поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Афиша Екатеринбурга
Афиша Екатеринбурга
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Телепрограмма  |  События:  Кино,   Театры,   Спектакли,   Опера,   Балет,   Мюзикл ,   Выставки,   Концерты,   Вечеринки,   Разное,   Детям,   Гастроли,   Спорт  |  Публикации:  Случайные мысли,   Кинокритик,   Книги говорят




  Архив статей  
 

2017
январь  февраль  март  май 

2016
ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2008
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2007
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2006
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2005
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2004
июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 




  E1 > Афиша > Кинокритик  
 
12 января 18:55

Дедукция как сверхспособность, или Песок на ботинках Ватсона

Георгий Ковалев
— Ватсон, сегодня я видел у вас на ботинках крупицы песка. Вы что, гей?
— Но почему, Холмс?
— А почему бы и нет, Ватсон?

Это, если что, старинный анекдот, но в дебоширский фильм Ричи он вписался бы неплохо. Вообще Шерлок Холмс оброс всяческими апокрифами, словно Чапаев; а вернее, просто давно вышел за пределы начертанного Конан-Дойлем архетипического силуэта с охотничьей шляпой и трубкой, от трактовки к трактовке (режиссерской, писательской, какой угодно) перевоплощаясь из рассудительного интеллигента-денди в кокаинового эксцентрика, из ловкого авантюриста — в продукт воображения доктора Ватсона. Даже странно, что за все время экспериментов с каноном так и не появилось по-настоящему раскрученного хулиганского Холмса. Видимо, претендентам просто не хватало обаяния Роберта Дауни-младшего.

***
Очередной заход на рестайлинг Холмса начался со сценария Лайонеля Уигрэма, подкрепленного нуарными комиксными набросками, которые будто бы должны были выйти полноценной книгой одновременно с фильмом. Позднее оказалось, что это промо-материалы, а не самостоятельный продукт, и тем не менее жанрово «Шерлок Холмс» ближе всего именно к кинокомиксу. Если раскадрировать фильм, контрастно раскрасить картинку, стенографировать едкие диалоги в облачка и издать все это под одной обложкой — результат можно заранее включать в топ-10 бестселлеров рынка графических романов.

Привычка здешнего Холмса моментально разворачивать полную биографию первого встречного, исходя из консистенции грязи у того под ногтями, воспринимается еще как должное, как элемент холмсообразующий. Но, будучи доведенной до статуса сверхспособности, моментальная дедукция, да еще и в сумме с кулаками и рефлексами опытного боксера и шахматным многоходовым расчетом, с мягким сарказмом в каждом слове и непосредственностью в каждом жесте, мгновенно располагающими бытовым сумасбродством (вроде игры на скрипке в банджо-стиле в минуту душевных раздумий) и улыбчивой расхлябанностью Дауни-младшего, формирует блестящий образ классического палп-супергероя. Прямо с обложки крутых старых комиксов, с надписью «new amazing mystical adventure!». Такой начитанный бонд-неформал конца XIX века, в любой момент готовый сорваться из захламленых апартаментов на Бейкер-стрит, в погоне за преступником на ходу облачаясь в нищего, из каталажки отправляясь прямо на светский прием в одном и том же мятом костюме. Никаких кабинетных расследований и рассматривания улик через лупу, только погони, взрывы, драки с портовыми уголовниками и уличный юмор.

Представительный доктор Ватсон в идеальном исполнении Джуда Лоу (и в некоторых ракурсах удивительно похожий на Ватсона Соломина) служит подушкой безопасности между эпическим сыщиком и внешним миром (и еще неизвестно, кому эта подушка нужна больше), периодически грозясь уйти во внехолмсовскую жизнь (при том, что оба отлично понимают бесплодность этих угроз). Линия взаимоотношений Холмса и Ватсона — пожалуй, лучшее в фильме: они беспрестанно пикируются; пускаются в авантюры, действуя единым целым; трогательно сходятся-расходятся; и в воздухе между ними временами витает забавная конфузливость с подтекстом; особенно когда мужественный детектив прилюдно сообщает напарнику, что позаимствовал его новый сюртук, или отваживает от него очередную пассию, беспардонной дедукцией раскрывая ее истинные мотивы. В общем, совсем как супруги с сорокалетним стажем — уже и видеть друг друга не могут, и все же нормально чувствуют себя только вместе.

Но для тех, кто со справедливым подозрением относится к подобной мужской дружбе, здесь есть и вполне традиционная лав-стори про авантюристку Ирен Адлер, боевую подругу Холмса, вернее даже, этакий женский его вариант. Как и полагается, она играет то за хороших, то за плохих, балуется с чувствами бедного сыщика и стреляет при каждом появлении в кадре, иногда не только глазами. Наконец, в одной из сцен фигурирует привязанной к конвейеру на заброшенной скотобойне. Еще одна галочка в перечне атрибутов здорового кинокомикса.

