поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Гостиницы,   Курсы валют  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
22 сентября 16:45

Шаткий мост между образованием и практикой

Андрей Попов, cappadokia@yandex.ru

У вузов постоянный голод на преподавателей-практиков. Так обычно называют тех, кто ведет занятия в вузе, но по основной своей деятельности – не преподаватель. Успешно работающие люди редко готовы тратить свое время на обучение молодежи. Денег нанимать их у вузов нет, менять программы под внесистемных людей - неудобно.

Однако некоторые варианты привлечения практиков вузы Екатеринбурга используют.  Мешает только формальный подход к реализации задуманного.

Работодатель обучает
Одной из самых популярных форм являются мастер-классы от опытных сотрудников компаний, которые заинтересованы в будущих толковых молодых подчиненных. Особенность этой формы – занятия представляют собой встречи по определенным темам. Этот формат активно используется весной и в начале осени, когда в вузах проходят ярмарки вакансий. 

Чаще всего для компаний мастер-классы становятся частью большой программы привлечения молодежи. И нередко такие встречи повторяются из года в год, причем вузы стараются привлекать на мастер-классы только зарекомендовавшие себя «сильные компании».

«У нас работа с молодежью идет сразу в пяти форматах: мы набираем группы стажеров, работаем с практикантами, проводим День открытых дверей у себя в компании и участвуем в общегородской ярмарке вакансий, и, наконец, организуем мастер-классы в вузах, – рассказывает Эва Чернявска, директор по персоналу Концерна «Калина», чья компания активно привлекает молодых специалистов. – В последнем случае мы выходим на профильные кафедры и поясняем, что готовы организовать факультативные занятия студентов с нашими топ-менеджерами и бренд-директорами. Это позволяет не столько проинформировать студентов о вакансиях, сколько показать им потенциал тех специалистов, с которыми они могли бы работать, если бы пришли к нам в компанию. Посыл аудитории: «вы можете перенять лучший опыт». На такое предложение реагируют молодежь, которая понимает, что им еще многому надо учиться и набираться опыта. На таких людей и делается ставка».

Другой формат – это совмещение регулярного преподавания с материальной поддержкой практических проектов в вузе. Он менее популярен, так как требует  большего приложения усилий, чем первый. Его чаще используют компании, которым нужны узкие квалифицированные специалисты. Такие программы вы не встретите на факультетах  маркетинга или, скажем, финансов. Технарям или айтишникам повезло больше. Лучший пример в Екатеринбурге – сотрудничество СКБ Контур и матмеха бывшего УрГУ, продолжающееся уже много лет. Сотрудники компании ведут в вузе постоянные курсы, заточенные под потребности компании.
К тому же на этот учебный год, с сентября 2011 года по май 2012 года, несколько студентов и молодых преподавателей получат стипендии и гранты СКБ Контура. По 20 тысяч каждый месяц в течение нового учебного года будут получать в качестве грантов 3 преподавателя Института математики и компьютерных наук (ИМКН) и один преподаватель Института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ-РтФ). Все они ведут авторские курсы, постоянно совершенствуя свою учебную программу. Гранты по 6 тысяч рублей в месяц будут получать 5 студентов ИМКН и один студент ИРИТ-РтФ.

Недостатки двух этих самых популярных форматов привлечения практиков в вуз хорошо видны – в городе есть лишь небольшое число компаний, которые готовы вкладываться на длительную перспективу, проводить имиджевые мероприятия или платить стипендии. А практика нужна всем студентам. В результате из процесса выпадает огромное количество компаний малого и среднего бизнеса. Эти организации готовы брать молодых спецов к себе на неоплачиваемые практики, так, чтобы те решали реальные рабочие задачи. Да, компании хотят получить бесплатную рабочую силу. Но иначе практику не сделаешь по-настоящему массовой…

Сейчас только по самым грубым прикидкам (результаты опроса по базе блога HR-mnenie.com и клиентов портала Е1) – более сотни компаний Екатеринбурга готовы брать практикантов в этом или следующем сезоне. Некоторые и не по одному направлению:

- маркетинг (29 компаний);
- информационные технологии (специализированные продукты, 11 компаний);
- реклама и PR – 24 компании;
- финансы и кредит – 32 компании;
- управление персоналом – 16 компаний/

А ведь есть еще и «не совсем рыночные» специальности: например, человек получает профессию психолога, но по такой специальности у него мало шансов пройти практику, а вот, скажем, на позицию помощника менеджера по персоналу его на практику возьмут. И сколько еще таких «превращений» нужно претерпевать сотням, если не тысячам студентов каждый год, чтобы устроиться на практику…

Важный момент, который редко проговаривают, но имеют в виду многие сотрудники вузов: высшее учебное заведение, предлагая своим студентам практики в именитых компаниях, якобы делает отсев, отбор и дает своим подопечным только лучшее. В реальности, конечно, ориентация идет почти исключительно на имя компании, ее известность (а так же иногда и на возможность заплатить вузу). То есть малоизвестной, но хорошей компании крайне трудно выйти на интересующих ее студентов через вуз и предложить практики у себя. А ведь иногда организация практик и вовсе проводится формально.

Перепись на замену
В одном из профильных сообществ ВКонтакте Екатеринбурга судьба свела студентку и представителя работодателя. В этой истории название вуза мы опустим…

Студентка пишет:
«Являюсь студенткой 5 курса по специальности «Экономика труда и Управление персоналом». На данный момент передо мной и моими одногруппниками остро встал вопрос, где взять данные для курсовой работы, а также где потом проходить преддипломную практику! В прошлом году практики у нас не было…

И вот не понимаю я, куда мне сейчас податься. Нет ли у кого возможности и желания взять себе на практику перспективного выпускника?».

Ответ представителя компании…

«У меня нет слов, одни эмоции по данной теме. Я искала практикантов с перспективой дальнейшего сотрудничества летом 2011 года и заранее весной обзвонила все деканаты наших вузов, оставила письменные запросы на молодых специалистов. Откликов было  ноль! С вашим деканатом я созванивалась, обещали выставить информацию на стенд. Времени для контроля у меня не было, но я возмущена. На данный момент могу предложить Вам практику в коммерческом отделе учебного центра в качестве менеджера по продажам с перспективой трудоустройства и гибким рабочим графиком, если Вас заинтересует, то пишите».

Несложно оказалось выяснить, почему в прошлом году (когда студентка была на 4 курсе) у представителей ее специальности в этом вузе не было практики вообще.
Деканат вместо практик по специальности в приказном порядке отправил людей на участие в переписи населения… Кто пошел, тому зачли практику, а кто возмущался, тех… Ну, в общем, записали «практику» всем.

   просмотров: 6254


  E1 > Бизнес > Образование  
 
13.09.2011 11:49 Иногородние нам помогут

Иногородние нам помогут

Вузы сокращают число бюджетных мест и зазывают иногородних абитуриентов.


22.09.2011 16:45 Шаткий мост между образованием и практикой

Шаткий мост между образованием и практикой

Как приблизить высшее образование к офисным реалиям.


27.09.2011 09:41 Куда ведет школьный СанПиН

Куда ведет школьный СанПиН

Директору школы легче откупиться от новых санитарных норм.


29.09.2011 13:14 MBA глазами собственника

MBA глазами собственника

Два месяца ступора и два года драйва…