E1
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-4°

облачно, без осадков

ощущается как -9

4 м/c,

сев.

730мм 65%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Мой дом Полезные статьи Все пропьем, но школу не опозорим

Все пропьем, но школу не опозорим

Тотально-разноплановый — и у фестивально-эстетствующего, и у массового зрителя — успех географа, который пропил глобус, заставляет говорить уже не только о самом фильме как произведении, но и о феномене его влияния. Конечно, роман Алексея Иванова в свое время тоже был весьма популярен, но — так уж повелось издревле на Руси, что в кино тут ходят чаще, чем читают книги. Потому для широкой публики эта история родилась именно сейчас. Родилась — и выстрелила.

… Велик соблазн объяснить все точным поколенческим посылом — мол, и реальные пацаны, и интеллигентствующие лузеры из лихих 90-х, когда была написана книга, ныне легитимизировались в креативном классе и пришли радостно поузнавать себя на экране. Но, мне думается, «Географ» соединяет гораздо более глубокие слои коллективного подсознательного. Пожалуй, впервые я увидел так искусно взбитый микс из голливудского стандарта, классической русской литературы, советского кино (вот они, те детки, которые дожили до понедельника!) и психоделии формата Джима Джармуша (многие эпизоды сплава по реке — прямой отсыл к хрестоматийному фильму «Мертвец» с Деппом). Эклектика в данном случае — не раздражающий фактор, а вполне оправданный художественный прием, помогающий, к тому же, достучаться до зрителей самых разных мастей. Каждый снимет свой пласт породы.

Главная удача — это, безусловно, главный герой, тот самый (псевдо)учитель географии, типичный персонаж XIX века с разночинской фамилией Служкин, Онегин в потенциале, вынужденный ютиться в шинели Акакия Акакиевича. Нервическая пластика Хабенского попадает в этот образ едва ли не с идеальной точностью. Он поднимает этот фильм над повседневностью довольно чернушной истории про нравы провинциального городка (вместо Перми тут легко мог быть и Челябинск, и родной Екатеринбург… да велика Россия), где пропит уже не только глобус, но и более важные вещи. Казалось бы, антураж окраин Прикамья должен вызывать уныние и воспоминания о кинематографе времен ранней постперестройки, однако же зрелище — и в первую очередь благодаря Хабенскому — не вызывает смутности и тягостности. Служкин — живой, несмотря на атомные дозы употребляемого алкоголя, и это выгодно отличает его от большинства других персонажей.

Композиционно и настроенчески картина четко делится на две равновеликие части: масштабное интро карнавально-иронического толка с горьким привкусом паленой прикамской водки, где мы знакомимся с незадачливым географом и его непутевой личной и профессиональной жизнью, и собственно героическо-сюжетная часть — с походом и сплавом по реке вместе со школьниками, где Служкин уже предстает в роли если не Брюса Уиллиса, то как минимум уже упомянутого Деппа. О чудесном преображении героя говорить не приходится — в походе географ пьет не меньше, чем на «гражданке», да и бестолковости в его действиях не убавляется, — но в природном ландшафте все эти тактико-технические характеристики парадоксально работают во благо. Лирическая линия с прекрасной десятиклассницей Машенькой Большаковой дала повод обвинить фильм чуть ли не в пропаганде педофилии, хотя любому более-менее продвинутому кинопользователю понятно, что Машенька, как когда-то Татьяна Ларина, важна не сама по себе, а в качестве катализатора, помогающего проявить всю тонкость душевной организации главного героя.

«Географ», при всех своих перегибах в пафосе, оставляет очень мощное впечатление. Безусловно, эта картина войдет в историю отечественного кино — не только как самоценный художественный факт, но и как мировоззренческий манифест. Гимн лузерству как единственно адекватному ответу на извечные свинцовые мерзости русской жизни. Апология подчеркнутой ни-во-что-не-вовлеченности как способа сохранить себя. И при всем этом — способности на подвиг. Пускай закольцованная композиция возвращает героя все на тот же балкон невзрачной многоэтажки, но даже такой сюжет — без шансов на хэппи-энд — позволяет нам понять что-то очень важное, претендующее на категорический императив для целого поколения. Например, такой, который вынесен в заглавие рецензии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления