поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Гостиницы,   Курсы валют  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
07 июня 10:19

Недетский отбор

Эксперт-Урал

Ребенка обязаны принять в любую школу без экзаменов, конкурса и тем более - вступительного взноса. Это по закону. А в реальности непрозрачная система зачисления в первый класс и юридическая неграмотность родителей превратили приемную кампанию в гонку на выжимание денег и выживание детей.

Прием в школы стартовал в середине мая. Существенно правила не изменились. Возраст, когда родители обязаны отдать ребенка в школу, прежний - от 6,6 до 8 лет (на 1 сентября). Для зачисления в первый класс как обычно надо представить четыре документа: заявление и удостоверение личности родителя, медицинскую карту и свидетельство о рождении малыша. Дошколенку не могут отказать в приеме, если он проживает на территории, относящейся к учебному заведению, и имеет право на получение образования соответствующего уровня. В Екатеринбурге, например, в этом году городское управление образования распоряжением закрепило за школами определенные дома и улицы.

Любые проблемы, с которыми сталкиваются родители, должны разрешать муниципальные органы управления образованием.

В том числе ситуации, когда с вас требуют деньги за прием ребенка в первый класс, - это незаконно. Впрочем, пожертвования на счет школы - не единственная проблема приемной кампании. Мы выделили как минимум еще две: нарушения при собеседовании с детьми и отсутствие информации, которая помогла бы при выборе образовательного учреждения.

Ты туда не ходи, ты сюда ходи

Надписи на асфальте у школьного крыльца «Спасибо учителям!», «Вы открыли нам дорогу в будущее» вместе с десятками других «критериев» участвуют в родительском выборе учебного заведения: «Детям здесь нравилось. Не могли же их палкой заставить благодарности рисовать!». Дальше мамочки с рвением обсуждают цвет полов в классах, прическу учительницы, школьную столовую и крой ученической формы. И это не треп, а серьезное обсуждение проблемы выбора школы. В ход идут воспоминания выпускников 10-летней давности, вид из окон, наличие растительности и бдительность охраны. Более продвинутые родители в разговорах о ранжировании учебных заведений обращаются к сайтам школ и «достоверным источникам» в районных отделах образований. Единицы говорят о результатах ЕГЭ. Все вместе это порождает мифы о преимуществах тех или иных образовательных заведений и существенном отставании других. В итоге одни школы первоклассников не добирают, а в другие выстраиваются очереди.
Звонок в отдел образования Ленинского района Екатеринбурга.

- Помогите со школой определиться. Можно узнать ваше мнение об учебных заведениях?
- У нас все школы хорошие.
- Но ведь какие-то сильнее?
- У каждой есть свои преимущества.
- Может нам в 85-ю пойти?
- Замечательный выбор.
- Или в 161-ю гимназию?
- Тоже здорово.
- Вы как партизан, лишнего не скажете...
- Хотите, чтобы я сказала «туда не ходи, сюда ходи»? Не будет этого, у нас так в обычных школах вообще никого не останется...

Не более эффективен и просмотр школьных сайтов, социальных сетей, блогов: позитивных высказываний столько же, сколько и негативных. Все соглашаются с лидерством одной-двух школ (а в районе их 22), а вот дальше царит полная неразбериха. Для сравнения: в Челябинской области существует негласный родительский рейтинг школ, который составлялся по итогам интернет-голосования.

Начинаем искать результаты прошлогоднего ЕГЭ. Они есть в сборниках, которые в августе раздавали на педагогической конференции в Екатеринбурге. Книжки на вес золота. Есть вариант проще - на сайте городского управления образования (в Екатеринбурге - www.eduekb.ru в разделе «Документы» от 28.09.09). Правда, сразу самостоятельно добраться до этой информации не удалось, только с помощью специалистов управления. Районные рейтинги школ по ЕГЭ - один из главных критериев работы школы, и некоторым родителям они помогут принять решение. Но правильно ли опираться только на итоги ЕГЭ?

