Реклама
СЕЙЧАС -1°С
Все новости
Все новости
Apocalypto / Апокалипсис
Историческая драма
США, 2006
Режиссёр: Мел Гибсон
В ролях: Далия Хернандез, Майра Сербуло, Герадо Тарасена, Рауль Тружильо, Руди Янблад


Мы пойдем искать новый мир.

С появлением на улицах Екатеринбурга постеров с рекламой «Апокалипсиса», я думал не о том, какой будет четвертая режиссерская работа Мэла Гибсона, но «Гибсон! Опять!» Признаюсь, я повел себя почти так же, как Рената Литвинова ведет себя, когда берет интервью, приговаривая «боже-боже» и неся восхитительную околесицу.
Затем я обратился к официальному сайту и посмотрел трейлер. Прочитал все вменяемые статьи, посвященные выходу фильма, и к восьмому числу был готов вкушать и воспринимать.

Чего я ожидал? Во-первых, аутентичности: все-таки «Храброе сердце» и тем более «Страсти Христовы», с их древнеарамейским языком и бережным отношением к легенде, позволяли думать, что и в этот раз мастер преподнесет что-то подобное. Во-вторых – зрелищности и красок (согласитесь, что многим не чуждо поедание попкорна во время сеанса – да, я о хлебе и зрелищах). Но сомнения все же присутствовали. Упорно лезли в голову мысли о том, что самоповтор для режиссера – это плохо, использование приема полного погружения – наскучило; и вообще, Голливуд, за некоторым исключением, изжил себя еще в семидесятых. Но первое – это почерк автора, второе – поклон аутентичности и скрупулезности в изучении исходного материала и попытка сделать то, чего не было со времен «Прибытия поезда...» братьев Люмьер и шедевров Хичкока.
В общем, шел я в кинотеатр в сомнениях и азарте – как раз тот настрой, чтобы максимально беспристрастно и безоценочно смотреть кино.

Когда кончились все трейлеры (из которых авансом хотелось бы отметить «Мертвых Дочерей», на что хочется пойти и «Жару», от слащавости которой мне захотелось прополоскать мозг), первое, что я увидел был эпиграф: «Цивилизацию только тогда можно захватить снаружи, когда она изжила себя изнутри».
А потом началось чудо.

Первые кадры охоты на тапира, мощь и энергия, передаваемые через стремительную камеру, которая тоже участвовала в дикой гонке по джунглям, то в роли жертвы, то в роли преследующего, одного из племени, растворили меня в кадре и уже не отпускали. Я сам был охотником. Я сам убегал от бегущих за мной коренных жителей материка.
После забавной сцены дележки мяса, в лесу появилось другое племя, что было нарушением границы. Это как если бы гарнизон пограничников вдруг наткнулся на беженцев той же национальности, но идущих из соседней страны. Главный охотник и человек, ведущий свое племя, вели переговоры. Их дипломатия, вполне сходная с нашей (таких неявных параллелей во всем фильме сколько угодно), привела к тому, что идущее к «новой и лучшей жизни» племя выплатило рыбой дань и ушло дальше, изрядно напугав главного героя фильма – Лапу Ягуара.

Собственно в этой завязке и кроется вся суть. Видя страх в глазах своего сына, отец Лапы Ягуара сказал ему, что «страх – это болезнь» и велел выбросить его из головы, не ходить с ним в племя.

«Апокалипсис» целиком посвящен страхам, побегу от него. Это попытка разобраться в себе и показать слабость цивилизации. Любой цивилизации – даже нашей.
Цитируя Ст. Кинга, мало кто способен «не забыть лицо своего отца», далеко не всякий воин может во время понять что для него важнее, в какой роли он находится и вовремя остановиться, чтобы сказать: «Я не боюсь».

Поделиться

Апокалипсис – это далеко не конкистадоры с их огнестрельным оружием и жаждой золота. Та цивилизация, приносящая жертвы своим пьяным от крови богам, те жрецы, что правят с высоты пирамид, те из нас, что гниют изнутри, подверженные страхам, спешащие не жить, но наживаться – по сути своей апокалиптичны. Цивилизация пожирает себя изнутри, позволяя кому-то извне, победить себя и, уставшая, уходит: освобождает место для нового апокалипсиса.

Не думаю, что это всего лишь попытка показать несуразность происходящего сейчас – это было бы слишком просто. «Апокалипсис» Мэла Гибсона – это фильм о человеке, чье перманентное желание обретения лучшего места, несмотря на постоянную охоту, в которой роли меняются в зависимости от степени заражения личности – вполне возможно. Это фильм о вере и страхе, о болезни и лекарстве от нее.


Добрый день! Уже не в первый раз наш кинокритик знакомится с фильмом ранее официального дня проката. Автор этого текста, Илья Антропов, вчера присутствовал на пресс-показе в Киноцентре «Екатерининский» (администрацию которого мы глубочайше благодарим), и вот уже делится своими впечатлениями. За что ему спасибо!

Что касается меня, восторгов по поводу Мела Гибсона или новой его ленты я не испытываю. Простите, если невольно затрону ваши чувства, однако скажу, что режиссер, демонстрирующий некоторую стабильность, из ряда «хорошистов» не выбивается. Пусть он аутсайдер, но аутсайдер без знака плюс. Снимать бы Мелу Гибсону кино, в котором действие составляет основу содержания, и чтобы никаких провидческих изречений. Все раздражения, которые вызывает его личность, как правило, связаны с тем, что берется он за темы, на проверку оказывающиеся не по зубам. «Апокалипсис» – это хороший, бодрый фильм, только причем тут майя и выводы, претендующие на открытие?

Как Илья уже написал, действие картины предваряет цитата из Дюрана: «Великая цивилизация не может быть завоевана извне, пока не разрушит себя изнутри», – которую Мел Гибсон визуализирует, опираясь на собственные представления, знания и опыт. Меня во всем этом не удовлетворяет то, что он менталитет современного «цивилизованного» человека проецирует на майя. Я как несостоявшийся культуролог скажу, нечего со своими мерками соваться в чужую культуру. Пониманию жизни «другого» это только вредит. Не знаю как для вас, для меня в погибших цивилизациях более всего интересны вопросы, не ответы. Но и на сенсационность «заявление» Гибсона не дотягивает. У него майя – дикие и тупые, на что мне хочется возразить: как же им удалось оставить столько тайн и загадок?

Мел Гибсон помешан на натурализме, чего я искренне не могу понять. Наши представления о кинематографе диаметрально противоположны, и я все-таки остаюсь при убеждении, что у любого фильма должны быть душа. Иначе почему бы не посвятить свою жизнь агитационным роликам – результат-то одинаков.

Обсудить фильм
  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter