наши личностные характеристики, наши ценности, навыки, знания, компетенции – всегда уникальный набор, который превращает карьерные траектории в индивидуальные. И эти траектории - собственника, менеджера, свободного художника, эксперта, чиновника – не привязаны к профессии в узком смысле, они подходят для человека с любым образованием, будь то электрик, экономист или биолог».

Настоящая задача современной профориетации – не указать, что человеку стоит посвятить себя, например, математике или музыке, и тем более не назвать конкретное направление обучения. Его задача – не сориентировать раз и навсегда, а дать опыт самостоятельной ориентации. И показать ценность этой самой ориентации.

   просмотров: 8969


  E1 > Бизнес > Образование  
 
04.05.2010 12:55 Здравствуй, дорогая школа

Здравствуй, дорогая школа

Часть школьных уроков официально станут «необязательными» и платными.


13.05.2010 11:39 Лишние университеты

Лишние университеты

Государство не смогло отобрать вузы, способные конкурировать в глобальном масштабе.


14.05.2010 12:22 Президент как духовная ценность

Президент как духовная ценность

По какой программе преподают светскую этику и религиозную культуру нашим детям.


25.05.2010 13:56 Тест на будущее

Тест на будущее

Как подготовить старшеклассника к выбору профессии?