По словам начальника управления образования администрации Екатеринбурга Евгении Умниковой, результаты ЕГЭ не могут быть единственным критерием оценки работы школы. Есть другие показатели - участие детей в научно-практических конференциях, олимпиадах: их родителям будущих первоклашек тоже нужно учитывать. Свести показатели вместе и ранжировать школы пока не получается.

Что о рейтингах по ЕГЭ думают представители школ? Мария Калужская, заместитель директора гимназии № 210 «Корифей» (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, считает, что результаты ЕГЭ, а тем паче количество медалей (утративших значимость и ставших просто сувенирами) не могут быть ключевыми показателями рейтинга:

- Если в школе 40% детей-мигрантов, то для нее простое отсутствие двоек по русскому - уже грандиозный успех. А если престижная матшкола наполняет старшие классы отборными «ботаниками» со всего города, то ее «стобалльники» - это суммарная заслуга учителей разных школ, репетиторов, наконец, генофонда. Показательными для рейтинга школ могут быть косвенные параметры: сколько родителей привело своих младших отпрысков в эту же школу? Как часто здесь собираются выпускники? Какова социальная динамика семей?

Директор гимназии № 47 (Екатеринбург) Алена Крюкова убеждена, что активное распространение рейтингов поможет родителям ориентироваться на рынке образования: «Причем нужно использовать результаты ЕГЭ, а не количество медалей. Медалисты - весьма неточный показатель преподавания, поскольку "вес" наград в разных школах сильно отличается».

Позиция Минобрнауки РФ: система ЕГЭ введена и не может не учитываться родителями при выборе школы. Очевидно, что это не единственный, но один из основных критериев оценки работы школы, результаты госэкзамена должны быть общедоступны.

Школьное место - 30 тыс. рублей. Продано!

Российские государственные общеобразовательные школы из-за недостатка финансирования уже давно живут по законам рынка. И родители хорошо осведомлены о суммах. Нам, например, достоверно известно, какие образовательные учреждения просят внести на счета 90, 30, 20 и 5 тыс. рублей. Смысла их называть нет. И не потому, что нас пугают расходы на судопроизводство. Просто доказать, что родитель внес средства для зачисления ребенка очень сложно. Кроме того, решение этой проблемы - воля родителей. Правда, как сделать, чтобы все одномоментно отказались вносить деньги, менять окна и ремонтировать классы, не знает ни один эксперт. Зато мы знаем, что делать, если деньги у вас потребовали, а желания их отдавать нет.
По словам Евгении Умниковой, администрация школы категорически не должна связывать прием ребенка в учебное заведение и спонсорский взнос. Сначала ребенок должен быть зачислен, потом администрация школы (или фонда, который существует при образовательном учреждении) имеет законное право привлекать спонсорские средства, в том числе родительские. Эти ситуации не имеют друг к другу никакого отношения. Если в школе за поступление «выставляют счет» - надо обращаться в прокуратуру.

В надзорных органах говорят о единичных заявлениях по факту «поборов» в школах, да и связаны они в основном не с поступлением, а с взиманием денег в процессе обучения и нарушениями в работе школьных фондов, привлекающих средства. По мнению стражей порядка, родители любыми путями стремятся помочь своему чаду поступить в школу, в том числе платят деньги и замалчивают факты вымогательства, потворствуя нарушению закона.
Неофициально в одной из школ нам рассказали, что подготовленные и талантливые детишки зачисляются без каких-либо вознаграждений. Родителям оставшихся либо отказывают, либо просят помочь спортивным инвентарем, строительными материалами или учебными пособиями.

По мнению директора гимназии № 9 Екатерины Сибирцевой, школы находятся в очень тяжелой материальной ситуации:
- Нет денег на ремонт коридоров, кабинетов. И это не вина директора. Руководители образовательных учреждений могут пойти двумя путями. Первый - оставить ситуацию с отсутствием финансирования на содержание здания как есть, то есть не проводить текущие ремонты, но тогда современные и качественные условия для обучения детей не будут создаваться. Есть другой путь - привлекать внебюджетные средства, лишь бы это было на законном основании. Во всем мире образовательные учреждения поддерживаются родителями. Я недавно была в нескольких берлинских школах, так директор одной из них с гордостью рассказывал о том, что классы им помогают ремонтировать родители, а попечительский совет финансирует ряд школьных проектов. Привлечение средств - это нормальная практика, главное, чтобы родители видели, куда эти средства расходуются.

Муки от науки

Малыш хмурит брови и надувает щеки. Он не помнит, сколько букв в алфавите. Учитель ждет. Потом следуют вопросы про времена года, задачки на сложение и вычитание, чтение и пересказ прочитанного. Это именно 40-минутный экзамен, а не 15-минутное собеседование. Это нарушение прав ребенка. Вторая ошибка школы - отсутствие на собеседовании родителей, законных представителей ребенка. Это практика не одной и не двух школ, но вряд ли кто-то из родителей знает, что это неправильно.

Во время приема документов, по словам директора департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игоря Реморенко, ни учителя, ни директор не имеют права экзаменовать ребенка. Собеседование может проходить в игровой форме, но в любом случае его итоги не влияют на результаты поступления:

- Если ребенка подвергают экзаменам в той или иной форме при поступлении в первый класс, это противозаконно. Педагоги обязаны просто выяснить уровень развития. Школа не должна проверять знания, она должна их давать. Дети ведь приходят учиться, а не отчитываться о проделанной работе. Близкий к идеальному вариант - брать в школу всех, кто приходит, увеличивать количество классов. Но вообще мой совет всем родителям - не делайте ребенка заложником своих амбиций, выбирайте не школу, а учителя.

Некоторые директора оправдываются тем, что в 2010 году каждую школу Екатеринбурга прикрепили к микрорайону: даже статусные и профильные образовательные учреждения обязаны принимать детей из окрестных домов. Право так называемого «городского набора» гимназии и лицеи сохранили, но по остаточному принципу. А значит, на оставшиеся места конкурс будет жестче.

По мнению Марии Калужской, пафос нововведения понятен: дети, проживающие в центральных районах, должны иметь возможность учиться в находящихся там (но практически недоступных) школах. Парадокс в том, что талантливые ребята, проживающие возле «обычных» школ и желающие получить образование качеством повыше, теперь лишатся такой возможности. Пожалуйте по месту жительства! Какое-то крепостное право: живешь возле хорошей школы - считай, повезло; если же рядом не очень хорошая - переезжай или прописывайся у одинокой пенсионерки за углом. Кстати, практика фиктивных прописок уже активизировалась: вот вам и новая почва для коррупции.

Образовательные учреждения теряют свободу маневра. В чем специфика статусной школы, например, с художественно-эстетическим уклоном, если она вынуждена руководствоваться только местом проживания кандидатов на поступление?

Продуктивное решение проблемы связано с ответом на принципиальные вопросы: допустим ли конкурсный отбор в определенные категории учебных заведений? Как он должен быть организован, на каких методиках и критериях основан? Если удастся совместить принципы социальной справедливости с объективной потребностью в вариативности образования, выход будет найден.

"Эксперт-Урал" №22 (423) от 7 июня 2010

   просмотров: 8007


  E1 > Бизнес > Образование  
 
01.06.2010 17:59 Факультет ненужных людей

Факультет ненужных людей

Вузы штампуют слишком много экономистов. Куда идти тому, кому не хватило места в администрации Президента или инвестбанке?


07.06.2010 10:19 Недетский отбор

Недетский отбор

Непрозрачная система зачисления в первый класс и юридическая неграмотность родителей превратили приемную кампанию в гонку на выжимание.


09.06.2010 10:16 Образование второго порядка

Образование второго порядка

В какой ситуации вам нужно «второе высшее»?


17.06.2010 14:01 Что нужно знать тем, кто собирается получать второе высшее

Что нужно знать тем, кто собирается получать второе высшее

Вторая «вышка»: правила взаимодействия с вузом и работодателем.


30.06.2010 13:10 Грантовый подход

Грантовый подход

Кем и по каким правилам выдаются гранты на обучение за границей?