поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы,   Рестораны, кафе,   Рецепты,   Бизнес-ланчи  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Кругосветка,   Красная Бурда,   Кинокритик,   Гороскоп,   Книги говорят,   Случайные мысли  |  Каталог:  Турфирмы,   Пейнтбол,   Сауны,   Бани,   Загородный отдых,   Товары для спорта и отдыха  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные



  Архив статей  
 

2014
январь 

2013
апрель  август  октябрь 

2012
февраль  апрель  май  сентябрь 

2011
январь  февраль  апрель  май  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
февраль  март  апрель  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
февраль  апрель  май  июнь  август  сентябрь  декабрь 

2008
апрель  июнь  октябрь  ноябрь 

2007
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  август  октябрь  декабрь 

2006
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2005
июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 




  E1 > Отдых > Случайные мысли  
 
14 февраля 15:38

Фотография и история

Марина Соколовская

Помню очередь в мавзолей и очередь в первый московский «Макдональдс». А вот как я лет в восемь со сверстниками отплясывала на дискотеке в пионерском лагере под песенку «Путана, путана», хорошо помнит моя мама. С этого начались 90-е для меня. Один приятель, меня постарше, однажды в 90-е собрался эмигрировать в Канаду. Сел в самолет, а тот приземлился прямиком на Кубе.

Сразу три фотографические выставки в Екатеринбурге дают возможность осмысливать ту эпоху, посмотреть на жизнь до и после, в СССР, России и Германии. Выставка Олега Климова «Свидетели времени» в Фотографическом музее «Дом Метенкова» (о ней я писала здесь). Выставка Барбары Клемм «Свет и тень. Фотографии из Германии» в Екатеринбургской галерее современного искусства. Они обе также и об искусстве репортажа и искусстве рассказывать истории о фотографии. Третья выставка особицей — «Ельцин. Человек. Эпоха. Мы» в Свердловском областном краеведческом музее, в особняке на Малышева, 46. С нее и начну.

Выставка в Краеведческом музее объединила десятки снимков, черно-белых и цветных: портреты Б. Н. Ельцина, прочих политиков и сцены с согражданами. Митинги за и даже против, бездомные, жертвы терроризма, магазины пустые и современные супермаркеты. На выставке предпринята своеобразная попытка рассказать о времени через фигуру первого российского президента. Он выходит самым высоким и самым главным, ответственным и за наполнение магазинных полок товарами, и за приватизацию, за все-все. Смело и благородно с его стороны и со стороны музея.

За редкими исключениями это натуралистические по духу снимки. Потому что и сухая протокольная съемка, и запечатленная жизнь улицы, и фотографии из семейного архива — все вдруг оказалось далеко от создания в фотографии ярких пластических образов времени, а сродни моим детским воспоминаниям, в которых одинаково важны куплет «Союз нерушимый лежит под машиной...», Барби с гнущимися руками и с негнущимися, «а ты знаешь, что на улицах Москвы танки?», политико-экономические новости и мультсериал про Чипа и Дейла. Все это — фотографии на выставке, как и личные воспоминания — такие своеобразные свидетельства эпохи, каша образов, которые только предстоит осмыслить. Как-то так вышло (думаю, непредумышленно), что выставка проговаривается о том, что для описания эпохи Ельцина у нас нет общезначимых тропов и картинок, точнее — не нашлось воли, чтобы эту коллекцию ясных и тревожных образов сформировать. 90-е и эпоха Ельцина — не два ли параллельных времени в культурном самосознании страны? Чем больше картинок показывают, тем туманнее эпоха, как и характер ее героя. На выставке нет оценок, кроме одной: это было важное, переломное время.

Борис Кавашкин. Полки в обувном магазине пусты. Москва. 1992
Президентский Центр Б.Н. Ельцина/ИТАР-ТАСС
Анатолий Морковкин. Председатель Верховного Совета РСФСР, народный депутат СССР Борис Николаевич Ельцин. 1990
Президентский Центр Б.Н. Ельцина/ИТАР-ТАСС
Валерий Генде-Роте. На первом конкурсе «Московские красавицы». Москва. 1998 Собрание музея «Московский дом фотографии» Анатолий Семехин. Митинг в поддержку председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина. Свердловск. 1991
Президентский Центр Б.Н. Ельцина/ИТАР-ТАСС

Барби и супербурундуки, конечно, не попали в поле внимания серьезной, взрослой истории. Историю создавали люди с плакатами «Политике Ельцина — Да, "Союзу" Горбачева — Нет». Интересные фотографии делал Владимир Богданов. Он снимал не массы людей, а отдельных персонажей с лозунгами на картонках; так, кажется, фотографируют уличную моду и жизнь улицы. «Свобода сегодня или — никогда» — 1991 год. «Феминистки — за Ельцина». «Бывшие узники психушек — за Ельцина». Это 1993 год, кстати. Куда что делось?

Вдруг — фотография какого-то странного митинга: «Сергей Мавроди // Долгопрудный за тебя!». «Мавроди — в Госдуму, Правительство — в отставку». Вот это энтузиазм!

Начинается выставка с фотографий Анатолия Морковкина 1990 года, схватившего в своих снимках разнообразную мимику и жесты Б. Н. Ельцина. Похоже на вариации Майбриджа. Или вот фотографии, сделанные неизвестным: Б. Н. Ельцин и Б. Клинтон на ассамблее по случаю 50-летия ООН. Б. Клинтон хохочет и так и сяк, пока не складывается почти пополам. Ельцин и правда глыбой стоит и улыбается во весь рот. С нескольких отпечатков.

Л. Свердлов и Александр Чумичев. Президент РФ Борис Ельцин на опытном поле Всероссийского научно-исследовательского института зернобобовых и крупяных культур г. Орла. 1993
Президентский Центр Б.Н. Ельцина/ИТАР-ТАСС
Эдуард Песов. Эдуард Шеварднадзе в ожидании аудиенции. 1989
Собрание музея «Московский дом фотографии»
Борис Кавашкин. Рынок на территории Лужников. Москва. 1997
Президентский Центр Б.Н. Ельцина/ИТАР-ТАСС
А. Данилюшин. Приметы прошлого на свалке истории. Республика Коми. 1998 Президентский Центр Б.Н. Ельцина/ИТАР-ТАСС
Александр Шогин. Тысячи россиян собрались у Дома Советов России, чтобы выразить поддержку Президенту России Борису Ельцину и потребовать досрочных парламентских выборов. Митинг посвящен второй годовщине августовского путча. Москва. 1993
Президентский Центр Б.Н. Ельцина/ИТАР-ТАСС
Владимир Бутенко. В московском дворике. 1994
Собрание музея «Московский дом фотографии»

Это не выставка фотографическая, а скорее способ через документальную фотографию рассказать о герое и созданной при его участии и его решениями стране. Музей добавил к присланным из московских коллекций фотографиям документы и предметы, связанные с Ельциным и Уралом. Например, номера газеты «Клип», в которой публиковался среди прочего комикс о Ельцине. Смешной и располагающий к герою. Если бы тогда такой прочла, тоже, наверное, сказала: «Ельцин — да».

Политиков снимать — балансировать на грани серьезного и смешного. Фотографу дается палитра взглядов: от обожания и уважения до ярости и сарказма. Яркий образ предполагает нарушение чинности, власти героя снимка, а также нахождение некой неожиданной и прекрасной пластической формулы в кадре. За этим стоит сходить на выставку Барбары Клемм. В 2004 году ряд ее знаковых фотографий можно было увидеть в Екатеринбурге на выставке «Москва — Берлин. 1950-2000. Полвека в фотографиях». В том году она фотографировала в Екатеринбурге, и один из снимков отобрала для своей путешествующей по России персональной выставки. Как бы помягче описать это фото о русской свадьбе и екатеринбургской жизни... Идут. Невеста в платье с воланами смотрит влево. Жених курит, смотрит вправо. Там есть еще девица в мужском пиджаке (ого, в микроминиплатье!) и обуви с перекрещивающимися завязочками на икрах. И еще две или три с какими-то пакетами и почему-то не в нарядных платьях. Прохожие?
(Фрагмент) Барбара Клемм. Братский поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера, 30-летний юбилей ГДР, Восточный Берлин, 1979 Барбара Клемм. Леонид Брежнев, Вили Брандт, Бонн, 1973

Барбара Клемм — газетный фоторепортер, долгие годы снимала для "Frankfurter Allgemeine Zeitung". Помимо иных причин работа в газете предопределила выбор черно-белой пленки и выбор всегда одного точного кадра.

Одна из самых ее знаменитых фотографий — снимок со встречи Л. Брежнева и В. Брандта в 1973 году. Вальяжный Брандт в светлом костюме, чуть откинувшись на спинку кресла, запечатлен в центре группы. Он как капризная кинозвезда, к которой обращено все внимание. Но в равной мере полнотой власти обладает и Брежнев. Человек с краю снимка, не нуждающийся в нарочитом внимании окружающих, — чем не серый кардинал? Редкий по драматургии фотообраз политических игр. В каталоге выставки один из кураторов не зря сравнивает фотографии Барбары Клемм со скульптурой. Она, не отступая от документальности, не монтируя и не ретушируя реальность, выбором точки съемки, компановкой кадра с ходу, жестким отбором единственного снимка создает рафинированный фотопамятник событиям и людям.

Ей отлично удавались портреты толпы. Флаги, облака, группы людей, шары и линии света — она создала эмоциональный портрет падения Стены и объединения Германии, более однозначный, чем это смогли сделать представленные на выставке «Ельцин» российские фотографы в отношении краха СССР.

В 1996 году Барбара Клемм сняла музеефицированный контрольный пункт «Чарли» между советским и американским секторами Берлина. Это сооружение, увенчанное копией статуи Свободы. В кадре высоко в небе над Берлином летят птицы, а похоже — на самолеты. Каждая деталь говорлива в каждом, даже не эпохальном, снимке; символические значения вычитываются из оптических наблюдений.

На персональных выставках выстроить ясную визуальную историю времени проще, я понимаю. На выставке «Ельцин. Человек. Эпоха. Мы» есть примечательная фотография Александра Данилюшина «Республика Коми. Инта. Приметы прошлого на свалке истории» 1998 года. На крыше дома лежит ныне розоватая надпись «Слава КПСС» — буквы «стекли», как подтаявший крем с торта, а вот пейзаж — жуткая массовая индустриальная застройка — все тот же. Острые, скульптурные, как у Барбары Клемм, снимки создавались и в России. Но на выставке о Ельцине (где, повторюсь, в сюжете заявлено Мы) таких снимков мало, потому что снимков вообще много. Да, объединение Германии — это не распад СССР. Похоже, в отличие от немцев, мы не поняли — или, точнее, не согласились осознать, — кто же герои нашей истории последних десятилетий и вообще, чья это история.

В публикации использованы фотографии выставки «Ельцин. Человек. Эпоха. Мы», предоставленные Областным краеведческим музеем, а также фотографии выставки «Москва — Берлин. 1950-2000. Полвека в фотографиях», размещенные на сайте Екатеринбургской галереи современного искусства

   просмотров: 18441


  E1 > Отдых > Случайные мысли  
 
14.02.2011 15:38 Фотография и история

Фотография и история

Десятки снимков о жизни в 90-х. С обзором выставок — Марина Соколовская.


28.02.2011 18:25 «На фотографии не всегда нужна реальность», или Документальные свидетельства Олега Климова

«На фотографии не всегда нужна реальность», или Документальные свидетельства Олега Климова

Олег Климов: Я — газетный журналист, до остатков волос. Материал подготовлен Ульяной Долгиной.