поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Гостиницы,   Курсы валют  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
28 сентября 10:32

Курс молодого бойца

Андрей Попов, cappadokia@yandex.ru
Нелегкая судьба у сотрудников Центров трудоустройства студентов. Только схлынет волна выпускников, о которых много всяких сведений надо собрать и обобщить, как в двери уже стучатся студенты последних курсов. Их также необходимо «вести» весь год, готовить к выходу на рынок: что-то пояснить, что-то рассказать, ответить на разные, по большей части наивные, вопросы. И с каждым годом нагрузка на сотрудников таких центров возрастает.

Из тех руководителей Центров трудоустройства студентов, с которыми я знаком (около десятка человек), все стараются делать эту свою работу добросовестно. В пренебрежении обязанностями их не обвинишь. Но, несмотря на это, практически все они ходят в своей работе по натопанным дорожкам, буквально по кругу, что отбрасывает вузовскую аудиторию далеко от желанных и вполне достижимых позиций на рынке труда.

Два пути ограниченности

Традиционно таких «дорожек» две:

Первая — самая простая и самая понятная, которую выбирают все сотрудники центров — пригласить для общения со студентами их потенциальных работодателей. Видов такого «приглашения», обычно, два: участие в ярмарках вакансий либо индивидуальное общение со студентами, которое вуз может организовать для той или иной компании.

К сожалению, в такой работе, занимающей львиную долю деятельности центров, проступает немалый корыстный интерес. Слишком явно просматриваются параллели с куплей-продажей товара: мол, вуз — продавец, компания — покупатель, студент — товар.

Проблема только в том, что вузы иногда забываются. Забывают, что студенты не товар, а клиенты (даже бюджетники), в интересах которых и должен работать вуз. И что никакого права продавать студентов они не имеют, он обязаны помогать студентам самим продавать свои умения и навыки.

Но соблазн слишком велик, и в результате мы видим, как в некоторых вузах города Центры трудоустройства превращаются в этакие внутренние кадровые агентства. Работодатели за деньги пользуются услугами этих центров, получая доступ к аудитории студентов.

Но, во-первых, далеко не все работодатели и далеко не ко всем студентам проявляют платежеспособный интерес. Поэтому такой способ все же ограничен. Я могу понять, например, Ernst & Young, которые каждый год в две волны набирают себе молодых аудиторов и финансистов. Этим обязательно нужно сотрудничать с экономическими факультетами. Но большинство местных компаний в очередь за молодыми специалистами не выстраиваются. У них другие потребности.

А во-вторых, сотрудники вузов в большинстве своем остаются чиновниками, которые могу брать деньги как коммерческие организации, но не всегда способны оказать услугу на должном уровне. В результате целей не достигают ни студенты, ни работодатели.

Другой вариант — пригласить для студентов провести лекции о рынке труда специалиста. Он расскажет, что нужно, все по полочкам разложит, и вот будет счастье студентам. Кого приглашают? Приглашают в 90% случаев людей из трех категорий: юристов, сотрудников кадровых агентств, сотрудников Центра занятости. Кому-то из таких спецов платят, кто-то идет на это мероприятие в рамках должностных обязанностей. Однако возникает другая проблема.

С юристами — им почти всегда платят за лекцию, и они рассказывают о содержании Трудового кодекса и, если есть интерес аудитории, про судебную практику на эту тему. Студенты слушают, записывают, иногда задают вопросы и… через какое-то время забывают. Потому что все проходит по правилам лекции.

С сотрудниками кадровых агентств — иногда им платят, иногда — нет; эти люди более активны и лучше устанавливают контакт с аудиторией, но они работают с ней в интересах работодателей. Они форматируют молодежь под нужные требования. Не самый плохой вариант, но все же и не самый лучший для студентов.

Сотрудниками Центра занятости — им не платят, но в итоге получается картинка глазами госчиновника, причем зачастую скучная, так как взрослые тетеньки из ЦЗ с трудом находят общий язык с аудиторией людей 20–22 лет. Кстати, в качестве исключения могу назвать нынешнюю руководительницу ЦЗ Екатеринбурга Наталью Бордюгову, она — активный и контактный человек, но все равно чиновник.

Почему все перечисленное — проблемы? Потому что в результате такой работы не удается добиться главного:
– победить социальную отчужденность молодежи от проблем рынка труда, апатию, «пофигизм» большинства;
– выработать у молодых людей навыки поведения на рынке, а не просто дать им знания об этом рынке.

Но работа делается, прилагаются немалые усилия, тратятся деньги. И вот работодатели вместе с сотрудниками ЦЗС вузов в один голос жалуются, что студенты на их потуги не реагируют, ничего не хотят знать о рынке труда, не проявляют активности, не стараются научиться «продавать себя» (читай стать более удобным для взрослых дядей и тетей товаром).

Все эти проблемы я особенно четко ощутил, когда осенью этого года начал вести в УрГАХе короткую программу по адаптации студентов 4 курса на рынке труда. И это при том, что Нина Поспелова — проректор по внеучебной работе в Архитектурной академии, отвечающая за это направления, — крайне добросовестный и заинтересованный специалист. Она действительно старается решать проблемы. Представляете, что бывает в вузах, где за вопросы трудоустройства отвечают менее стоящие люди?

Два вывода, которые можно сделать:

– Для организации процесса адаптации на рынке вузу все же критически нужен человек из вне. Но не чиновник и не представитель работодателя. Человек, работающий в интересах студентов — ему должны платить либо сами студенты напрямую, либо вуз. В идеале это должен быть опытный бывший hr-менеджер, который хорошо знает рынок труда, может рассказать о методах работы коллег, поделиться практическими советами по тому, как работает рынок. Но он в данной ситуации должен выступать как преподаватель, бизнес-тренер. Со всеми вытыкающими.

– Чтобы победить апатию и пофигизм студентов и реально повлиять на молодежь, процесс адаптации должен быть превращен в полноценный практический курс и стать частью учебной программы вуза. Студенты 4 курса (самый тот возраст) должны 1 или даже 2 семестра пробовать писать резюме, постоянно общаться с работодателями, отрабатывать переговоры о зарплате, искать вакансии и анализировать их содержание. Главное — пробовать, пробовать, пробовать. Биться головой об учебные стенки, чтобы потом было чем пробивать стенки вполне себе жизненные.

   просмотров: 6428


  E1 > Бизнес > Образование  
 
07.09.2010 10:42 Образование усреднят

Образование усреднят

Многие региональные вузы могут потерять свой статус уже в 2011 году.


17.09.2010 11:46 Диплом минус

Диплом минус

Интерес ко второму высшему в Екатеринбурге стремительно падает.


28.09.2010 10:32 Курс молодого бойца

Курс молодого бойца

Трудоустройству надо учить как полноценному предмету.