поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Бизнес
Бизнес
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Работа,   Недвижимость,   Технологии,   Гостиницы,   Бизнес-образование,   Курсы валют,   Тендеры  |  Новости:  Экономика  |  Публикации:  Личные финансы,   Аналитические обзоры,   Анализ рынка труда,   Образование,   Свое дело  |  Каталог:  Юридические услуги,   Бухгалтерские услуги,   Транспортные услуги,   Клининг  |  Консультации:  по Недвижимости  |  Форумы:  Банковские технологии,   Экономика,   Недвижимость,   Реклама, маркетинг, PR



  Архив статей  
 

2016
январь  февраль  март  декабрь 

2015
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
декабрь 



  E1 > Бизнес > Образование  
 
25 мая 15:18

Корпоративное образование в Екатеринбурге: «был 1 рубль, стало 100»

Андрей Попов, cappadokia@yandex.ru

Бюджеты компаний на обучение сотрудников растут, и на этом фоне рынок корпоративного бизнес-образования оживает. Но его участники сталкиваются, как минимум, с двумя серьезными проблемами: заточенными под автономную работу отделами персонала и старым добрым демпингом коллег. А на горизонте маячит дефицит бизнес-тренеров «середнячков».

В период 2009-2010 годов в описании ситуации на рынке бизнес-образования активно использовался очень популярный тезис о том, что кризисные явления в экономике приведут к уходу с рынка тех, кто оказывает некачественные услуги. Объем предложения действительно сократился, причем заметно - по экспертным оценкам примерно на 25-30% в объеме программ и на 40-45% в деньгах. Общее число игроков рынка точному подсчету не поддается, но и их число ощутимо уменьшилось за последние два года – с более чем 100 учебных центров (от лидеров до самых небольших компаний) до 50-60.

Однако понятие «качественная услуга» слишком неконкретно, чтобы уповать исключительно на него в деле улучшения рынка. Лидеры перестроили свою работу, переориентировавшись преимущественно на краткосрочные программы, и удержали основные обороты за счет накопленной базы постоянных компаний-клиентов, к собственникам и руководителям которых у них есть прямой доступ. Другим запасным ходом стала активная работа в так называемых «гарантированных» сегментах рынка – то есть обучение за счет компании специалистов, которых по госстандартам не учить просто нельзя: прежде всего, финансистов и технический персонал.

В период экономических сложностей обнажилась одна из старых проблем рынка бизнес-образования: конфликт интересов между тренерами и провайдерами, которые их продают. Потребность в сокращении затрат привела к тому, что у заказчиков возник стимул приглашать тренеров в обход провайдеров. По наблюдениям участников рынка до 25% общего объема корпоративного бизнес-образования оказалось в руках фрилансеров. Ведь основной объем корпоративных программ в этот период составили именно краткосрочные курсы, а при их проведении фрилансеры имеют преимущество перед образовательными центрами в цене.

Вера Снегова, заместитель директора по корпоративному обучению, Высшая экономическая школа
 На посткризисном рынке заказчики стали более вдумчиво относиться к тому, кого из сотрудников и чему учить. Радует, что от позиции «мы знаем чему нужно научить - просто проведите нам такое обучение» наши клиенты перешли на более эффективную модель – «у нас в компании такие-то проблемы – помогите нам их решить». Наверное, эту тенденцию можно обозначить как переход от стандартного обучения «по шаблону» к проблемному подходу. Стал возможен диалог - клиенты стали демонстрировать более высокую готовность к обсуждению содержания программы обучения. Приведу пример. Звонок из крупной торговой компании: «Хотим обучить менеджеров – отстаем от плана продаж…». Мы предложили проанализировать ситуацию и понять в чем действительно проблема. Оказалось, что у компании большой ассортимент, и есть масса позиций с нулевыми продажами – они только затоваривают склад. В результате мы рекомендовали начать обучение с семинара по управлению ассортиментом, а не с тренинг продаж. Это хорошая иллюстрация того, что клиенты открыты для предложений, если видят глубокое понимание их проблемы.

Отмечу еще один позитивный тренд - крупные промышленные предприятия все чаще проявляют интерес к длительным комплексным программам. Как показывает наш опыт, только такой подход может привести к устойчивым изменениям.

Вообще, ни одна компания, как и ни один человек, не похожа друг на друга. Поэтому мы на протяжении 6 лет ориентируем наших клиентов выбирать «думающую компанию»: не ту, которая с ходу предложит готовое типовое решение, а профессионалов, которые смогут оценить все возможности и особенности вашего бизнеса, и только тогда предложить вам инструменты решения проблем.


Для понимания перспектив рынка в мае 2011 года среди руководителей отделов персонала и топ-менеджеров компании Екатеринбурга был проведен опрос на тему роста бюджетов на внешнее обучение сотрудников. В опросе приняли участие порядка 320 представителей организаций различного уровня. Мы анонимно публикуем наиболее показательные ответы:

Директор по персоналу крупной логистической компании: «В 2010 году мы не планировали внешнее обучение, но был один случай заказа программы для руководителей структуры продаж. Одновременно ввели штатную должность для обучения сотрудников склада. На 2011 год бюджет появился, и заказывать программы будем».

Руководитель отдела персонала сетевой компания сферы HoReCa: «На нынешний год обучение у внешнего провайдера запланировано, и несколько семинаров и тренингов уже прошло. В 2010 внешнее обучение не проводилось, все делали только своими силами. По сравнению с докризисным периодом затраты, конечно, меньше, но во второй половине 2011 – 2012 году планируем увеличение бюджета на обучение».

Директор по персоналу страховой компании: «Строчка в бюджете 2010 года отсутствовала, хотя все же корпоративное обучения топов в небольшом объеме было. В 2011 году обучаем больше. Обучаем и своими силами, и приглашаем внешних тренеров: например, в мае и июне - два тренинга по тимбилдингу для руководителей, летом -командообразование для сотрудников, тренинги по работе со стрессом для сотрудников контакт-центра».

Сотрудник отдела персонала крупного промышленного предприятия: «Сейчас наше предприятие заказывает обучение, причем примерно на том же уровне, что и в 2010 году. Однако бюджет на это обучение больше, чем докризисный. Связано подобное положение в первую очередь с тем, что мы закупаем новое оборудование, и нужно обучать всех: от рабочих до инженеров».

Директор по персоналу регионального отделения крупного федерального банка: «В 2010 году такая строка в бюджете была, но, условно, по ней был забюджетирован 1 рубль: обучали только по строгой необходимости, например, кассиров и по 115 ФЗ. В бюджете 2011 года значится условно 100 рублей, поэтому обучение у внешнего провайдера заказывали и планируем это делать и до конца года. Сейчас и кассиров уже не выборочно обучаем, а всех, у кого нет сертификатов. На охрану труда руководителей обучили, безопасности на транспорте уделили пристальное внимание. Сейчас выбираем провайдера для тренинга по тайм-менеджменту в Outlook, появились средства на event и team-building».

 Юлия Антропова, директор Института дополнительного профессионального образования Уральского государственного экономического университета

Реальной перспективой рынка корпоративного бизнес-образования является развитие серьезных бизнес-школ на базе вузов. Показателен пример того же американского бизнес-образования, в рамках которого сильнейшие бизнес-школы вписаны в академическую среду, что позволяет им выстраивать систему непрерывного образования специалиста.

В период кризиса, несмотря на то, что рынок бизнес-образования существенно сузился, региональные вузовские бизнес-школы получили дополнительные возможности развития: предприятия стали заказывать программы обучения на региональной площадке. Тем самым существенно сокращая сопутствующие расходы (проезд, проживание, командировочные и суточные), что порой составляет до 60% издержек, при этом сохраняя высокое качество получаемого образования.

Естественно, нельзя, чтобы «отрыв от столицы» приводил к снижению качества образования.
К примеру, наш вуз обеспечивает высокий уровень качества за счет сотрудничества с ведущими университетами страны по совместной реализации программ переподготовки и повышения квалификации (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина, Национальным исследовательским технологическим университетом (МИСИС), Государственным университетом управления, Московским государственным университетом управления и технологий).

Кроме того, мы стараемся активно привлекать к реализации образовательных программ представителей министерств и ведомств для разъяснения существующих требований, норм законодательства представителям бизнеса. 


Общий срез демонстрирует ощутимый рост бюджетов. Судьбу рынка на этот год решил оптимизм генеральных директоров и собственников многих компаний, проявившийся осенью 2010 года при согласовании расходов.

Теперь заказчики (а ими выступают менеджеры уровнем ниже генеральных директоров: либо руководители подразделений, либо HR-директора) стараются наверстать упущенное. И эта перемена фиксируется четко – в первом полугодии 2011 года более чем на треть по сравнению с первой половиной 2010 года увеличился объем средних и долгосрочных корпоративных программ (которых было особенно мало последние 2 года). Для таких программ фрилансеры подходят меньше: их нужно либо брать в штат, либо обращаться к провайдеру. Проанализировать динамику услуг «частников» трудно, но по соотношению корпоративных и сборных программ в первом десятке крупнейших учебных центров Екатеринбурга видно, что в 2009 - начале 2010 года 70% были заказы физлиц, 20% - компаний. В период с начала 2010 по начало 2011 соотношение уже 60% - юрлица, остальное – «физики».

К этой тенденции добавляется и то, что в 2011 году обновить предложение и занять новые позиции на рынке корпоративных программ планируют вузы. Учитывая, что традиционно бизнес-институты при вузах занимают заметную часть сегмента именно средне- и долгосрочных корпоративных программ, рост спроса на этот долгий формат дает им шансы на дополнительное развитие.

