поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Здоровье
Здоровье
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Аптеки  |  Новости:  Медицина  |  Публикации:  Будь здоров  |  Каталог:  Фитнес и спорт,   Косметология, салоны красоты,   Медицинские центры,   Стоматология,   Очки, линзы  |  Форумы:  Здоровье,   Беременность и роды,   Детское здоровье



  Архив статей  
 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  октябрь 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2008
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2007
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2006
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2005
январь  февраль  апрель  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2004
январь  март  апрель  май  июнь  июль  август  октябрь  ноябрь 

2003
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  октябрь  ноябрь  декабрь 

2002
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 




  E1 > Здоровье > Детская  
 
28 мая 17:15

Сдать экзамен: 5 стратегий подготовки и комментарии психолога

Алла Ануфриева, psychologies.ru

«Как вот это всё вообще можно выучить?» – в отчаянии вопрошают студенты и школьники, открывая очередной толстый учебник накануне очередного экзамена. «Как взять себя в руки и не волноваться?»; «Что делать, если я совсем ничего не помню?». Во время сессии, переводных и тем более выпускных экзаменов нервное напряжение охватывает всех – и тех, кто, в общем, интересовался учебным процессом, и тех, кто знакомство с предметом оттягивал до последнего. Но вот решающий момент наступил. Как успешно сдать экзамен? Как организовать свою жизнь в дни экзаменов так, чтобы провести это беспокойное время с максимальной пользой для дела, для собственного здоровья и – возможно – с удовольствием?

Мы собрали самые расхожие среди экзаменуемых установки и попросили прокомментировать их когнитивного психотерапевта Якова Кочеткова.



1. В последний день надо обязательно накачать себя информацией по максимуму. Наша кратковременная память ее удержит и выручит на экзамене.
Эта стратегия вполне может подойти тому, кто обладает математическим складом ума, хорошей памятью и логическим мышлением. Но в целом это не очень полезная установка. Все-таки объем нашей памяти ограничен и она, к сожалению, не подчиняется нашим прямым указаниям. Если вы 24 часа подряд будете забивать голову новыми сведениями, вы рискуете перегрузить память, и она сыграет с вами на экзамене злую шутку – та информация, которая «закачивалась» в последний момент, может не выскочить вовремя. Вы увидите вопросы – и… ничего не вспомните. Или начнете путать цифры, даты, формулы. А кроме того, чтобы сдать экзамен, очень важно не перегореть на старте. Если человек слишком много усилий затратил на подготовку и полностью выложился, он может прийти на экзамен опустошенным, у него просто не будет сил работать – ни эмоциональных, ни интеллектуальных. Поэтому лучше все-таки заниматься не больше 3–4 часов в день, причем не только учить новое, но и повторять ту информацию, которая была усвоена ранее.



2. В последний день перед экзаменом вообще нельзя заниматься: пусть мозги немного «остынут». Надо отдохнуть, погулять на свежем воздухе. Так информация немного «уляжется», и голова на экзамене будет работать лучше.
В целом это неплохая установка. Мы ведь предполагаем, что человек в течение года все-таки занимался. И если два-три месяца назад, закрепляя какую-то тему, он прорешал 20–30 однотипных примеров, значит, навык решения у него уже сформировался и в повторении этой темы нет необходимости. Хотя в полном отказе от занятий смысла тоже не вижу. Зачем лишать себя возможности перед сдачей экзамена пару часиков еще что-то почитать?

3. Перед экзаменом нельзя быть слишком спокойным и расслабленным – надо заставить себя понервничать, ведь в состоянии стресса лучше работает память, легче концентрироваться, все острее запоминается. И ни в коем случае не надо пить успокоительное – чтобы внимание не рассеивалось и напряжение не спадало.
Пить успокоительные препараты действительно нежелательно, они могут снизить концентрацию внимания и замедлить умственную активность в целом. Но с первым утверждением я не согласен. Часто такие установки возникают в результате обычных совпадений: человек понервничал накануне – и вдруг блестяще сдал экзамен. И он, заметив эту связь, сделал неверный вывод: у меня получилось, потому что я понервничал. А на самом деле заметить стоило бы иное – то, что в этот раз он действительно хорошо подготовился. Хотим мы того или нет, но стресс перед экзаменом появится помимо нашей воли, поэтому наша задача – его снизить, а не подогреть искусственно. Казалось бы, в состоянии стресса легче сконцентрироваться, это правда. Но полезен лишь короткий, здоровый стресс, просто рабочее волнение. А при нездоровом, затяжном стрессе мы чувствуем себя истощенными и не успеваем восстановиться. И вот очень важно, чтобы фаза экзаменов не совпала с фазой эмоционального истощения.