А вот основной антагонист Холмса в фильме, лысый сатанист лорд Блэквуд, затевающий порабощение мира, смотрится даже слишком карикатурно, интригуя не сильнее злодеев из «Скуби-Ду». Впрочем, это, видимо, самый подходящий вариант для первого выпуска — выдернуть для начала кого-то со вторых ролей, устроить на нем показательные выступления, и уже дальше выкатывать основную программу, самое сладкое. Тем более что незадействованной тяжелой артиллерии в шерлокиане осталось немного: профессор Мориарти припасен на неминуемый сиквел, а что дальше? Очевидно, оборотень Баскервилей. А потом обязательно дойдет до противостояния Ватсона со взбесившимся от рутины Холмсом. Запомните, где вы впервые это прочитали.

При таком подходе слегка пострадала собственно детективная интрига, не особенно увлекающая; обеднела сама история «Шерлока», рассказанная в уютной эстетике викторианского стимпанка, развивающаяся бодро и по правилам, но все же в логике заурядного для Холмса происшествия, привычной еженедельной работы; с предумышленным сохранением сценарных мощностей на следующие части. Очевидно, эти рамки и не дали во всю ширь развернуться Гаю Ричи, а ведь именно для детективного жанра его квалификация переплетчика сюжетных линий — профильная. Но они, линии, были завязаны без его участия, узлом крепким и незамысловатым. Это первый фильм британца, посмотрев который с чистого листа, нельзя с уверенностью сказать, что его ставил именно Ричи; первый, который недостаточно охарактеризовать просто как «фильм Ричи». Прежнего Ричи, по крайней мере.

Впрочем, он неплохо разобрался с ограниченным пространством готового сюжета Уигрэма, вдохнув туда фирменной динамики событий и характеров. Персонажей немного, зато все — подлинно ричевские: разбитные, чудные, местами блатные; в диалогах мелькают знакомые английские солености (хотя реже и проще, чем хотелось бы); отдельные кадры и сцены подмигивают самоцитатами (подпольный бокс на деньги); чудесен монтаж, ловко сбивающий зрителя с толку сочными флэшбэками. Кинокомиксные приемы аранжируются со спасительной самоиронией, так что фильм удачно балансирует между палпом и пародией на палп, как и должно быть в 2009 году. В этом «Шерлоке» попросту всё легко, смешно, да и неглупо; чувствуется, что команда, работавшая над ним, мыслила в одном ключе и творила в охотку.

***
Вердикт: Упругий безбашенный кинокомикс по конан-дойлевским мотивам, ричевский не на 100%, но все-таки выполненный по большей части его узнаваемым остроугольным почерком. Прилагаются блистательные Дауни-младший и Джуд Лоу, а также открыточные виды викторианской Англии и зверски аутентичный саундтрек Ханса Циммера, полный пропитанных пивом трактирных мелодий.

Обсудить фильм

   просмотров: 9286


  E1 > Афиша > Кинокритик  
 
11.01.2010 13:14 В яблочко!

В яблочко!

«Шерлок Холмс»: пропустить нельзя!


12.01.2010 18:55 Дедукция как сверхспособность, или Песок на ботинках Ватсона

Дедукция как сверхспособность, или Песок на ботинках Ватсона

Рецензия на фильм «Шерлок Холмс» Гая Ричи.


18.01.2010 14:14 Сто миль одиночества

Сто миль одиночества

Максим Кассандров: «Я ждал "Мне бы в небо" как глубокого личного события».


20.01.2010 18:27 По дороге с облаками

По дороге с облаками

«Мне бы в небо» — одно из самых качественных произведений прошедшего года.


22.01.2010 12:23 Танцы с волками далеких планет

Танцы с волками далеких планет

Кэмерон свой «Золотой Глобус» получил за дело? Как знать.


26.01.2010 13:57 O Кейне замолвлю я слово

O Кейне замолвлю я слово

Григорий Дидковский: «Этот мрачный, дождливый, кровавый рубиловный фильм мне очень понравился».


28.01.2010 15:32 Яйца судьбы. Уморительно смешно

Яйца судьбы. Уморительно смешно

В лучших традициях «Нашей Раши».


29.01.2010 17:30 Приготовьтесь, ваш разум выключается

Приготовьтесь, ваш разум выключается

Терри Гиллиам снял фильм для тех, кто согласен сойти с ума.