Однако опрометчиво думать, что на рынке царит сплошной позитив. События последних двух лет дали серьезный повод для депминга со стороны целого ряда компаний и частников, что отрицательно сказывается не только на прибыльности компаний-провайдеров, но и на развитие самого предложения. Медленно появляются новые программы (именно программы, а не «маркетинговая обертка»), мало или почти нет новых методических разработок (ведь при всей «бизнесовости» это все-таки образование, у которого должно быть и теоретическое развитие).

Другой проблемой стало то, что за те же два года многие отделы персонала оказались перестроены под самостоятельное решение большинства HR-задач, в том числе и проблемы обучения сотрудников. Сейчас даже при увеличении затрат на внешнее обучение часть задач, тем и проектов, которые раньше заказчики отдавали провайдерам, на новом рынке будет продолжать решать внутренний исполнитель.

Кроме того, бедой ближайшего будущего является очень слабый приток в этот сегмент рынка новых кадров. В период, когда заказчики покупали только самое-самое, провайдеры отказались от практики расширения преподавательского состава за счет новичков. Пока немногие участники рынка осознают это как проблему, но очевидно, что в ближайшие год-полтора такое положение дел аукнется новой волной дефицита профессиональных бизнес-тренеров, крепких середнячков, способных закрывать большую часть средних и долгосрочных программ.

Читайте во второй части…

Сколько сегодня стоит корпоративное бизнес-образование?
Совершит ли Skype революцию на рынке?
Чему учатся чиновники в бизнес-школах?
Во что превращаются долгосрочные корпоративные программы?

Материалы на этом фоне опубликованы на правах рекламы.

   просмотров: 6274


  E1 > Бизнес > Образование  
 
21.06.2011 11:48 «Тараканьи бега» в образовании

«Тараканьи бега» в образовании

Компании не хотят проводить полноценные тендеры.


17.06.2011 12:34 ВКонтакт против ЕГЭ

ВКонтакт против ЕГЭ

Прогресс опять победил закон.


14.06.2011 11:22 Выбор на безрыбье

Выбор на безрыбье

Вуз или колледж: родители не уверены.


03.06.2011 10:24 Незваные в США

Незваные в США

США избавляются от российских студентов.


31.05.2011 14:41 Корпоративное образование в Екатеринбурге: Skype и глубокое погружение

Корпоративное образование в Екатеринбурге: Skype и глубокое погружение

Что такое обучающий консалтинг и Skype-education?


25.05.2011 15:18 Корпоративное образование в Екатеринбурге: «был 1 рубль, стало 100»

Корпоративное образование в Екатеринбурге: «был 1 рубль, стало 100»

В чем выражается рост бюджетов на корпоративное обучение?


25.05.2011 13:02 Частные вузы в ловушке

Частные вузы в ловушке

В Екатеринбурге ужесточается конкуренция между частными и государственными вузами.


18.05.2011 16:38 Где учат на министра?

Где учат на министра?

Рейтинг «чиновничьих» вузов.


16.05.2011 16:21 Абитуриентам приказ не писан

Абитуриентам приказ не писан

Фурсенко передумал насчет ЕГЭ.


11.05.2011 13:53 Неравенство на роду написано

Неравенство на роду написано

Часть школ должна стать официально платными.


03.05.2011 11:06 Стандарт уменьшил выбор

Стандарт уменьшил выбор

Проект образовательных стандартов для школы снова переписали.


29.04.2011 10:23 Наностуденты ищут работу

Наностуденты ищут работу

Три десятка вузов готовят специалистов в области нано. А вакансий для них нет.


25.04.2011 13:37 Борьба за первоклассников

Борьба за первоклассников

И родители, и чиновники поспешили реализовывать новые правила приема первоклассников в школы. Оказалось зря.


18.04.2011 13:41 Станку не место в сказке

Станку не место в сказке

Молодежь не мечтает стать рабочими. И правильно делает!


08.04.2011 17:28 Высшие меры

Высшие меры

По прогнозам, часть российских вузов уйдет с рынка образовательных услуг до 2020 года, оставшись без средств к существованию. Падающих подтолкнет Министерство образования и науки.


07.04.2011 09:46 Рейтинг вузов региона

Рейтинг вузов региона

В рэнкинге участвуют государственные аккредитованные вузы Екатеринбурга.


04.04.2011 11:49 Такой разный абитуриент

Такой разный абитуриент

Кто пришел на Дни открытых дверей крупнейших вузов?


28.03.2011 12:05 Что будет, если вузы превратить в ПТУ

Что будет, если вузы превратить в ПТУ

О последствиях воплощения в жизнь идеи Дмитрия Медведева.


24.03.2011 11:06 Алиса в стране УрГЭУ

Алиса в стране УрГЭУ

Таким УрГЭУ вам никто не покажет! Фото-экскурсия по одному из самых крупных вузов региона.


22.03.2011 13:58 Бунт молодых мозгов

Бунт молодых мозгов

Больше двух тысяч молодых ученых обратились к президенту России с просьбой разрешить им заниматься наукой.


  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9