4. Чтобы успешно сдать экзамен, надо обязательно писать шпаргалки, причем от руки, и зарисовывать схемы – так информация запоминается лучше.
Я согласен. Задействование разных видов памяти помогает усвоению информации. Иногда можно даже использовать музыкальную память, голос – пропевать, например, какие-то формулы или фразы, положив их на простую мелодию. Составляя план ответа, конспект, рисуя схемы, вы таким образом структурируете свои знания и выстраиваете ассоциативные связи между разными фактами. Не нужно думать, что без этого ничего не запомнить, но шпаргалки всегда помогают.

(Подробнее о мнемонических приемах, помогающих готовиться к экзаменам, можно прочитать в книге Людмилы Петрановской «Что делать, если ждет экзамен?» (АСТ, 2013)

5. Перед экзаменом очень важно соблюдать приметы – не мыться, не стричь ногти, на ночь положить учебник под подушку, а утром – пятак (монету) под пятку. Как ни странно, многим школьникам-студентам эти приметы помогли сдать экзамен!
Наше магическое мышление ищет такого рода совпадений. Спортсмен говорит себе: я в этой майке победил, она приносит счастье, буду в ней бегать дальше. И эта майка становится талисманом, частью важного ритуала. Подобные приметы, ритуальные жесты помогают успокоиться и сосредоточиться одновременно, они как будто сигнализируют нашему мозгу: «Все в порядке, у тебя получится». Но приметы срабатывают только в том случае, если вы занимаетесь.



Еще две подсказки от Якова Кочеткова:
Тем, кто склонен к перфекционизму и черно-белому мышлению – «либо я сдам лучше всех, либо я неудачник», хочу напомнить о законе оптимума мотивации Йеркса-Додсона (Yerkes-Dodson law, 1908). Суть его в том, что чаще всего выигрывают не те, у кого самая высокая мотивация. И не те, у кого она низкая. Наиболее успешны те, у кого уровень мотивации оптимален. Оптимальная мотивация – это когда вы очень хотите выиграть (сдать экзамен), но при этом готовы к тому, что у вас не получится все так, как вы рассчитывали. Тот человек, который говорит себе: «я умру, если не буду сегодня первым», – может проиграть, потому что перегорит еще до начала состязаний. У него слишком сильный стресс. Для нормальной выработки гормона стресса нужен оптимальный уровень мотивации. Поэтому очень важно внутренне допустить для себя возможность не самого лучшего, но приемлемого результата: «Я хочу сдать ЕГЭ на 100 баллов, но я допускаю, что сдам на 80, и это тоже будет хороший результат».

Как взять себя в руки, если перед экзаменом вас охватывает панический страх? Пытаться успокоить себя словами «все будет хорошо» бесполезно. Вспомните о таких способах релаксации, как аутотренинг и медитация – они реально помогают. Если вы с ними пока не знакомы, попробуйте использовать такой парадоксальный прием, как «техника наихудшего исхода». Скажите себе: «Я провалюсь. Хорошо. Что будет дальше, после провала? Кончится ли моя жизнь на этом?» Детально нарисуйте себе варианты развития событий при самом худшем раскладе. Вы увидите, что из любой ситуации можно найти более-менее приемлемый выход, и ваша тревога снизится.

   просмотров: 7565


  E1 > Здоровье > Детская  
 
06.05.2014 15:40 Детские поделки к 9 Мая

Детские поделки к 9 Мая

Несколько идей, которые понравятся мальчишкам, девчонкам и их родителям.


12.05.2014 11:33 Как научить подростка питаться правильно

Как научить подростка питаться правильно

Семейные обеды против гамбургеров и кока-колы.


15.05.2014 14:34 9 самых популярных детских страхов

9 самых популярных детских страхов

В 4–5 лет страшные существа «выходят из сумрака».


20.05.2014 10:48 10 фраз, которые не стоит говорить своим детям

10 фраз, которые не стоит говорить своим детям

Даже безобидные, на первый взгляд, слова могут ранить детскую самооценку.


28.05.2014 17:15 Сдать экзамен: 5 стратегий подготовки и комментарии психолога

Сдать экзамен: 5 стратегий подготовки и комментарии психолога

Расхожие среди экзаменуемых установки комментирует когнитивный психотерапевт Яков Кочетков.