поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Гостиницы,   Курсы валют  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Каталог:  Юридические услуги,   Бухгалтерские услуги,   Транспортные услуги,   Клининг  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
28 марта 12:05

Что будет, если вузы превратить в ПТУ

Сергей Филонович, Декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, Forbes.ru

Президент России вновь выделил время в своем графике, чтобы заняться проблемами образования. На этот раз инженерно-технического. Предложено часть платных вузов преобразовать в ПТУ, а компаниям, занятым производством, поучаствовать в создании соответствующих стандартов профессиональной подготовки. (Идея возродить ПТУ у Дмитрия Медведева давняя: он озвучивал ее еще в 2008 году, будучи первым вице-премьером). Эти предложения стимулированы, очевидно, соображениями об избыточности числа российских вузов и нехватке инженерно-технических кадров. Соображения правильные. А предложения?

Любой профессиональный преподаватель вуза (неважно, государственного или частного) прекрасно понимает, что вуз преобразовать в ПТУ принципиально невозможно. Причины совершенно ясны: высшее учебное заведение имеет свои задачи, ПТУ — свои. Преподаватели вузов обладают компетенциями подготовки инженеров, а не токарей, фрезеровщиков или сантехников. Платные вузы не оснащены оборудованием, необходимым для обучения рабочим специальностям. И вообще, если вуз платный, то есть частный, как можно его собственникам (или учредителям) приказать переделаться в ПТУ? И можно ли приказать вузовским преподавателям стать мастерами-наставниками?

В любой другой стране вывод был бы вполне очевидным: конечно, этого сделать нельзя. Но Россия — страна особая. Если руководство говорит, что что-то сделать надо, даже если сделать этого нельзя, чиновники тут же кинутся исполнять невозможное. Будут «освоены» средства, потрачено время и доложено о результатах. Впрочем, М. Е. Салтыков-Щедрин все это уже описывал, тягаться с ним трудно.

Предложение компаниям формировать стандарт профподготовки звучит уже не в первый раз. Но осмысленней от этого не становится. Любая компания заинтересована прежде всего в удовлетворении своих текущих потребностей. Она точно знает, специалистов какого профиля ей не хватает сейчас. Горизонт технологического планирования в наши дни в большинстве отраслей не превышает 3-4 лет. А время подготовки студента в двухуровневой системе высшего образования составляет шесть лет, что соответствует максимальному периоду «полураспада знаний» в самой консервативной отрасли. Если пойти по пути, предложенному на совещании президентом, то понятно, какой стандарт будет разработан. Его использование приведет к тому, что подготовленные вузами специалисты по большей части будут не нужны промышленным предприятиям.

Что же делать?

Прежде всего, необходимо уходить от жестких государственных стандартов, предоставляя вузам возможность реализовывать программы, перечень и содержание которых гибко меняются по мере прогресса технологии и изменений потребностей экономики. Об этой простой идее даже как-то совестно писать, настолько она очевидна. Что мешает пойти этим путем? Ответ прост: наличие «диплома государственного образца», т. е. унифицированной бумажки, которая фактически уравнивает выпускников МФТИ и вуза, не дающего своим студентам адекватной подготовки. Почему американские вузы не имеют стандартов и одновременно задают планку глобального качества образования, а мы боимся перейти к этой проверенной системе?

Во-первых, тогда становится непонятной роль Министерства образования и науки, и множество «контролеров» от образования окажутся не у дел.

Во-вторых, в этом не заинтересованы самые слабые вузы, которые в таких условиях умрут естественной смертью. Когда предлагался переход к ЕГЭ и ГИФО, подразумевался переход к системе, когда выпускник школы будет иметь возможность выбора вуза на основе оценки перспектив своего трудоустройства. Зачем тратить средства ГИФО на учебу в вузе, диплом которого не уважают работодатели? Однако такое решение затрагивает интересы столь могущественного ректорского лобби, что политической воли для его принятия не хватает уже многие годы.

При сохранении существующей системы государственных стандартов и государственных дипломов участие представителей промышленности в выработке стандартов лишено смысла еще по одной причине. Образовательный стандарт предполагает возможность проверки соответствия его требованиям. Как показывает российская практика, соответствие жестким формальным требованиям формально может быть доказано даже при отсутствии серьезного практического результата. Примером здесь может быть широко обсуждавшийся в эти дни федеральный закон о госзакупках. Требования закона формально соблюдаются, при том что расходы государственных учреждений на ведение профильной деятельности возрастают, что я сам могу подтвердить как руководитель подразделения государственного университета. Поэтому вероятность того, что промышленная компания, поучаствовавшая в формировании образовательного стандарта, через некоторое время получит выпускника вуза, прошедшего обучение в соответствии со стандартом, но не удовлетворяющего требованиям компании, будет велика. Тогда претензии будет некому предъявить: все будет как в известной репризе А. Райкина: «А вы нам так объясняли…».

Много лет назад, встретив своего бывшего коллегу по кафедре, который незадолго до того стал проректором крупного вуза, я спросил его, как идут дела на новом месте. Он, не вдаваясь в детали, ответил: «Ты знаешь, я понял главное: когда хочешь сделать что-то хорошее, надо обязательно подумать, к каким негативным последствиям это приведет». Задумываясь о перестройке системы образования, стоит вспоминать эти слова.

Автор - декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ

www.forbes.ru

   просмотров: 8287


  E1 > Бизнес > Образование  
 
21.06.2011 11:48 «Тараканьи бега» в образовании

«Тараканьи бега» в образовании

Компании не хотят проводить полноценные тендеры.


17.06.2011 12:34 ВКонтакт против ЕГЭ

ВКонтакт против ЕГЭ

Прогресс опять победил закон.


14.06.2011 11:22 Выбор на безрыбье

Выбор на безрыбье

Вуз или колледж: родители не уверены.


03.06.2011 10:24 Незваные в США

Незваные в США

США избавляются от российских студентов.


31.05.2011 14:41 Корпоративное образование в Екатеринбурге: Skype и глубокое погружение

Корпоративное образование в Екатеринбурге: Skype и глубокое погружение

Что такое обучающий консалтинг и Skype-education?


25.05.2011 15:18 Корпоративное образование в Екатеринбурге: «был 1 рубль, стало 100»

Корпоративное образование в Екатеринбурге: «был 1 рубль, стало 100»

В чем выражается рост бюджетов на корпоративное обучение?


25.05.2011 13:02 Частные вузы в ловушке

Частные вузы в ловушке

В Екатеринбурге ужесточается конкуренция между частными и государственными вузами.


18.05.2011 16:38 Где учат на министра?

Где учат на министра?

Рейтинг «чиновничьих» вузов.


16.05.2011 16:21 Абитуриентам приказ не писан

Абитуриентам приказ не писан

Фурсенко передумал насчет ЕГЭ.


11.05.2011 13:53 Неравенство на роду написано

Неравенство на роду написано

Часть школ должна стать официально платными.


03.05.2011 11:06 Стандарт уменьшил выбор

Стандарт уменьшил выбор

Проект образовательных стандартов для школы снова переписали.


29.04.2011 10:23 Наностуденты ищут работу

Наностуденты ищут работу

Три десятка вузов готовят специалистов в области нано. А вакансий для них нет.


25.04.2011 13:37 Борьба за первоклассников

Борьба за первоклассников

И родители, и чиновники поспешили реализовывать новые правила приема первоклассников в школы. Оказалось зря.


18.04.2011 13:41 Станку не место в сказке

Станку не место в сказке

Молодежь не мечтает стать рабочими. И правильно делает!


08.04.2011 17:28 Высшие меры

Высшие меры

По прогнозам, часть российских вузов уйдет с рынка образовательных услуг до 2020 года, оставшись без средств к существованию. Падающих подтолкнет Министерство образования и науки.


07.04.2011 09:46 Рейтинг вузов региона

Рейтинг вузов региона

В рэнкинге участвуют государственные аккредитованные вузы Екатеринбурга.


04.04.2011 11:49 Такой разный абитуриент

Такой разный абитуриент

Кто пришел на Дни открытых дверей крупнейших вузов?


28.03.2011 12:05 Что будет, если вузы превратить в ПТУ

Что будет, если вузы превратить в ПТУ

О последствиях воплощения в жизнь идеи Дмитрия Медведева.


24.03.2011 11:06 Алиса в стране УрГЭУ

Алиса в стране УрГЭУ

Таким УрГЭУ вам никто не покажет! Фото-экскурсия по одному из самых крупных вузов региона.


22.03.2011 13:58 Бунт молодых мозгов

Бунт молодых мозгов

Больше двух тысяч молодых ученых обратились к президенту России с просьбой разрешить им заниматься наукой.


  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9