Реклама
СЕЙЧАС +2°С
Все новости
Все новости

Поделиться

Талант придумывать и рассказывать фантасмагорические сказки — редкий талант. Им обладал, например, Льюис Кэрролл — в литературе. В современном кино таких, в лучшем смысле слова, безумных сказочников осталось, пожалуй, двое — Тим Бертон и Терри Гиллиам.

«Воображариум доктора Парнаса» стал легендой задолго до выхода на экраны. Длительная подготовка и съемочный период, смерть исполнителя главной роли Хита Леджера, проблемы с финансированием и при этом феерический актерский состав — все это только подогревало ажиотаж у той части публики, для которой что-то значат слова «Гиллиам» и «Монти Пайтон».

Ожидания не обмануты. Сказка от Гиллиама вновь оказалась ни на что не похожей. История ярмарочного балаганчика во главе с вечно живущим доктором Парнасом, который путешествует по городам и по времени, давая возможность каждому желающему за 5 фунтов окунуться в мир своих фантазий, словно соединяет самые известные, архетипические сюжеты... И извечный — о сделке с дьяволом, и тему Зазеркалья как отражения грез, и линию «принцесса-чудовище», и еще много чего. Получилась такая «сказка сказок» в духе абсурдистского монти-пайтоновского карнавала, из которого в свое время и вырос Гиллиам.

Отдельной похвалы режиссер заслуживает за то, как он выкрутился из, казалось бы, безвыходной ситуации, возникшей в связи с уходом из жизни главной актерской звезды «Воображариума» Хита Леджера в разгар съемок. Идея давать его герою Тони Шеппарду при каждом походе в Воображариум новое лицо — Деппа, Лоу и Фаррелла, поочередно сыгравших такие непохожие воплощения Тони, — была вынужденной, но в фильме она таковой абсолютно не выглядит. Словно так и задумывалось. В духе все тех же сказок: «ударился Иван-царевич оземь и обернулся Джудом Лоу…»

«Воображариум», как ни парадоксально, провоцирует сравнение с кэмероновским «Аватаром» — хотя сложно и представить визуально и стилистически два более непохожих фильма. Киноязык Гиллиама куда более эстетский. Разумеется, кассовых сборов «Аватара» доктору Парнасу не видать, даже если прокат будет длиться вечно, как жизнь хозяина Воображариума. Но сближает эти совсем разные картины то, что они возвращают кино его изначальный смысл — не учителя жизни, не развлечения отчаявшихся домохозяек, не жвачки для мозгов тинейджеров, но великой иллюзии. Того самого волшебного зеркала доктора Парнаса, заглянув в которое, ты погружаешься в мир грез, помогающий лучше понять мир реальный. Забавно, что при том сам Гиллиам в «Воображариуме» не дает однозначной трактовки — действительно ли доктор Парнас приоткрывает дверь в Зазеркалье? или весь этот мир — суть игра ума старого пьяницы-балаганщика?..

…Лучшая и исчерпывающая похвала этому фильму — слова зрительницы после сеанса: «Мне не хотелось уходить из зала. Даже после титров. Я сидела и ждала — вдруг на самом деле возникнет волшебное зеркало, через которое можно шагнуть в Воображариум?..»

Обсудить фильм

Максим Кассандров

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter